Конкурс инструкций

Правда, что в России оставляют мало чаевых? И всегда ли они нужны?

Спросили рестораторов и персонал заведений, узнаём мнение читателей vc.ru.

Материал подготовлен при поддержке HoReCa.Finance.

В США в заведениях оставляют 15−25% чаевых, во Франции и Швеции — 10–15% (причём они уже включены в счёт). В России чаевые — до сих пор вопрос открытый: постоянно оставляет чаевые только четверть посетителей, хотя в последнее время их число в курортных городах и Москве растёт.

Чтобы разобраться в проблеме, мы задали вопросы тем, кто назначает и получает «чай» — владельцам заведений и персоналу. А ещё тем, кто их оставляет, — читателям vc.ru.

Всегда ли нужно оставлять чаевые?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Константин Самарин
Совладелец и идеолог FLØR

В нашем заведении 80% гостей оставляют чаевые. Остальные 20% — посетители старшего поколения, у которых нет такой привычки. Сам я стараюсь всегда оставлять чаевые. Исключение — когда официант оценивает меня по внешнему виду или по тому, на какую сумму я «наедаю». Если сумма небольшая, как гость я становлюсь официанту неинтересен, а это неприятно.

Никита Гусев
Совладелец Shortlist bar

Чаевые надо оставлять, если вы видели, что персонал старался: помогал в выборе, устранял трудности, был учтив. Если человек просто выполнил свою работу в духе «принёс — забрал», чаевые излишни. В идеальном мире должна действовать японская система: для самого работника позор работать недостаточно хорошо, а для работодателя — ему не доплачивать. К сожалению, в России этот «общественный договор» не работает.

Алиса Кищенко

Сомелье FLØR

У посетителей обычно пять поводов не оставлять чаевые: «рассеянный», отсутствующий или откровенно плохой сервис; долгая отдача заказа; невкусная еда и напитки; жадность или, что ещё хуже, презрительное отношение к обслуживающему персоналу. Мне самой не раз приходилось слышать, как посетители говорят что-то вроде «Они вообще-то хорошо зарабатывают!» или «Тарелки таскать — много ума не надо».

При этом нужно понимать: то, что покорит одного гостя (например, открытость официанта или общительность бармена), другому покажется фамильярностью и заставит испытать дискомфорт. Задача профессионала — с первых минут понять, какая линия поведения приемлема для гостя, и сделать так, чтобы он расставался с чаевыми с удовольствием, а не потому, что «так принято».

Василиса Соболева

Директор ресторанов Ugolek и Uilliam's

В этой ситуации нет слова «надо». Мы же ходим в ресторан за атмосферой, а она во многом зависит от официанта. Бывают разные случаи: один посетитель может взять только кофе с десертом и оставить большой «чай» сверху, а компания, «посидевшая» банкетом на 100 000 рублей, — не оставить ничего. Бывает и так, что гость дал официанту чаевые, а потом оставил негативный отзыв на сайте. Всё зависит от настроения — и это нормально.

Сколько чаевых нужно оставлять?
До 10%
10–15%
15–20%
Можно и 50%, если всё понравится
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Кенан Ассаб

Бармен The Nest bar

Если сервис был на высоком уровне: уделено должное внимание к деталям и пожеланиям гостей, блюда оправдали все ожидания, — то нужно оставлять на чай 10% и больше.

Константин Самарин
Cовладелец и идеолог FLØR

В среднем по Москве оставляют чаевые 5–6% от суммы счёта. У нас подключены системы электронных чаевых в ресторанах. Немногие носят сейчас наличку, особенно в ситуации с ковидом — лишний раз деньги трогать не хочется. Сами ребята внутри команды решили, что так будет удобнее.

Нужно ли включать чаевые в счёт?
Да
Нет
Только на банкетах
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Никита Гусев

Совладелец Shortlist bar

Я резко негативно отношусь к «включённым» чаевым. Когда речь идёт о субъективном человеческом факторе, нельзя быть в 100% случаев уверенным в качестве. И вообще, лишать гостя возможности оценить работу персонала чаевыми — странно.

Константин Самарин

Совладелец и идеолог FLØR

В ресторанах США, даже если посетителю не понравилось — сервис ужасный, кухня тоже, — он всё равно должен оставить на «чай» 16%: это негласное правило. Если всё было неплохо — 20–30%, а если всем доволен — можно и до половины от счёта оставить. Гости платят, чтобы к ним были лояльны, учтивы и добры. Во Франции, например, где 10% чаевых уже включены в счёт, зачастую персонал может даже не стараться быть учтивым.

Андрей Мальцев

Директор ресторана Pinch

Чаевые в счёте — это, безусловно, хорошо для работников. Но российские посетители к этому пока не готовы: если недовольный клиент не хочет оставлять «чай», он не будет этого делать, даже если по правилам они уже включены. А значит, конфликт неизбежен.

Мурат Бабугоев
Управляющий Coperto

Если за одним столом больше семи человек, чаевые нужно включать в счёт автоматически. Иначе человек, который обслужил большую компанию гостей и потратил на них много времени и сил (упустив других клиентов), часто остаётся почти ни с чем.

Какую часть заработка персонала составляют чаевые?
Меньшую
Большую
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Николай Лобачёв

Официант ресторана Ugolek

80% моего заработка составляют чаевые, 20% — заработная плата. Большинство работодателей не готовы платить большие деньги сотрудникам, которые регулярно получают чаевые. Они считают, что размер оплаты труда должен быть привязан к уровню сервиса. Но только посетители оценивают его не всегда. Это норма для индустрии, и все принимают правила игры, поэтому я отношусь к этому спокойно.

Алиса Кищенко
Сомелье FLØR

80% моего дохода — зарплата, 20% — «чай», но, к сожалению, для рынка я скорее исключение. Часто владельцы намеренно устанавливают низкий оклад, убеждая официантов в том, что они «компенсируют» его чаевыми. Распространённая жлобская практика! При этом из-за пандемии доходы многих официантов упали: посещаемость (она влияет на количество чаевых) и выручка ресторана (влияет на оклад) снизились.

Никита Гусев
Совладелец Shortlist bar

Из-за государственного регулирования поток посетителей стал рваным: то сокращённый график, то нет; то можно ходить всем, то только привитым. В абсолютных значениях объём чаевых это затронуло напрямую. Однако каждый гость в отдельности стал оставлять больше «чая». С одной стороны, люди стремятся поддержать персонал любимых заведений, с другой — просто оставляют в ресторанах больше денег, оставшихся после несостоявшегося отпуска за границей.

Как распределять чаевые между официантами?
Поровну
Каждый получает столько, сколько заработал
Пусть распределяет руководство
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Алиса Кищенко

Сомелье FLØR

Cистема общего чая порочна по сути своей. Она расхолаживает некоторых сотрудников, позволяет им «ездить» на других. Даже если знаешь меню хуже остальных, плохо натёр ложки или пережарил стейк — получишь столько же. Так зачем стараться?

На мой взгляд, больше чаевых должны получать сотрудники, которые общаются с клиентом напрямую: официанты, сомелье, менеджеры и бармены за контактной барной стойкой. Именно они добавляют в обслуживание необходимый человеческий фактор, харизму и теплоту.

Константин Самарин

Совладелец и идеолог FLØR

Мне больше нравится американская модель распределения чаевых: официанты в ресторанах показывают себя и работают на своё имя, соответственно, чаевыми делиться не принято. Но если хотите создать сплочённый коллектив, лучше вводить общий «чай» — чтобы избежать ссор и зависти.

Андрей Мальцев
Директор ресторана Pinch

Я против того, чтобы управляющий вмешивался в распределение «чая». Но если бы мог голосовать между «поровну» или «каждому — своё», то выбрал бы первый вариант: он больше сплачивает команду.

Кенан Ассаб

Бармен The Nest bar

В нашей команде барменов «чай» всегда общий. А оставить вознаграждение клиент может, не вставая из-за стойки, — мы уже давно работаем с электронными чаевыми.

Электронные чаевые — не просто дань прогрессу. Россияне всё реже носят с собой наличные. Иногда это единственная причина, по которой посетители не оставляют чаевые персоналу. Новые технологии в сфере оплаты решают эту проблему. Кроме того, с электронными чаевыми заведениям удобнее собирать их «в общий котёл» или распределять по индивидуальным счетам сотрудников.

Специалисты HoReCa.Finance подбирают подходящие платёжные решения, ориентируясь на внутренние правила каждого конкретного заведения. Представитель сервиса сам приедет в ресторан в удобное для клиента время и всё настроит.

При этом HoReCa.Finance — это не только про приём чаевых, функциональность сервиса гораздо шире. Так, владелец ресторана, кафе или бара может отслеживать там трансакции, формировать счета на оплату и отправлять их клиентам на почту.

Туда же падают все отзывы: с сайта самого заведения и сторонних «отзовиков». Ещё через HoReCa.Finance можно собирать автоматические брони, достаточно вывести на сайт заведения соответствующий виджет. Кроме того, через систему посетители самостоятельно могут забронировать понравившийся столик в зале, тем самым сняв эту нагрузку с персонала.

Конкурс технических инструкций
0
320 комментариев
Написать комментарий...
Древний дым

чаевые за статью. попытка была хороша

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sergio Molotkoni

История: У друга родилась дочь, мы втроем отправились в хороший ресторан на покровке, взяли бутылку белуги, что то закусить и горячее... официант подошел к нам ровно один раз, сгрузил  все на стол и занялся другими делами, в общем мы за 40 минут все сказали, все пожелали, сами себе налили водку  и выпили ее. Попросили счет (где-то около 15 тысяч), товарищ хотел дать чаевые, но я как чел который сам отработал в этой теме, попросил этого не делать, ибо отношение просто наплевательское, хотя официант знал, что у друга праздник. В итоге нас на улице догнал официант и начал объяснять, что у них принято оставлять чаевые 10 %, пришлось вернуться и объяснить управляющему, что офик мудак, по моему мнению... естественно больше мы туда не ходили.

Короче суть в чем, чаевые надо платить за старание, а не просто так, потому что... 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Отдельный торшер

На Покровке кроме Кофемании и может быть, Beer & Brut нет хороших ресторанов )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
lakoros

Никаких чаевых. Если я к примеру должен оплачивать работу официанта отдельно. Пусть в меню указывают эту сумму. типа 100 рублей за заказ. дополнительные +50

Курьеру. у них тоже зарплаты нет? почему они все пытаются пропихнуть эту плавающую уходящую от налогов сумму. как нечто хорошее? 

Как в стриптиз клубе, купюры девушке в трусы запихивать, у меня только такие ассоциации.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Усов

А по мне это классная традиция, если не превращать в обязаловку. Тебя радуют сервисом, ты радуешь рублем. Я представляю как официанты в России на хмурых щах будут обслуживать клиентов за оклад и мне не особо эта идея нравится. Будет как на кассах в супермаркетах - «вам хлеб считать?»

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Тофсла, Вифсла и партнёры

Никаких денег в трусы. Если я к примеру должен оплачивать работу стриптизерши отдельно. Пусть в меню указывают эту сумму. типа 100 рублей за танец. дополнительные +50

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Тофсла, Вифсла и партнёры

Прикольно читать, как владельцы на серьезных щах рассказывают про "хорошесть" чаевых в счете и о том, как надо делить чаевые поровну между всеми, чтобы "сплотить коллектив". Я думаю, владельцы были бы еще больше довольны, если бы весь персонал вообще ЗП не получал, а жил на чаевых.

Хотя, на самом деле, "чаевые" везде включены в счёт - это ЗП, которая включена в стоимость блюд. То, что эту ЗП выделили отдельной строкой, кривость, но если "так принято в индустрии", то и ладно.

Ответить
Развернуть ветку
Sky

Так это ещё и двойная оплата!
Сначала ты оплачивает стоимость блюда, в которую уже включена зарплата официанта, а потом ещё и сверху должен заплатить зарплату официанта

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Все верно. Прохиндеи и попрошайки эти рестораторы и официантам уже давно пора организовать профсоюз и раз и навсегда покончить с этими прохиндеями. Чаевые (попрошайничество) это отвратно. 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Belyavcev

Скоро с официантов будут удерживать комиссию с чаевых только за возмжоность работать в их прекрасном заведении....

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
красивое

Я тут так подумал, получается "включенные чаевые" - это способ увеличения прибыли ХОЗЯИНА заведения и с чаевыми он вряд ли связан. 

Ответить
Развернуть ветку
Джоуи Вин
Принципиально не хожу в заведения, где чаевые включены в счет, считаю это неуважением к гостям и их мнениям

Не должно быть таких заведений. Роспотребнадзор с этого года запретил включать чаевые в счёт

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Отдельный торшер

Ни разу не видел в РФ приличный ресторан, где чаевые включены в счет (кроме банкетов).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury Opredelennov

Я никогда не понимал почему именно официанты или заправщики должны получать чаевые, чем они выгоднее отличаются от бесконечного списка других профессий. Для меня уборщик вольера в зоопарке может быть интереснее или педиатр моего ребёнка. Но педиатру мы даём как-то смущаясь, а официанту чуть ли не обязаны. У каждого контакта должен быть QR код, по которому можно анонимно или нет, отблагодарить специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Romario

Сергей Семеныч опять сидит с левых аккаунтов

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

За чаевые педиатр может отъехать как за взятку

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

чаевые это перекладывание работы по мотивированию сотрудников на клиента, это как терминалы самообслуживания в 5ках\перекрёстках, где предлагают покупателю бесплатно поработать кассиром

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

Я люблю терминалы, с ними гораздо быстрее, не надо контактировать с человеками, слушать про пакеты и акции - подошел, быстро взял что нужно и ушёл.

А если продолжать вашу логику, то магазины самообслуживания, это где предлагают покупателю бесплатно поработать продавцом.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Степан Позняк

Работа кассиром компенсируется тем, что можно стоять в очереди раза в 2-3 меньше и даже не выключать музыку в наушниках

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
красивое

Да абобусу понятно, что необязательно. Тут можно миллиард причин назвать почему, но адекватам обьяснять ничего не надо, а дуракам не получится.
Тут дело в другом. Топят за чаевые сотрудники (еще бы они не топили) и "побывавший в шкуре" бывший обслуживающий персонал, например, "я работала в Теремке, я знаю каково это! они тут так страдают! поэтому им надо оставлять чаевые!", да, ты работала, ты и оставляй, а подначивать ДРУГИХ не надо.
Это как, если бы я кидал бомжам монетки и заставлял других кидать, ведь я раньше  тоже был без дома, жил в коробке из под стиралки, нас там было 7 человек, грелись мы о тётю Любу, она самая жирная, и всё у нас было общим - зубная щетка, полотенце, презерватив.

Как радует здешний контингент:

Ответить
Развернуть ветку
Max B

В этом вопросе слово "всегда" слишком ультимативное. Так что результат не удивляет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
lakoros

В ресторанах США, даже если посетителю не понравилось — сервис ужасный, кухня тоже, — он всё равно должен оставить на «чай» 16%: это негласное правило.ь. Гости платят, чтобы к ним были лояльны, учтивы и добры.

Гениально, вымогательство страхом. Чтобы тебе на харкнули в суп, нужно доплачивать и надеяться что удовлетворил официанта. На выходе можно еще охранников в палками поставить. Выходишь - кинь монетку.

Ответить
Развернуть ветку
Sht_Anton
Чтобы тебе на харкнули в суп, нужно доплачивать и надеяться что удовлетворил официанта

Как можно плюнуть в суп пост-фактум?) В ресторане ты сначала ешь, а потом платишь 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Andrey Zaynulin

В штатах это отдельная категория, называется “tipped job”, то есть официанты получают меньше чем минимальная ЗП.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Феттучини с Креветкой

Кинуть монетку, чтобы вернуться! )))

Ответить
Развернуть ветку
Рафаель Артемов

В корне не согласен с Муратом Бабугоевым из Coperto. Почему он считает, что ресторан в праве перекладывать свою ответственность перед сотрудниками, на посетителей? Если официант работал на компанию из 7 человек и более, то они сами должны оценить хотят ли оставить ему чаевые или нет. А работодатель может сам его премировать, если хочет

Ответить
Развернуть ветку
Отдельный торшер

Потому что это единственный реальный способ мотивации персонала.
Есть 3 модели:
1) Официант старается, потому что ждет чаевых. Блюда дешевле на ЗП официанта, если он работал плохо, то он без ЗП. Вин-Вин.
2) Официант получает фикс и ЗП. ЗП закрыта в цене каждого блюда, платишь в любом случае, стараться никто особо не будет. Официант-Вин, Клиент-Луз.
3) Официант получает ОЧЕНЬ высокую ЗП и ОЧЕНЬ старается. Японская модель - страна с самыми дорогими ресторанами в мире.Официант-Вин, Клиент-Луз.
Поэтому, чаю нет альтернативы. Нет чая - заметно выше цены.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
lakoros

Можно ли все профессии которые связаны с общением с людьми, перевести на чаевые?  Врачей например. (хотя складывается впечатление что именно так и пытаются сделать.)
 Полицию. Водителей. (странно почему-то водителям такси типа надо оставлять, а водителю маршрутки, автобуса, метро нет.)

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

Вы тут путаете "обязаловку", которая творится в общепите и какие-то конкретные отношения. Полиция и врачи, например, могут на таких чаевых сидеть, что многие предприниматели столько за месяц мечтают заработать.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Romario

Так это. Врачи и так получают чаевые. Всяким хирургам обычно после успешных операций всегда заносится бутылочка с коньяком. Это не "чай", конечно, но пьется отлично.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Карфаген должен быть разрушен

Чиновники издревле на кормлениях были и без зарплаты

Ответить
Развернуть ветку
Romario

Чаевые, которые включены в счет? Что? То есть, помимо того, что в цену блюд уже заложена оплата труда офика, еще в обязаловку нужно чай оставлять?
Все зависит от качества сервиса, я не скуплюсь на чай, если все было хорошо, сервис понравился и так далее, но бывали случаи, когда видишь на стойке у кухни свою карбонару, которая там лежит минут 15, потом офик ее несете тебе, а она настолько остывшая, что лапша уже в однородную массу превратилась, почему я должен такому официанту доплачивать, за что? Человек формально проебал мою еду. И если в чеке бы я увидел обязательные чаевые после такого отношения, я бы пообщался с админом сего заведения.

Ответить
Развернуть ветку
Отдельный торшер

Если в цену еды заложена ЗП персонала, то это плохой ресторан, вот и все.
Они уже знают, что вы не оставите денег и им не надо стараться. 
Всем плевать на вашу карбонару, все уже оплачено.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Агнец невинный

по молодости оставлял чаевые постоянно, а щас как то пофиг - пришёл поел, заплатил , да и расплачиваешся все время картой , наличку то не носишь уже.

в целом цены и так не низкие в кафе - норм кафе должно платить норм зарплату. не испытываю не уважения к профессиям сервиса  типа официантов, но если их не устраивает ЗП, то им никто не мешает сменить деятельность. работы на рынке полно  на разный доход - знай учись да развивайся

Ответить
Развернуть ветку
Romario

Сейчас полно сервисов для чаевых онлайн лично офику, встречал даже "визитки" рядом с чеком с фразой "Если вам все понравилось и вы хотите оставить на чай - {номер телефона}" Можно как просто на трубку кинуть, а можно через СБП на карту.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Angel Vivaldi

Помню как-то в пиццерии решили поесть. Сделал заказ, пасту, проходит 20 минут ни ответа ни привета, подходу на стойку, спрашиваю все ли норм с моим заказом, выходит девушка официант, говорит что этой пасты нет, можете выбрать другую, спрашиваю а ни че что я 20 минут просидел, извинилась. Я заказываю, проходит 20 минут и я понимаю что ситуация дубль 2, подхожу, спрашиваю, говорят что нет и такой, я уже прям совсем недоволен. Заказываю пиццу и спрашиваю сразу все ли будет нормально, или каких-то ингредиентов не будет, а мне придется ждать еще вагон времени... слава богу пиццу мне принесли, я поел, положил финансы, мне принесли сдачу, монетками по 5-10р в надежде что я все оставлю. Выгреб все под чистую. Пока доедали, девушка прибежала ко мне с вопросом, почему так, меня что-то не устроило в обслуживании, такого синхронного и громкого ржача от своих знакомых я больше ни разу не слышал!

Ответить
Развернуть ветку
Man

Никогда не оставляю чаевые. И тут есть не только принцип, но и ментальность русского человека: никто не хочет платить за доставку 300 рублей даже при заказе от 10 тысяч, именно поэтому существуют озоны и яндекс маркеты, которые в маржу включают стоимость доставки. Тоже самое можно сделать с чаевыми.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gorenburg

Ну давайте везде введем чаевые. Пришли за джинсам - на кассе оставим чаевые консультанту, купили телевизор - оставили чаевые. Вы там в своем уме? Поднимите цены чтобы у официанта была нормальная зарплата и вычеркните эти чаевые из нашей жизни. Раздули: 10% это мало. этих 10% вообще быть не должно

Ответить
Развернуть ветку
Liza Vanifateva

Чаевые это дело каждого клиента. Человек не обязан давать много чаевых, а вообще они зависят от качества обслуживания. Ну я говорю лично про себя, чем лучше и быстрее меня обслужат, тем больше денег я захочу оставить.

Ответить
Развернуть ветку
Серьезный кубок

Всегда оставляю чаевые, когда мне понравился сервис (что примерно 50/50). Сам когда-то работал официантом, но не в РФ. У нас очень слабый уровень сервиса в большинстве заведений, поэтому, на мой взгляд, ни о каких включенных чаевых "по умолчанию" не может идти и речи. Все же официант это не "принеси-подай", а некий менеджер и представитель заведения, на которое он работает. Почему-то большинство официантов считает, что их работа это принять заказ, передать на кухню и принести клиенту. Когда закончат трапезу - убрать. 

Как минимум, официант должен быть вежливым, внимательным к гостям (меня особенно бесит, когда делают вид что не замечают поднятой руки + вся смена официантов стоит спиной к залу, занятая своими делами) знать меню и винную карту ресторана, особенности приготовления / из чего готовят представленные блюда (когда задают простые вопросы на них надо отвечать, а не бегать каждый раз на кухню). Если этот базовый уровень не соблюдается - ни о каких чаевых не может идти и речи. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Ivanov

В США, официанты получают копейки или вообще ничего, для них чаевые и есть фактическая зарплата. Чаевые конечно приятно оставить, когда сервис был на приятном уровне, но не за тот лишь факт что тебе вынесли тарелку с кухни.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Vasilieva

По моим наблюдениям как-кто наоборот, в США и 20% оставить норм. В России никто столько не даёт. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Отдельный торшер

В США 20% чаевых это обязанность клиента. Формально это добровольно. По факту могут вызвать полицию, как неоплата счет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Серега Коппуккино

Так жалко смотрится когда владельцы общепита пишут про уместность чаевых. Они похожи на отцов неспособных обеспечить собственных детей. Ну вы же знайте что у ребенка папа жлоб, а ребенок грязный, голодный. Если понравился, то почему бы не накормить :)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai

Будь у нас уровень жизни и зарплаты повыше, можно было бы говорить о чаевых больше 10%. А когда лишних денег нет от слова совсем 100 рублей это уже щедрый чай.

Ответить
Развернуть ветку
Max Vinitsky

Когда ты ешь не дома а в кафе это уже значит что у тебя есть лишние деньги ( я не про бизнес ланч за 300-500₽ естественно)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Max Vinitsky

Хотя наши финансовые реалии относительно тех же штатов конечно оставляют желать лучшего

Ответить
Развернуть ветку
makers

Работал я официантом в Ижевске. Зарплата состояла из оклада + премия за выполнение плана + чаевые. В деньгах было так (18000 ₽ оклад + ~ 5000 - 8000 ₽ премия + чаевые примерно от  10 000 до 50 000 ₽. 
Иногда в день можешь 1000 ₽ чаевыми заработать, а иногда и 10 000 ₽. Кто сколько заработал чаевых, столько себе и оставил. 

После того как сам поработал официантом, теперь всегда оставляю хоть сколько нибудь  чаевых (все зависит от качества обслуживания).

Ответить
Развернуть ветку
lakoros

Всем даёте чаевые или только официантам? Ну там продавцам в магазине, интернет магазинам, даже когда доставка в пункт выдачи. и тд.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Victoria Vasilieva

Я тоже всегда оставляю чаевые, потому что знаю, что официанты практически  только за них и работают.
Но это не значит, что мне нравится сложившаяся система, я бы всё-таки предпочла, если бы они получали заплату. Иди хотя бы если эта сумма была прямо прописана в меню, типа обслуживание стоит столько-то рублей. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алeкcандр Блoxин
Ответить
Развернуть ветку
Валентин Хирш

Всегда казалось дикостью, что я должен оплачивать жадность владельцев ресторанов. Я не из гордых, и мне было бы проще самому дойти до стойки и взять свой заказ. А то признаться раздражает, я много езжу по работе и редко питаюсь дома, но почему я должен дополнительно платить человеку который носит туда сюда еду я не понимаю. Я не за электронные чаевые, а за кнопку - Не барин, сам себе принесу, мне кажется это было бы куда чеснее

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

Не понимаю в чем суть чаевых, стараюсь не оставлять. Только если жена настаивает.

Я пришел в ресторан, принял оферту в меню. Суп 500р. Я оплатил, съел, поблагодарил, почему это я должен что-то накидывать сверху, и чувствовать себя мудаком если этого не сделал?

В супе заложена прибыль ресторана и новый айфон женя владельца, а я должен что-то еще докидывать?!

Если экономика у вас не сходится и так нужны чаевые, поставьте цену супа 550р и все.

Был в сша там прям у меня вымогали типсы с криками и орами в чайнатауне. Дичь для советского человека:)))

Ответить
Развернуть ветку
Antony Divnich

Ненавижу когда выпрашивают чаевые. Эта мода пошла из Америки где зарплата подразумевает получение чаевых. Недавно заходил в Хлеб Насущный рядом с зоопарком в Москве, чтобы взять воды с собой на прогулку. При оплате на терминале до самого момента оплаты появилось меню, где нужно было выбрать сумму чаевых, пропустить меню нельзя, нужно обязательно выбрать сумму из доступных (100%\75%\50% итд) и только тогда тебя допустит к оплате покупки. При сумме в 100 рублей за бутылку 0,5 БонАквы это не чаевые а грабеж. Пришлось вручную вбивать единицу и подтвержать выбор. Ноги моей больше в этом заведении никогда не будет.

Причем за хороший сервис, будь то таксист или курьер попавший под проливной дождь я готов добавить к сумме доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Предыдущий алмаз

Я хочу оставлять чаевые поварам за из блюда  , а не девочкам на побегушках

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

бывают схемы что часть чаевых делят с кухней, но не часто вроде.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Серега Коппуккино

Оставляю немного в 40% случаев. Отношусь к этому как к милостыне. Считаю, что оставлять необходимо только если официант делал что то, что не входит в его обязанности. Иначе это походит на какой то развод на деньги. Не хочу разбираться в том, входит ли в салат за 600 рублей 60 рублей за то что мне его принесли. 
Вообще странная тема с этими чаевыми, почему во всех других бизнесах если ты сделал хорошо свою работу, принес хороший чек, то ты просишь босса поделиться с тобой, а в ресторанном бизнесе - клиента.
Хотите программиста, который спрашивает "Все ли вам понравилось" глядя в глаза ?

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Представляю, как ресторатор охуеет, когда за ПО выставят счет, в котором будет помимо оговоренной суммы 50% на чай программисту 😂 Ресторатор такой: "Чего?..", а программист ему: "Вы, знаете, я бедный, питаюсь дошиком, поэтому вы должны платить мне, а если нет, то вы мудак". 😂

Ответить
Развернуть ветку
Олег Добрынин

Не оставляю на чай и не собираюсь это делать..

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shikalenko

Было бы удобно, если бы рестораны внедрили возможность анонимно оставить или не оставить чаевые оплатой с картой. Например блок для оплаты прям на столе, где есть кнопки 5%, 10% и произволная сумма.

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

По моему с чаевыми должно быть всё просто: если вы сделали один раз заказ, вам его просто принесли за время которое обещали или указали в меню, а в конце вам принесли счет, то это уже, скажем так, включено в стоимость блюд, а официант уже получил за свои три подхода зарплату. Никаких чаевых потому что "у нас так принято" за это не должно быть. Но если вы дополнительно зовете официанта по разным вопросам, таким как: принесите меню, унесите меню, хочу еще десерт, долейте кипятка в чайник и конечно же "мальчик, водочку мне принеси"; то это как бы для него дополнительные шаги, ведь не справедливо на один стол тратить 5 минут, а на другой 20 минут, это должно поощряться чаевыми, особенно если официант работает быстро и с хорошим настроением. То есть вполне понятный негласный социальный договор, очень странно, что не все это принимают и придерживаются крайностей от "чаевые никогда", до "чаевые всегда XX%".

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Якунин

Для начала сделаем маржу 500% на продуктах самого дешёвого качества. Добавим недовес в каждое блюдо, а затем ещё попросим чаевых не менее 50% от заказа. Ведь мы лакшери заведение, а в таких заведениях все серьёзно.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Чаевые - тупая херня, а иногда даже печальная залупа.
Нет ни одного оправдания попыткам переложить проблему качества сервиса и оплаты труда с головы рестораторов на головы клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Sky

Чуваки, не ведитесь, это реклама!!!
Но, отвечая на вопрос, чаевые не имеют места быть от слова "совсем".
Официант - такая же работа, и даже профессия, как и другие.
Вы же не оставляете какому-то Джамшуту чаевые, за то, что он вам в маршрутке "с ветерком" быстро довёз до метро?
Чаевые придумали жлобы-рестораторы, и почему-то вдруг это стало нормой.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Якунин

Так почему, блт, официанты стали отдельной кастой? Вы обслуживающий персонал низшего уровня. Чтобы работать официантом нужно лишь иметь симпатичное лицо.

Образование не нужно. Работать можно уже с 16 лет. Так почему именно вам полагаются чаевые? Почему именно вы их ждёте?

Фельдшер на скорой помощи учился минимум 6 лет, чтобы работать и спасать жизни, но ему никто не оставит на чай если он хорошо сделает укол. А тем временем студенточка мило улыбаясь и нося тарелки может зарабатывать куда больше него. Ведь ей полагается оставить на чай.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Belyavcev

Если почитать комментарии на тему чаевых в том же тик токе или другой сети, то все официантам обязаны. А если не нравится - мол сидите дома. Самые недооцененные, бедняжки

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб
Ответить
Развернуть ветку
Валютный Гоша

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

В настройках оплаты можно поставить чаевые по умолчанию, тогда то самое поле для чаевых будет всегда выходить с этим значением, но если про это поле забывать, то чаевые будут списываться даже когда и не думал оставлять.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Значительный Слава

Обычно даю, если все хорошо было или лучше, чем ожидал

Ответить
Развернуть ветку
nizovsky.sergei

мало где у нас обслуживают нормально и в общем-то не за платить

Ответить
Развернуть ветку
Егор Мельников

Я стараюсь оставлять чаевые за качественный сервис. По официанту не трудно определить как он относится к своей работе и всегда приятно вознаграждать  старание человека.
Однако, уже давно я сталкиваюсь с такой дилеммой: принято ли оставлять чаевые во время бизнес-ланчей? Как правило официанты на бизнесах торопливы, выбор из меню небольшой, а средний чек не превышает 400 рублей. 
Очень интересно узнать ваше мнение на этот счет, особенно если среди вас есть работники общепита 

Ответить
Развернуть ветку
Валютный Гоша

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
К X

В некоторых европейских странах чаевых нет. По мне пусть лучше включают в счет чтобы оплатить можно было картой хотя бы и понятно было сколько ожидают, 10 или 20 процентов. То что надо как-то неформально незаметно положить куда-то купюру еще и принимая лишние решения - такое себе

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Я обычно даю 10% от заказа, но только тогда, когда сервис меня устраивает. К счастью, обычно так и происходит, редко встречаю неадекват в общепите, а сам я человек не склочный.

Что касается чаевых, как таковых - ошибочно считать, что это не в нашей традиции. Да, в США это гораздо больше развито, в Японии нет совсем, а у нас - золотая середина. И меня вполне устраивает такое положение дел.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolay Vilkov

Я, как работник общепита, считаю, что работникам сферы обслуживания МОЖНО оставлять чаевые сверх счета при хорошем сервисе и качестве обслуживания.
Я могу отличить наплевательское обслуживание в кафе/ресторане и качественное, когда официант достоин вознаграждения в виде чаевых.
Давать или не давать чаевые вопрос риторический не имеющий ответа.
Это как в вопросах религии, нельзя людям навязывать свои взгляды. Кто в теме и дает чаевые - молодцы, это хорошо.
Те люди, считающие, что чаевые это подачки, зарплаты официантам должно хватать, пусть их труд оплачивает работодатель и прочее и прочее также по-своему правы. Пусть эти люди не дают чаевые, я к этому привык за 20 лет работы в общепите и их не осуждаю совершенно. Это их позиция, их решение, не собираюсь с этим спорить.
Я знаю по опыту, что гостей, оставляющих в ресторанах чаевые намного больше, чем людей с другой точкой зрения.
Как то читал подобную статью на сайте, там комментами засыпано под статьей и ярых поклонников, так и противников. С этим нужно смириться и всё, принять как должное.
Это всё равно что спорить про то, что лучше: Canon или Nikon))))
Всем удачи, берегите нервы))

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Бабенко

Я считаю, если обслуживание и сама атмосфера в заведении на уровне, то конечно же необходимо оставить чаевые. 

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Россияне своему президенту Путину очень много чаевых оставляют за старание

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

Чаевые надо искоренять как сущность, и заставлять вечно бедных слезных рестораторов платить нормальную зарплату. а то сели на шею, а все и рады подлизывать 

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Чтобы разобраться в проблеме

Никакой проблемы нет, чаевые - одно из бессмысленных явлений современности
Ладно бы оно было формализовано, так нет, везде своя тема

Ответить
Развернуть ветку
Max Vinitsky

Люди делятся на два типа -
 Почему я должен кому то помогать кроме себя. Или
Как я могу кому-либо помочь кроме себя.
Почему-то никто (кто отрицает благодарность официанту за труд) не предложил альтернативу чаевым ни в каком виде, а лишь по своему объяснил как он справедливо поступает, когда не дает деньги сверху цен по меню. 

Ответить
Развернуть ветку
Серега Коппуккино

А зачем давать милостыню работающему человеку? У него же есть работа - значит и деньги есть. Будет хорошо работать - его босс ему доплатит. Так везде, с тобой делится тот кому ты помог заработать. А не тот кто потратился. 

Ответить
Развернуть ветку
Елена Кучерявенко

Первый опрос некорректен. Оставлять чаевые нужно, за исключением тех случаев, когда обслуживание было плохим. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 320 комментариев
null