Критика: стоит ли сдавать автомобиль в аренду каршеринговому сервису
Спикеры критикуют программу YouDrive Pool, а представитель компании защищает продукт.
Материал подготовлен при поддержке YouDrive
В начале 2019 года YouDrive запустил программу Pool, позволяющую частным лицам сдавать автомобили в аренду для работы в каршеринге. YouDrive берёт на себя все заботы по покупке, регистрации, обслуживанию автомобиля и последующей продаже, а пользователь, инвестировавший деньги в приобретение новой машины, получает ежемесячно до 27 600 рублей дохода от её использования — около 11% годовых в течение трёх лет.
Несколько людей, которые увлекаются каршерингом и следят за развитием рынка, рассказали, что их смущает в новом сервисе. А представитель YouDrive Антон Гулидов — ответил на их сомнения и попытался развеять опасения.
Непонятно, что будет с доходами в случае ДТП
Иными словами, получу ли я выплаты за стоимость автомобиля единоразово, плюс ежемесячную доходность в 11% до конца срока договора (три года)? Если не до конца срока, должен ли я оплатить неустойку за преждевременное расторжение? Деньги за непригодный к восстановлению автомобиль выплатят сразу или частями?
А что будет если тотал случится в первые два месяца (во время которых, по условиям программы, нет выплат, так как доход с автомобиля уходит на оплату оборудования, резины, оклейки)? Деньги вернут, а я спишу инфляцию за прошедшие два месяца? Много вопросов, ответы на которые наверняка есть в договоре, но он не публичен и доступен после регистрации.
По экономике тоже есть определенные сомнения, если рассматривать это предложение как инвестиционный продукт и сравнивать его с другими доступными продуктами. В течение трёх лет вы получаете 11% годовых, но это не сложный процент и в рублях, которые подъедает инфляция.
Важно учесть, что транспортный налог и налог на прибыль платить тоже пользователю. Зафиксировать прибыль и убыток ранее чем через три года не получится — нужно платить неустойку. Я не силён в инвестициях и надо сравнивать более детально, но сейчас предложение похоже на консервативный инструмент вроде срочного вклада или облигаций, с пока не ясным уровнем риска.
Давайте смоделируем конкретную ситуацию. Предположим, клиент стал участником программы, а через полтора года автомобиль попал в аварию, после которой не подлежит восстановлению.
В этом случае, клиент получает единовременную выплату, которая сохранит его доходность в 11% до момента аварии. Проще говоря, вы просто зарабатывали в программе по ставке 11% не три года, а полтора. То есть фактически клиент ничего не потеряет.
Конечно, такой случай не считается преждевременным расторжением договора клиентом, поэтому никаких выплат неустоек тут быть не может.
Если мы предположим, что серьёзная авария произошла в первые же два месяца после заключение договора, то клиент получает компенсацию в размере 100% стоимости автомобиля.
Что касается доходности, то сейчас это одно из наиболее выгодных предложений на инвестиционном рынке — риски просчитаны и есть фиксированный доход по привлекательной ставке.
А расчёты включают в себя и транспортный налог и НДФЛ (для физических лиц), поэтому доходность 11% указана в чистом виде с учётом всех налогов.
Непонятно, какой будет машина после каршеринга и в чём выгода
YouDrive Pool даёт 11% годовых — это сильно выше, чем ставки по вкладам в банках. Но что-то я не вижу очереди тех, кто готов покупать «Солярисы» и отдавать их на обслуживание в каршеринг. Звучит подозрительно.
- Я могу забрать машину через три года работы в каршеринге, но как прогнозировать, в каком она будет состоянии? Ведь для того и есть ограничение по времени обслуживания авто в каршерингах, потому что после трех лет машины становятся практически убитыми.
- На рынке есть сервисы сдачи частных машин в аренду, и я привык думать, что это когда другие пользователи арендуют машину у тебя — но ты можешь в какой-то момент сам взять её и поездить, если надо. А здесь отдал и почти с концами.
Да, 11% годовая доходность действительно выше, чем могут предложить банки. И в проекте уже участвует более 400 человек, которые приобрели более 700 машин — для нас это хороший результат.
Каршеринг в Москве работает уже пять лет, но услуга нова для большинства людей. И понадобится ещё больше времени, чтобы осознать, что каршеринг может быть и инвестицией.
Экономика проекта для клиента строится, в том числе, и на выкупной стоимости машины. То есть участнику программы будет выгоднее, если мы выкупим авто по гарантированной цене. Это было серьёзным камнем преткновения для потенциальных участников. Они оправданно задавались вопросом «А что я буду делать с машиной после работы в каршеринге?».
Поэтому мы решили этот вопрос кардинально и сделали автомобиль не собственностью, а новым способом дохода и инвестиций. Но всё же, если клиент очень захочет забрать автомобиль себе по каким-то причинам, то это не будет проблемой. Тем более автомобили после каршеринга не такие «убитые», как многие думают. Их состояние намного лучше, чем, например, у автомобилей в такси.
Каршеринговые авто проходят регулярный осмотр, ремонтируются у официальных дилеров, заправляются качественным топливом. У YouDrive есть опыт продажи авто и после трёх лет работы: пробег на этих машинах был около 80 тысяч км.
Что касается последнего утверждения про «взять и поездить», то участие в Pool подразумевает покупку авто специально под участие в этом проекте. Мы возвращаемся к идее восприятия автомобиля не как своей собственности, а способу инвестирования.
А если вам нужна машина, чтобы куда-то поехать, то можно взять каршеринг — для участников программы скидка на поездки составляет 33%. Кроме того, на YouDrive теперь можно ездить не только по городу, но и на дальние расстояния до 2000 км.
Проще купить акции и облигации
Я ставлю предложение YouDrive в один ряд с банковскими инвестиционными продуктами — акциями и облигациями. Предложение YouDrive: инвестиции около 1 млн рублей на три года под 11% и известные риски. Навскидку кажется, что это что-то среднее между акциями и облигациями: выгоднее, чем облигации, но не так выгодно и не так рискованно, как акции.
Но до погружения в вычисления меня смущает важный нюанс. С покупкой банковских продуктов всё максимально просто. Регистрируешься в приложении, выбираешь из сотен предложений компаний и за один клик покупаешь то, что нравится. Удобный интерфейс, никаких подписаний документов или походов в отделение банка.
Предложение YouDrive выглядит как сложный продукт, у которого более высокий входной порог — наверняка потребуются хождения по офисам, подписания документов и прочее. Плюс к этому речь идет, как мне кажется, о самой непредсказуемой сфере — автомобильной. Здесь причина поломки машины может зависеть от бюджета владельца, а стоимость запчасти — переменная величина, на которую влияет всё, кроме её себестоимости. Страшно строить прогнозы с таким обилием переменных.
Да, YouDrive Pool правильно сравнивать с банковскими продуктами — по сути, это новый способ инвестировать.
И на самом деле, процесс максимально простой. Сейчас мы все вопросы решаем с помощью курьера. Необходимо только подписать два договора и передать нотариальную доверенность на автомобиль.
Опасения, связанные с переменной стоимостью ремонта и запчастей, напрасны. Эти расходы не имеют отношения к клиенту. Ремонт, техосмотр, заправка и обработка штрафов на нашей стороне, эти расходы не перевыставляются участникам программы. Поэтому прогноз уже построен в наших расчетах, вы заранее понимаете, в каком размере вы будете получать ежемесячные фиксированные выплаты.
Думаю многие задаются вопросом: а куда вложиться, чтобы приумножить? Таким же вопросом задался и я, поэтому составлю свой топ ниш, в которые я вкладывался и потерял деньги…
Женщина - это главный потребитель товаров самых разных категорий. Если очень внимательно присмотреться к тому, как устроен маркетинг, то можно заметить, насколько в большинстве случаев он заточен под женщин и их критерии выбора товаров самых разных категорий.
Manus — это универсальный ИИ инструмент, который может автономно выполнять задачи в интернете от и до от вашего имени (а не просто отвечать на вопросы или готовить отчеты, пусть и хорошие). По словам разработчиков, им уже воспользовались свыше 10 млн пользователей. Расскажу, что о нем сейчас известно.
Банки начали незаметно снижать ставки по вкладам. Почему это происходит и стоит ли срочно зафиксировать высокий процент, пока не стало слишком поздно?
Если вы считаете, что SEO — это «для кого-то другого», потому что у вас «нестандартный бизнес» (типа металлоконструкций, жд-комплектующих или узкопрофильных B2B-услуг), вы теряете миллионы. Пока контекстная реклама съедает бюджет, а соцсети не дают отдачи, ваши конкуренты уже сидят в топе поиска и собирают заявки почти даром.
Честный и суровый разговор о переходе с чеков в 10 000 рублей к миллионным контрактам, сложностях работы с огромным потоком проектов и выгорании — с соосновательницей клуба директоров агентств Galera Club и агентства «Белый Квадрат» Наташей Фёдоровой
Международный женский день появился как день солидарности женщин в борьбе за свои права. Право голоса, право работать, право выбирать, кем быть — всё это не упало с неба, за это приходилось серьёзно бороться. И в IT эта борьба продолжается. Рассказываем, как женщины меняют индустрию и какие ещё барьеры их ожидают.
Я написал им на почту, что готов передать из салона автомобиль, договорился с дилером на скидку. В ответ - с Вас тогда еще 30К рублей. За что? За диагностику. Диагностику чего? Ну... вы же не через нас автомобиль берете. Все понятно, занавес. Агентские потеряют.
Да, тоже не понял этого пункта, при условии, что у них прайс на рио в 980к это уже на 60к дороже ррц, ещё и 2 месяца платить не будут ссылаясь на установку оборудования
Предложенный договор YouDrive ущемляет арендодателя. Всё в пользу арендатора. Например, штрафные санкции за досрочное расторжение договора прописаны только для арендодателя. У арендатора их нет. Эксплуатировать авто арендатор может по всей России. Не указано место, где возвращают авто. Отдал в Москве, а вернуть могут за Уралом... Декларируется, что оплата за 34 месяца из 36, но при этом если YouDrive выкупает авто, то выкупает спустя 37 месяцев. Т.е. месяц ещё в подарок.
Кроме того, многие не в курсе, что при выкупе авто YouDrive или последующей продаже придётся заплатить налог с продаж, т.к. авто использовались для ведения предпринимательской деятельности. Сомнительные выгоды инвестора и большие риски.
Да, договор предусматривает штрафные санкции для арендодателя в случае досрочного расторжения такового, но и гарантирует получение доходности в размере 11%, чего не предлагает в настоящее время ни один банк. Кроме того, в случае возврата автомобиля арендодателю, что также не исключено договором аренды последний не получает доходность в размере 11%, ведь в данном случае не происходит выкупа автомобиля и весь доход за время действия договора аренды составляет лишь ежемесячные арендные платежи. А представьте себе ситуацию, при которой автомобиль пострадал в ДТП, при этом его восстановление возможно, но ведет к снижению стоимости автомобиля на вторичном рынке при прочих равных условиях. Есть смысл спустя три года забирать автомобиль, имеющий 10 окрашенных деталей, рыночная цена которого будет на 10-15% ниже стоимости такого же автомобиля но без окрашенных деталей? Нет. А арендатор выкупит его независимо от количества окрашенных деталей и технического состояния за указанные в том же договоре аренды 60% от стоимости приобретения.
...смоделируем конкретную ситуацию... через полтора года автомобиль попал в аварию, после которой не подлежит восстановлению... клиент получает единовременную выплату, которая сохранит его доходность в 11% до момента аварии... То есть фактически клиент ничего не потеряет.
Да нет, дружок, клиент потеряет и потеряет дофига, ибо выплаты по тоталу будут существенно отличаться от начальной стоимости нового авто.
Забавна попытка так грубо вывернуть продукт лизинга в свою пользу.
почему выплаты по тоталу будут отличаться? Есть страховая стоимость авто на момент заключения КАСКО, грубо говоря, и получить ты должен 100% этой суммы при тотале.
Эта модель инвестирования существенно отличается от лизинга. Клиент-инвестор, в случае полной гибели своего автомобиля защищен гораздо лучше, чем простой владелец автомобиля, потому что “выплаты по тоталу” осуществляются арендатором (он является выгодоприобретателем, что зафиксировано в договоре аренды,), а не страховой компанией.
Пример - инвестор передал в аренду автомобиль стоимостью 1 000 000 рублей. в течение первого года действия договора аренды он получил 9*22 800 = 205 200. На 12-м месяце действия договора аренды авто попало в ДТП и было признано не подлежащим восстановлению. В этом случае арендатор, в соответствии с договором выплачивает арендодателю 100 % стоимости автомобиля, указанной в акте приема-передачи, являющегося частью договора-аренды,т.е. в нашем случае 1 000 000. Итого: 205 200 -13% (НДФЛ) + 1 000 000 = 1 178 524 получит суммарно арендатор в случае гибели его автомобиля через год после подписания договора аренды.