«Приезжать на новый рынок с идеей „тут не умеют работать, мы их научим“ — совершенно неправильный подход»

Предприниматели с опытом продаж в зарубежье — о правилах работы на новых рынках.

Материал подготовлен при поддержке платформы «Мой экспорт»

В 2022 году выходить на зарубежные рынки стало сложнее. Но работать на экспорт возможно — так говорят герои этого материала. Выяснили у них, как они развивают международный бизнес в кризис.

Игорь Красюк
CEO LiveDune

Наш бизнес автоматизирует работу с социальными сетями. Мы предлагаем SaaS-продукт, который помогает SMM-специалистам и маркетологам управлять сразу восемью соцсетями и анализировать кампании в одном сервисе. Через наш сервис блогеры, маркетинговые отделы компаний и фрилансеры следят за статистикой своих проектов, с его помощью публикуют посты, получают подробный анализ по соцсетям с 2014 года.

Выходить за рубеж хотели давно. Запланировали старт на ближайшие два года: постепенно, просчитав все риски, охватывать аудиторию в Европе, США и Латинской Америке.

Но после 24 февраля решили поспешить. Отключаться от нас стали и компании, ушедшие из России, и блогеры, начавшие сильно экономить после ухода рекламодателей.

Поэтому мы решили искать новую аудиторию в Казахстане, Узбекистане, Беларуси и других странах ближнего зарубежья. Работали оперативно: на аналитику рынков ушло недели три. Кажется, что мы знаем, как устроены эти страны, ведь они наши соседи. На самом деле нет: там другой подход к работе в диджитал, ведению бизнеса, коммуникациям и маркетингу.

Мы должны были разобраться в ценностях каждой страны — для этого важно общаться с их специалистами. Так мы выяснили, как у них работает SMM, чем он отличается от нашего и чем им сможет помочь наш сервис.

Скажем, если в России аналитика соцсетей нужна для постановки KPI, отчётов перед руководством и клиентами, то, например, в Казахстане такие задачи перед SMM-специалистами не ставятся. Там важнее проверять страницы в соцсетях на накрутки и комментарии ботов.

Чтобы продвинуться на новых рынках, мы:

  • Посещали мероприятия — очные и онлайн-встречи с представителями digital и различными компаниями.
  • Провели кастдев и глубинные интервью с местными агентствами и представителями брендов.
  • Проанализировали, в каких медиа и СМИ продвигаются наши конкуренты в других странах, и договорились о публикациях в них.
  • Заново освоили популярную в мире платформу для нетворкинга — повышать свою узнаваемость через неё удобно.

Работу на новых рынках нужно выстраивать дружественно, мягко, через знакомых. И сейчас у нас есть постоянный рост пользователей из-за рубежа. Пусть не резкий (не «сразу х2»), но всё-таки рост. Например, на 11% выросло количество юзеров из США, Великобритании, Турции.

Без ошибок тоже не обошлось: например, мы создали отдел продаж, которого в нашей компании никогда не было. Решили, что наш продукт можно продавать «в лоб», через холодные звонки. В течение трёх месяцев гипотеза не подтвердилась: нашему клиенту, прежде чем купить доступ к сервису, нужно понять его ценность и необходимость. А понять это с ходу, по телефону невозможно. Отдел продаж мы ликвидировали.

Но команду в целом на 2023 год планируем расширять — искать сотрудников будем на международном рынке. Хотим выходить на США, Латинскую Америку и страны Африки.

Да, нам было страшно начинать. Да, мы не были готовы к такому резкому выходу на другие страны. Но риск полностью себя оправдал. Главное — не игнорировать культурные коды и методы работы тех стран, где начинаешь бизнес. Приезжать на новый рынок с идеей «тут не умеют работать, мы их научим» — совершенно неправильный подход.

Сослан Габараев
Руководитель отдела экспорта в компании «Фрутимпэкс»

Мы работаем с 2007 года — импортировали орехи, сухофрукты и цукаты. Сначала делали разовые поставки, но со временем объём импорта и география закупок значительно увеличились.

Задуматься об экспорте нас заставили две вещи. Во-первых, мы стали часто получать запросы на российскую сельскохозяйственную продукцию от зарубежных партнёров. Во-вторых, увеличилось количество ограничений на ввоз в Россию определённых товаров, а государство взяло курс на импортозамещение.

В 2019 году протестировали экспорт «нишевых» культур: нута, чечевицы, льна, горчицы.

Первую поставку сделали через три месяца после начала работы в этом направлении. А на настройку стабильного экспорта больших объёмов зернобобовых и масличных культур ушло около года.

Производство этих культур активно развивается в России, страна лидирует по объёму их экспорта. Например, мировой экспорт нута — около 1 млн 200 тысяч тонн в год, из них около 350 тысяч тонн экспортирует Россия.

Конечно, всё получалось не с первого раза. Наши поставщики — сельхозтоваропроизводители, а география закупок очень большая: от Ростовской области до Алтайского края. Чтобы найти товар, сотрудникам компании приходится буквально ездить «по полям», искать фермерские хозяйства, на месте проверять качество товара и договариваться о цене.

Теперь наша компания экспортирует зернобобовые и масличные культуры больше чем в 25 стран мира, с каждым годом наращивая объёмы и расширяя ассортимент. Государство компенсирует нам часть затрат на транспортировку продукции. Получить деньги теперь проще — мы подаём заявку онлайн через платформу «Мой экспорт». Мы хотим развиваться и дальше: выходить с готовой продукцией на конечных иностранных покупателей, выходить на ритейл в зарубежных странах.

Алексей Румянцев
Генеральный директор компании «Дядя Тула»

Первое направление нашего бизнеса — обычный рафинированный сахар и он же с добавками (например, с чёрной смородиной, шиповником, корицей, имбирём). Есть и второе производство — растительные сливки для кондитерской промышленности. На их основе другие компании делают, например, крем и наполнители для десертов.

Раньше я занимался корпоративными подарками, даже планировал открыть производство керамики, искал помещение. Друг предложил арендовать его предприятие, которое разорилось в 2018 году. Его масштаб и площадь были такими впечатляющими, что на их фоне идея с керамикой меркла. На обратном пути я расспрашивал друга об этом бизнесе. Потом проанализировал рынок и построил финансово-инвестиционную модель — понял, что этот бизнес может быть доходным. Нашёл инвестора — первые деньги мы получили 8 августа 2021 года. Полностью модернизировали само производство, сделали ремонт, немного доработали оборудование.

В конце 2021 года мы поняли, что выходить на рынок нельзя: цены на сырьё тогда улетели в космос. Решили переждать ноябрь-декабрь, чтобы подготовиться к сезону тщательнее. А в январе начали активно заявлять о себе на рынке — в план также входила работа на экспорт. Поэтому в тот же месяц я договорился о сотрудничестве с бывшими партнёрами в Казахстане — крупнейшей сетью «Магнум». А 19 февраля полетел на переговоры. И к концу месяца мы сделали первые поставки.

Я решил сразу выходить на зарубежный рынок, потому что энергоресурсы и рабочая сила в России стоят гораздо меньше, чем за границей. А ещё при работе с экспортом выше маржинальность.

Несколько месяцев назад мы приняли участие в бизнес-миссии, подав заявку онлайн через платформу «Мой экспорт». С его помощью побывали в Азербайджане, пока обсуждаем контракт. Сделали несколько поставок в Америку, обсуждаем работу с Китаем. Очень хочется начать сотрудничество с Израилем. В феврале мы участвуем в международной выставке продуктов Gulfood в Дубае.

Внутри России мы возим сливки на фурах с температурным режимом, а сахар можно транспортировать любой техникой. За границу наша продукция отправляется при поддержке Российского экспортного центра — он компенсируют часть денежных средств в рамках программ помощи молодым предпринимателям.

За год я понял, что есть две вещи, которые обязательно нужно сделать перед выходом на любой рынок:

  • Провести тщательный анализ, чтобы понять, насколько рынок ёмкий для вашей продукции, то есть оценить спрос и предложение.
  • Построить чёткую финансово-инвестиционную модель, которая покажет, сколько тебе надо вложить, кого привлечь, как долго ты будешь выходить в некий «красный ноль». Это карта пути на ближайшие год-два-три — она сэкономит предпринимателю большое количество денег.

На пути к международному господству точно пригодится помощник. Платформа «Мой экспорт» помогает предпринимателям выйти на зарубежные рынки, сопровождая их на всех этапах — от обучения экспортёров до помощи в получении господдержки. Экосистема даёт доступ как к государственным, так и к бизнес-сервисам.

Например, предлагает развёрнутую аналитику — по конкретному товару, региону или стране. Ищет партнёров или продвигает товары на зарубежных маркетплейсах. Цифровая система была запущена в ноябре 2020 года и работает по принципу одного окна.

Реклама, АО "Российский экспортный центр", myexport.exportcenter.ru

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Роман Величкин
Приезжать на новый рынок с идеей „тут не умеют работать, мы их научим“ — совершенно неправильный подход

Не увидел этого в тексте, все примеры вполне успешные - "приехали, научили".

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Мысль в заголовке невероятно глубокая

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хрусталев

я сначала и не понял, на сколько она глубокая

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Peshkov

*

Ответить
Развернуть ветку
Владлена

Заголовок завлёк, только с сутью статьи не связан 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Рюдзо

Отправьте вашего редактора ко мне на обучение. Ужасный заголовок.

Ответить
Развернуть ветку
Валдис Фет

Название статьи интресное .А вот статья про другой опыт (,,,,)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Нечаева

Так, прошла по заголовку.. а что-то не поняла, что прочитала

Ответить
Развернуть ветку
Илья Разбашин

вы не одна такая, я тоже что-то не разобрался

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда