Конкурс инструкций
Промо

Что нужно знать о системе электронных чаевых

Почему она повышает лояльность сотрудников и гостей

Материал подготовлен при поддержке Банка ПСБ

Осенью 2020 года ПСБ запустил новую услугу — сервис электронных чаевых. Владельцы кафе и ресторанов получили возможность перенастроить терминалы оплаты так, чтобы официанты могли получать вознаграждения от клиентов в безналичной форме.

Никита Хомутов
заместитель директора департамента электронного бизнеса ПСБ

Видит ли банк преобладание безналичных транзакций в заведениях? Как ситуация меняется, насколько быстро и что нас ждёт в будущем?

Заведения можно разделить на два типа: рестораны и небольшие кафе — фаст-фуды с невысоким средним чеком. В последних доля безналичных платежей всегда была выше — как правило, на уровне 70–80%. В ресторанах со средним чеком 2500–3000 рублей, по оценкам аналитиков ПСБ, летом прошлого года банковскими картами расплачивались 60–65% посетителей.

После первой волны пандемии доля безналичного расчёта в дорогих ресторанах увеличилась до 80%. В будущем, по нашим ожиданиям, эта цифра дойдёт до 85–90% и закрепится на этом уровне.

По статистике Центробанка, по всей России доля безналичных платежей за товары и услуги в первом квартале 2020 года составила 69%. Объём рынка безналичных чаевых сейчас составляет порядка 20 млрд рублей, а к 2023 году по некоторым оценкам экспертов может вырасти в 2,5–3 раза, до 50–60 млрд рублей.

Насколько востребована сейчас услуга электронных чаевых?

Надо отметить, что эта услуга востребована не только со стороны заведений и официантов, но и со стороны клиентов. Достаточно часто возникают ситуации, когда после обеда или ужина в ресторане клиент хочет оставить чаевые, но у него нет с собой наличных. Или же это неудобно чисто технически: например, при оплате с помощью QR-кода, если не привязан электронный кошелёк, нужно будет вводить номер карты. А если оплачивать кредитной картой, то банк возьмёт с клиента комиссию.

Сотруднику ресторана, в свою очередь, придётся заплатить проценты при снятии денег с электронного кошелька. В итоге официант так или иначе теряет дополнительный заработок полностью либо частично.

Какой максимальный размер чаевых можно оставить через электронную систему? А если гость захочет оставить больше?

Максимальный размер на этапе запуска был 20%, сейчас он составляет 30% от счёта. Мы будем развивать сервис, чтобы появилась возможность дальнейшего увеличения процента чаевых.

Если я оставил официанту 100 рублей, какую сумму он получит?

У платёжных систем Visa, Mastercard, «Мир» есть свои тарифы, поэтому банк берёт комиссию 5% или минимум 50 рублей. Но не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт.

Как защищены деньги официанта на электронном счету? А вдруг их кто-то украдёт?

Чтобы пользоваться этим сервисом, официант регистрирует свою личную карту в POS-терминале, через чип-ридер с неё запоминается фамилия, имя и номер. Здесь нет электронных счетов, электронных кошельков, а деньги приходят напрямую на банковский счёт официанта. Так что система защиты такая же надёжная, как и у банковских карт.

Можно ли вывести на карту банка другой страны?

Деньги можно получить на любую карту любого банка, но только открытую в России.

Облагаются ли электронные чаевые каким-то налогом? Это ведь тоже доход.

Чаевые налогами не облагаются и не являются доходом для физического лица — согласно письму Минфина они отвечают признакам договора дарения.

Какие нюансы вывода средств есть для получателя, берёт ли банк комиссию?

Никаких нюансов. Если у официанта карта Visa или Mastercard, то в районе полуночи банк зачислит ему денежные средства. С платёжной системой «Мир» получение происходит четыре раза в день. Комиссия банка — 5% или минимум 50 рублей, если это Visa или Mastercard. Если получатель использует карту «Мир» — до конца февраля зачисление бесплатно. При выводе средств никаких комиссий нет. Система такая же, как, например, при зачислении зарплаты и снятии денег из банкомата.

А как эта услуга выглядит для посетителя заведения?

Для гостя фактически это обычная оплата, как и при любых других покупках. Путь клиента выглядит так: официант спрашивает, каким способом удобно расплатиться, и сообщает о возможности оставить чаевые с помощью карты без комиссии.

Далее официант выбирает в терминале способ оплаты с чаевыми, выбирает себя, подтверждает, вбивает сумму чека и по умолчанию предлагает гостю оставить 10% чаевых — на усмотрение клиента, как и всегда. Сверху на дисплее при этом есть пометка, что максимальный лимит составляет 30%. В рамках этих процентов клиент может оставить чаевые. Сумма чаевых на этом этапе не указывается, она появляется только в процентах. Дальше официант нажимает зелёную кнопку, высвечивается финальная сумма, и гость ресторана прикладывает карту к терминалу.

Что нужно, чтобы настроить систему приёма чаевых? Требуется ли менять терминалы на новые или что-то покупать дополнительно?

Сервис интегрирован в POS-терминал — устройство для приёма безналичной оплаты. Для подключения системы чаевых нужно обновить дистанционно уже установленные терминалы или получить новые с этой функцией. Подключение услуги — бесплатное. Никакого дополнительного оборудования не нужно.

ПСБ запустил проект совсем недавно, сейчас к нему подключено шесть ресторанов Ginza Project и ещё несколько московских заведений, и пока мы целенаправленно его не масштабируем — он находится на стадии отлаживания процессов. Но уже сейчас система электронных чаевых получила отличную обратную связь от официантов, большой спрос со стороны ресторанов. А для ПСБ это новый продукт, который позволит увеличить количество клиентов и ресторанов в портфеле за счёт сервиса и его удобства.

Сколько стоит обслуживание системы — целесообразно ли ей пользоваться, если у меня небольшое кафе на несколько столиков?

Расходы владельца заведения с подключением сервиса не изменятся. Оплата такая же, как за обычный эквайринг. Ресторатор благодаря этой системе увеличивает лояльность своих сотрудников, позволяя им зарабатывать и получать дополнительный доход. А клиентам предоставляет удобство для совершения оплаты.

{ "author_name": "Промо", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 9, "likes": 7, "favorites": 30, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 180661, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 25 Nov 2020 13:29:12 +0300", "is_special": false }
Конкурс технических инструкций
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Про 5% со стороны банка деликатно умолчали, с суммы за день, как у платёжной системы,  или с каждого чека

Ответить
0

Почему умолчали?
"не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт."

Ответить
0

нет чаевых - нет проблем

Ответить
0

Уже оставлял чаевые в Шоколаднице. Но, видимо, через ваших конкурентов. 

Ответить
2

Вариант с QR намного предпочтительнее, нежели когда официант сам спрашивает.

Ответить
0

тут интеграция в POS, видимо

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Электронные чаевые, можно запустить также через сервис "Чаевые просто" и минимального платежа нет. 

Ответить
0

Было бы кому чаевые оставлять, единичные заведения имеют классных уважаемых официантов!!!

Ответить
0

Чаевые? Мне кажется тут единственное верное решение это их не платить. 

Ответить

Комментарии

null