[Обновлено] Конкурс от Mastercard: деньги на продвижение за лучшую бизнес-историю в комментариях

Владельцы бизнесов рассказали, какие ошибки совершили во время карантина, на какие сферы сместили акцент в бизнес-процессах, чтобы не потерять всё.

[Обновлено] Конкурс от Mastercard: деньги на продвижение за лучшую бизнес-историю в комментариях

Материал подготовлен при поддержке Mastercard

2020 год заставил многие бизнесы перестроить свою работу. На период карантина магазины и сервисные заведения закрывались, а после на дверях появилась уже привычная табличка «Вход только в масках».

Как предприниматели переживали период карантина и «перепридумывали» бизнес, какие проблемы решали, и какой урок вынесли из пандемии, кризиса и удалёнки – рассказывают представители сфер, которые пострадали больше всего.

Анна Невмержицкая
Руководитель центра массажа тела и лица Estetika

Нас «угораздило» расшириться как раз накануне первой волны и жёстких мер, связанных с закрытием салонов. Одним словом, как раз тогда, когда нам максимально нужны были клиенты. Сказать, что мы испытывали стресс – это ничего не сказать, было сложно не провалиться в негатив, с мыслью, что всё пропало.

В этот период мы сосредоточились на работе с контентом, который размещали на сайте и в социальных сетях. Мы не грузили людей постами из серии «купи слона», а публиковали полезный и отвлекающий контент. Это дало свои плоды – у нас выросло количество подписчиков, и в момент выхода с карантина запись на услуги была максимально полной. Мы подняли цены и наняли ещё кадры.

Так что, в любой ситуации, нужно концентрировать внимание на открывающихся возможностях, а не горевать и тратить свой потенциал на самобичевание.

Михаил Лисневский

Основатель сети студий маникюра LAK LAB nails&beauty

Локдаун подстегнул экстренно думать о том, как выходить из положения. Я, как и многие, начал двигаться в сторону нового бизнеса, который поможет «выплыть из шторма». В этом была самая большая ошибка – я потратил кучу времени и денег на то, чтобы запустить новый продукт – онлайн-школу обучения в нейл-индустрии. Представляете, сколько таких школ параллельно запустились вместе со мной? Конечно, она провалилась.

Но жалею я не о потраченных деньгах, а о потраченном времени. Его можно было направить на базовые вещи любого бизнеса – укрепление команды, оттачивание ценностей, оптимизация процессов. Даже когда бизнес закрыт, этим всем можно заниматься.

Но самым сложным временем оказался не сам карантин, а послекарантинные месяцы – команда вышла работать, а клиентов нет. В этот момент я получил огромную выгоду от того, что все 2,5 года существования бизнеса я вкладывался в команду. Я, весь штат управляющих, все администраторы «ногтями рыли землю», чтобы найти новых клиентов и проработать всех старых. Мастера с пониманием относились к тому, что раньше в студиях была запись на месяц вперёд, а теперь появились «окна».

Локдаун дал мне очень важный урок: базовые ценности компании, а именно, люди, которые в ней работают, их понимание бизнеса, их отношение лично к вам, к управляющим – вот, что важно. Пока всё хорошо – всем хорошо. Если «начинается шторм» – именно эти ценности спасут бизнес. На создание и поддержание этого базиса нужно тратить время и деньги, даже если думаете, что у вас с этим всё хорошо.

Константин Ефимов

Совладелец и генеральный директор компании индивидуального пошива мужской одежды INDEVER

Наши услуги завязаны на тесном взаимодействии с клиентом: снятие мерок, примерка готовых изделий – во многих случаях присутствует тактильный контакт, который невозможно исключить. В период социальной дистанции это казалось непосильной задачей, но мы смогли максимально обезопасить процесс: маски и перчатки, санитарная обработка помещений и график посещения клиентов. Это замедлило работу, но для нас было первостепенным, чтобы каждый сотрудник и каждый клиент оставался в безопасности.

Клиенты и штат сотрудников — ценность компании, её главный актив. Благодаря личностным качествам и профессионализму команды удалось сделать упор на услугу «выезд мастера на дом», разработать мобильное приложение, запустить casual-линейку для комфортной удалённой работы.

Мы регулярно напоминали клиентам о себе: поздравляли с днём рождения через персональные рассылки, вовлекали в опросы — делали всё возможное, чтобы не терять связь и после окончания карантина быстрее войти в привычный офлайн-формат.

В кризис и времена неопределённости важно оперативно менять условия ведения бизнеса, не поддаваться эмоциям, руководствоваться логикой и холодным рассудком, принимая решения. Несмотря на все трудности и вызовы, который преподнёс прошедший год, нам удалось сохранить рентабельность на должном уровне и с оптимизмом встретить наступивший 2021 год.

Елена Гусева

Маркетолог компании Betty's cake

До пандемии мы продавали десерты в рестораны и кафе. В марте 2020 года настало нелегкое время для всех ресторанов, кофеен, отелей и сферы гостеприимства, кому мы поставляли десерты. Кто-то закрылся полностью и перестал делать заказы, некоторые развивали сервис доставки, но перешли на сокращённый ассортимент.

Мы решили двигаться в сторону супермаркетов. До начала пандемии у дистрибьюторов уже были в продаже наши мини-десерты. В карантин пришла идея делать популярные вкусы чизкейков в форматах, подходящих обычному покупателю в магазине.

По итогу 2020 года мы сделали вывод, что не зря двинулись в сторону ритейла. Компания не только поддержала продажи в этом сегменте, но и вышла на новый уровень.

Альберт Хамзин

Директор по франчайзингу сети «#Лаваш» и «Суши Маркет»

Пандемия нам помогла, укрепив командный дух. Сотрудники ещё раз убедились, что в любые времена людям хочется праздника и еды.

Мы переживали, что люди «на передовой» будут болеть, но практика показала, что иммунитет общепитовского сотрудника выше среднестатистического человека.

Коронакризис подтолкнул нас к решениям, которые мы долго откладывали: закрытие убыточных точек, перезапуск сайта, запуск доставки в 50 городах.

Данил Соловьёв

Директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE

В первые дни пандемии ввели запрет на работу многих предприятий, автосервисная же отрасль была признана социально значимой и исключена из перечня тех, кому запрещено работать. От работоспособности автомобиля зависит безопасность общества: успеет ли приехать на вызов скорая, пожарные и полиция, смогут ли работать коммунальные службы.

Кроме того, после снятия локдауна, люди чаще стали отдавать предпочтение автомобилю при выборе транспорта, как самому безопасному способу передвижения, что повлияло в этому году на высокий рост средних пробегов у автовладельцев.

Но этот год стал для нас испытанием, как и для всего бизнеса в России. Из-за локдауна, мы потерпели минимальные потери, но не выполнили план по открытию станций. Из запланированных 50-60 станции, мы открыли только 16. При этом, выполнили план по доходам и выручке сети. Мы связываем этот рост с изменением потребления автосервисных услуг. Клиенты, которые раньше обслуживались у дилера, из-за закрытия дилерских станций, начали пользоваться услугами сетевых сервисов. Даже после открытия дилеров, из-за роста курса и падения доходов населения те, кто раньше обслуживались у дилера, стали экономить и перешли в следующий ценовой сегмент – сетевые автосервисы. Это дало нам большой рост среднего чека, приток платежеспособных клиентов и рост продаж автозапчастей.

Главный урок, который мы вынесли из 2020 года – это то, что в любом, даже падающим бизнесе ты можешь расти. В этом году мы стали этой компанией, которая при падении рынка в целом росла. Может быть, если бы не пандемия, мы бы выросли больше, тем не менее, по итогам года, приросли на 32% по отношению к прошлому году по выручке. Поэтому, в любой ситуации, надо понимать, что кризис – это время возможностей, и нужно всегда искать новые способы привлечения аудитории.

Дмитрий Жбанков

Руководитель компании MasterDecor

Моя сфера (event) как никакая другая ощутила на себе последствия карантина и ограничительных мер: запретили проведение мероприятий, клиенты перестали организовывать праздники, производства декораций встали.

Специфика моего бизнеса в сезонности: с января по март мы готовимся к летнему сезону свадеб, проводим инвентаризацию, замену оборудования, генеральные уборки, а с апреля уже начинаем плотную работу до октября, потом небольшой перерыв и вторая рабочая волна – сезон новогодних праздников. В 2020 же году в месяц, когда мы должны были начать работать, всё и закончилось: мероприятия, запланированные на весну и начало лета, отменились.

Первый совет, который я хотел бы дать себе прошлогоднему – иметь подушку безопасности не только личную, но и для бизнеса. Так как у меня её не было, я активно тратил личные средства для поддержания бизнеса на плаву: платил зарплату сотрудникам и закупал материалы для производства.

Второй совет – увеличить бюджет на рекламу на новую аудиторию. Например, мы в период карантина запустили рекламу на европейскую аудиторию. Несмотря на локдаун транспортные компании продолжали работать, и мы могли отправлять наши декоративные изделия за границу. Так мы расширили аудиторию и стали сотрудничать с европейскими декораторами.

Третий совет – сохранить штат несмотря ни на что. До кризиса у меня не возникало проблем в поиске новых сотрудников. Сократив штат на 20% во время двухмесячного карантина, я не восстановил его до сих пор. Люди рабочих профессий из других стран не могут приехать в Россию из-за закрытия границ, работники из других регионов боятся приезжать из-за страха болезни, вторых и третьих волн карантина.

Четвёртый совет – всячески держаться за постоянных клиентов и разработать систему лояльности – улучшения своего сервиса, а не просто предоставление скидок. Я столкнулся с тем, что конкуренты стали жёстко снижать цены на свои услуги и клиенты стали уходить к ним. Но у меня другой подход в бизнесе, я считаю, что демпинг – это путь в никуда и всегда стараюсь предложить что-то большее: улучшить сервис, скорость работ и их качество, внедрить новые технологии, новое оборудование, а не снижать цены донельзя. Но я мог понять клиентов, которые стали уходить к менее опытным конкурентам, которые предлагали цены ниже, так как понимал, что в тот период цена была для всех основополагающим фактором. Но я хотел играть в долгую и несмотря ни на что, не снижал цены. Итогом стало то, что моя компания пережила кризис, оборот упал всего на 15%, что обидно но не является смертельным. Я приобрел новых клиентов и с оптимизмом смотрю в новый 2021 год.

Mastercard поддерживает малый и средний бизнес в непростое время пандемии и делится уроками, которым можно научиться ничем не рискуя. Например, в компании подготовили серию обучающих видеуроков:

  • видео о том, как настроить рекламную кампанию и получить дополнительный бюджет в Яндекс.Директ;
  • видео о том, как настроить рекламу на миллионную аудиторию ВКонтакте.

Чтобы помочь бизнесу стать заметнее и уникальнее, Mastercard попросил дизайнеров создать макеты вывесок и дверных табличек с надписями «Открыто», «Надевайте маски и перчатки». Эти уникальные таблички помогут привлечь внимание к вашему магазину, кафе или салону и сделают его заметнее, а также напомнят о правилах безопасности.

Поделитесь своей историей в комментариях – какое открытие вы сделали в период карантина или какой урок вынесли из ситуации пандемии. За лучшую историю Mastercard подарит приз — 50 тысяч рублей (до налогового вычета) на продвижение в «Яндекс.Директе».

Принять участие в конкурсе можно до 17 марта 2021 года.

Спасибо тем, кто принял участие в конкурсе. Все истории, описанные в комментариях, заслуживают внимания.
А приз от Mastercard отправляется к Наталья Бурякова за историю о простом и полезном бизнесе, в котором решения в коллективе принимаются сообща, а коллеги по цеху из других регионов готовы прийти на помощь в сложной ситуации.

Информация об организаторе, правилах, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения — по ссылке. Общество с ограниченной ответственностью “Мастеркард” ОГРН 1107746323926 ИНН 7707724547 Юридический адрес 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 2, этаж 4, помещение I.

2222
35 комментариев

Я владелец ателье по пошиву женской одежды и постельного белья. Бизнес региональный, работает больше 6 лет. Платья мы шьём в основном для партнерского магазина в городе, а постельное белье продаем в разных городах России.
Швейный цех находится в одном из крупных торговых центров города. Когда во время пандемии его закрыли для посещения, надо было решать, как теперь организовать производственный процесс. Партнерский магазин с платьями закрылся тоже. Если девочкам некуда ходить в новых платьях, то их и не заказывают. Постельное белье тоже не очень хорошо шло, потому что люди экономили. Швеи волновались, что я уволю некоторых из них, раз работа встала. Я не понимала, надолго ли мы застряли в таком состоянии неопределенности. Нужно было что-то делать.
Прежде всего я поговорила с сотрудницами, объяснила ситуацию. Попросила их тоже подумать и предложить варианты выхода. Ведь это в их интересах в том числе. Мы решили не останавливать работу совсем. В первую очередь мы вывезли почти все швейные машины из цеха домой швеям. Примерно сутки ушло на то, чтобы собрать и и настроить на новых местах. Вместо платье мы начали шить маски. Сначала делали их для себя, своего окружения и прямой продажи. На масках толком не зарабатывали на самом деле. Скорее была задача помочь людям, ведь дефицит на маски в первое время был огромным. Потом нам начали заказывать более крупные партии масок разные фирмы. Очень выручили друзья-швейники из Москвы, которым поступил большой госконтракт. Им нужна была помощь и они обратились к нам. Так мы продержались два самых сложных месяца.
Со временем платья снова начали заказывать Мы с партнерским магазином начали думать, как организовать доставку. Частично развозили платья лично на своих авто, где-то с помощью служб доставки. С кем-то встречались на нейтральной территории. При любых контактах, конечно, соблюдали все меры предосторожности: маски, перчатки, антисептик.
Главный урок, который я вынесла за это время - не надо глобально все ломать: увольнять людей, прекращать коммуникацию с клиентами, распродавать имущество. Короче, не надо паниковать. Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть: договаривайся с сотрудниками и партнерами, ищи новые возможности, не экономь на качестве итогового продукта, помогай людям, даже если это не очень выгодно, и тогда обязательно найдутся люди, которые помогут и тебе.

15

Открыли первую бургерную в Москве на последние 600 тысяч за 3 недели до локдауна. Перестроились под доставку. Начали делать по 3 миллиона в месяц в доставке и навынос. Накормили 200 экипажей скорой помощи как поддержка.
Открыли ещё 5 бургерных до конца года, 3 во время первого локдауна. 
Компания в марте стоила 600 тысяч.
 К концу года за 10 месяцев 25 миллионов. 
Едем открываться в Дубай

Мораль? Кроме тебя тебе никто не поможет. И если твой единственный вариант просить помощи у государства, потому что пару месяцев продержаться ты не можешь, то нужно задуматься о улучшении своих предпринимательских качеств.
Выход можно найти всегда. Везёт тому, кто везёт.
 В любом случае я продолжаю видеть как все пытаются максимум левачить и не платить налоги и рыбку съесть и в воду не полезть, но при этом озлобленно просить любой помощи не понимая что условия ее получения они не выполняют. 
(за исключением негибких сфер, где без вариантов необходима помощь)

Какой урок? Никогда не знаешь какая ситуация, даже кажущаяся самой ужасной, принесёт тебе судьбоносные возможности.

6

Комментарий недоступен

6

Какая замечательная история. Жаль, что фейковая и от фейка)

5

Я во время карантина открыл бургерную  ( начало мая)
Сподвигло то, что кроме себя никто не поможет. На открытие бургерной повлияло то, что надо что-то делать.

В это время я работал в Макдоналдсе и меня поразило то, что все офлайновые бизнесы закрываются, а фастфуд живет и усиленно работает.

Начал бизнес я с дома. Деньги на оборудование я взял в кредит. Мне одобрили 15 тысяч. С этого и начал.

После этого сменил 3 торговые точки и сейчас развиваюсь. 

Урок я вынес из этой всей ситуации такой:

1. Кризисные времена - это времена для возможностей
2. Только вы сами делаете свое будущее и никто ничего не должен
3. Самое сложное - сделать первый шаг (Пандемия меня подтолкнула к этому)

6

кредит брал 15К рублей или долларов?

З года назад предприниматели комплекса рынков 5км ГУП создали профсоюз микробизнеса. В период локдауна оказалось, что большинство из нас из-за неправильно присвоенного региональной ФНС трех цифрового подкласса 47.8 вместо четых цифровых кодов 47.82 и 47.89, были лишены мер поддержки. (Справка. До 01.01.2017 операторами персональных данных, коими являются тер.органы ФНС, проведены изменения в сведениях ЕГРИП в связи с переходом с ОКВЭД на  ОКВЭД2.) После безрезультатных обращений в Госдуму, Кабмин, Президенту и Титову, в последний рабочий день мая наш профсоюз, как оказалось единственный в России, подал Иск в Арбитражный суд Севастополя. Этим мы стимуливали врио Губернатора запросить и получить деньги в Госбюджете. В результате местная власть выплатила субсидию членам профсоюза и еще более 1000 севастопольских предпринимателей. 

4