Вопросы и ответы: к чему приведёт введение обязательной маркировки товаров
Маркировка стартует 1 июля. Как изменятся бизнес-процессы и что будет с ценами.
Материал подготовлен при поддержке МТС
С 1 июля 2019 года в России вводится обязательная маркировка табачных изделий и обуви. А с 1 декабря маркировать нужно будет ещё семь групп товаров. На основные вопросы по этой теме ответил Максим Исаев, генеральный директор компании «Облачный ритеил» (работает под брендом «МТС Касса»).
Что такое обязательная маркировка товаров и зачем её вводят?
Маркировка продукции предполагает размещение на товаре уникального средства идентификации — штрих-кода. Его наносят лазером на этапе производства. Благодаря криптографическому алгоритму код невозможно подделать или скопировать.
Контролирующие органы вводят маркировку для борьбы поддельной продукцией. Маркировка позволит государству отслеживать движение товаров от производства до магазинов, а покупателю — проверить их подлинность. Для этого нужно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код. Если пользователь заметил нарушение, он может подать жалобу через приложение.
Что можно узнать из штрих-кода?
Штрих-код содержит всю необходимую информацию и для потребителя, и для продавца:
- Код товара (GTIN), который позволяет безошибочно определить, к какой товарной позиции относится конкретная единица товара.
- Максимальная розничная цена.
- Дата изготовления.
- Сведения о производителе и использованных материалах.
- Место производства и нахождения товара в данный момент, его статус.
Какие товары подлежат маркировке?
С 1 июля 2019 года маркировка обязательна для табачных изделий, обуви и семи наименований лекарств.
С 1 декабря 2019 года маркировать начнут:
- Духи и туалетную воду.
- Покрышки и цельные шины.
- Любую одежду из натуральной и композиционной кожи.
- Трикотажные и вязаные женские блузы.
- Мужскую верхнюю одежду.
- Постельное, столовое и туалетное бельё.
- Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
С 1 января 2020 года — все лекарства.
Как поэтапно работает система маркировки?
Все производители регистрируются в системе «Честный знак», запрашивают в нужном количестве коды для своих товаров и выкупают их. Коды наносят с помощью специального принтера прямо на конвейере.
Затем производитель сканирует коды, и они попадают в единую систему ЦРПТ — реестр средств идентификации. Система генерирует проверочный код, который также наносят на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролёрам выявить фальсификацию кода идентификации.
При любом движении товара перевозчики, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины должны снова отсканировать код, чтобы в системе отразилось его перемещение.
В последний раз код сканируют при продаже товара. Информация из онлайн-кассы поступает оператору фискальных данных, а затем в реестр идентификации. Так государство узнает, что товар вышел из оборота.
Что изменится в бизнес-процессах для производителей, дистрибьюторов и продавцов?
Как маркировка повлияет на бизнес-процессы всех участников цепочки, покажет время — на каждом этапе могут возникнуть свои нюансы.
Систему маркировки табака тестировали в течение 2018 года и стало ясно, что нововведения практически не меняют привычные процессы. Увеличилось разве что время производства, приёмки и перевозки продукции. При этом производители табака изначально поддерживали инициативу ввести маркировку: в их интересах избавить рынок от контрафакта.
Ритейлерам обновление даже на руку. «Из-за того, что код маркировки содержит в себе код товара и максимальную розничную цену, продажа табака на кассе происходит быстрее, чем по обычным линейным кодам. Покупателю не приходится перепроверять, что цена на товар не завышена», — отмечает Ян Витров, руководитель товарной группы «Табак» ЦРПТ.
Какое оборудование понадобится для работы с маркировкой?
Все участники цепочки должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подключить систему электронного документооборота для приёма документов. Многим потребуется приобрести новое оборудование.
Производителям понадобятся принтеры для печати и нанесения двухмерных штрих-кодов, а также 2D-сканер. Дистрибьюторам и перевозчикам — планшеты или телефоны, подключаемые к 2D-сканеру, чтобы сканировать товары при загрузке.
Ритейлеры должны закупить 2D-сканеры и онлайн-кассы, способные работать с системой маркировки. Если онлайн-касса уже есть, стоит убедиться, что её система адаптирована под новые требования. Как правило, смарт-терминалы обновляются дистанционно и очень быстро. В то время как для обновления кнопочных касс приходится приглашать специалиста, а для работы с маркировкой — подключать дополнительное оборудование.
МТС выполняет перепрошивку своих онлайн-касс бесплатно и в автоматическом режиме, то есть практически незаметно для пользователей. Под маркировку табака кассы обновили ещё в апреле.
Для удобной работы с маркированной продукцией потребуется и обновление товароучётной системы. Это программа, которая подключается к кассе и позволяет автоматизировать торговлю: учёт товаров, ценообразование, инвентаризацию, работу с поставщиками. С её помощью можно удалённо контролировать работу сотрудников и вести аналитику бизнеса, генерируя отчёты.
В товароучётной системе МТС Кассы уже настроена сквозная автоматизация работы с универсальными передаточными документами. Такая документация вскоре потребуется для проведения приёмки маркированных продуктов и сверки кодов.
В программе можно работать с разными группами товаров по принципу одного окна. Это удобно для розничной сети, которая продаёт алкоголь, табак и прочие товары — учет будет вестись в одной системе.
Пользователи, которые арендуют МТС Кассу, получают бесплатный доступ к товароучётной системе.
Как обязательная маркировка скажется на ценах?
По мнению контролирующих органов, внедрение маркировки товаров не скажется на их цене. Напротив, есть вероятность, что цены могут снизиться за счёт уменьшения доли контрафакта. Всё будет зависеть от того, как среагируют производители на закупку новой продукции.
Во время тестирования маркировки табака скачка цен не произошло. Впрочем, производители табака — в основном крупные компании, которые могут покрыть подобные издержки. Как отреагирует на маркировку рынок с более мелкими игроками, пока неизвестно.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
50 копеек с каждой коробки спичек в карман узбека Усманова
Большинство видят только верхушку айсберга. Отдать в частные руки маркировку товаров... В 2024 году у Усманова будет уникальная аналитика по движению ВСЕХ товаров в стране, все цены, оборот, регионы, в том числе где какие товары как продаются. Имея такие данные , можно глобально влиять на рынок в своих интересах.
да, такие данные нужно делать открытыми законодательно, а лучше вообще на уровне конституции
я не врач, блин выглядит Алишер пугающе. современная медицина, кажется ещё не способна
Комментарий недоступен
Сказали бы прямо: мы уже не знаем как придушить малый бизнес и народ этой страны, поэтому мы придумали новую обдираловку.
Комментарий недоступен
Трикотажные и вязаные женские блузы.
Как это сюда попало?))
Чтобы знать кто связал блузу. Баба Варя или баба Нюра. А то вообще бабуси оборзели, не хотят платить налоги в бюджет.
увеличилось разве что время производства, приёмки и перевозки продукции
"Разве что". Пиздец.
"При любом движении товара перевозчики, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины должны снова отсканировать код, чтобы в системе отразилось его перемещение."
Это как? Разукомплектовывать фуру, раскладывая всё на земле для сканирования? :)
это только первая степень дебилизма. Вторая степень это когда нужно сканировать товары при перемещении со склада магазина в торговый зал. Ну а третья это уже мелочи, нужно будет отчитываться о сворованом товаре.
Принимайте 'по бумажке'
Прочитал материал. Как будто послушал депутата.
Так МТС в доле
Спрашивать мнение контролирущих органов не стоит. Люди, которые в жизни палец о палец не ударили, а только контролировали, да ещё грели при этом руки, не могут ничего знать об экономике и бизнес-процессах изнутри. Они изначально для этого глупы и ленивы, иначе зачем бы им идти в контроллирующие органы? Совершенно очевидно, что по малому бизнесу нанесут ещё один удар. Закроется много мелких магазинов. Людей выкинут на улицу. Оставшиеся поднимут цену. Чемезов будет доволен. Хоккеист тоже. Нет никаких предпосылок для снижения цены, пока у власти находятся непроходимые идиоты , пекущиеся лишь о своей шкуре и плюющие на народ с большой колокольни ( как в прямом так и переносном смысле.
Комментарий недоступен
Усманов одобряет.
Я думал, они хотя бы на наклейки потратятся. Оказывается ещё проще - потратятся производители на принтеры, а потом и потребители. А пролоббировавшие маркировку будут циферки продавать 👍
мне интересно причем тут контрафакт влияет на себестоимость единицы товара? производитель, что бы конкурировать, снижает цену, а если его не будет, то зачем снижать, никуда не денется покупатель - купит же
ну и что что дорого, зато будите уверенны что валенки настоящие Тульские а не Челябинские контрафактные.
Контрафакт это вариант нечестной конкуренции, поэтому он не сильно способствует снижению цен.
Допустим, есть компании A которая выпускает премиум продукт по цене 1000р, есть конкурент B который выпускает аналогичный бюджетный продукт по цене 500р. Появляется недобросовестный конкурент C который начинает продавать продукт под брендом A по цене 500р. В итоге B уходит с рынка, а A повышает цену что бы компенсировать убытки от контрафакта. Цена повышается.
Что вы ноете? Нормальный закон. Кто тут производитель духов или одежды?
Сами ведь и продают паленку из подвала, потом ноют, как закон вменяемый вводят.
Закон ввели для производителей.
тут есть продавцы, которые и так заиПались все это вводить в разные системы
Теперь на производство контрафактных товаров есть монополия у власть имущих. Они наверное считают себя гениями.
Гос-во с контрафактных сижек ничего не имеет
А от сижек крупных производителей дохера имеет - адвалорная ставка 15% и акциз 1562р на килограмм
А если продаётся блок сигарет? Каждую пачку сканировать?
На блоке будет свой код
На коробе, блоке и на пачке один код
И сразу возникает вопрос: акцизные марки уже никак не должны бороться с фальсификацией, но они продолжат входить в стоимость товаров?
Звучит красиво, получится как обычно.
"Увеличилось разве что время производства, приёмки и перевозки продукции"
Действительно, делов то...пздц, конечно
Прекрасная тема - впарить ВСЕМ оборудование и сервис. Да, всё для потребителя и прочая, но даже если это будет стоить 10 копеек за единицу, то в масштабах страны доход устроителя будет просто астрономический. Я уж молчу о том, сколько на это потратят производители времени, и с каким геморроем это будет связано.
Вот уж, воистину, "с миру по нитке - голому на рубаху". Тут не на рубаху, тут на небольшой остров с виллой хватит. Еще и непрекращающийся ручеёк, ежедневно капает по миллиардику :о)
идея супер, особенно с лекарствами!
кремлебот?
Рынки типа Садовода должны закрыться?
Конечно. Все должны закупаться только в тухломаркете Магнит
Маркировка наносится не на товар, а на коробку от обуви.
Усманов вписался в рынок. Скоро мимо его кармашка вообще ничего не пройдет без оплаты. Это только первые группы товаров
Тут меркурий до сих пор в стиле "привезите копию оригинала с печатью" работает, а они уже маркировку подогнали.
Кто-нибудь начал с маркировкой работать? Там такой же совок в системе?
Борьба с теневой экономикой оборачивается повышением цен для конечного потребителя.
Я понимаю, что верхам гораздо легче отдать решение проблемы проверенному человеку, чем выстраивать нормальную работу на всём рынке. Наполнять карман надо, ну и про узбека не забыть. А там и расширить линейку меченых товаров всегда можно и цену поднять, ей богу, 50 копеек, пф, смешно, рубль сверху никто не заметить (+100% к доходу). Но как загнивающий запад работает без таких систем, почему еще не загнулся?
" А это изюм, но он не продается."
(из старого анекдота)
а как бы это повлияло на стоимость сигарет, если на них фиксированная розничная цена?
1. На сигареты не фиксированная цена, а фиксированная МАКСИМАЛЬНАЯ розничная цена. Не все по ней продают, некоторые - дешевле
2. Кроме ограничения по цене одного конкретного товара / группы товаров есть понятия издержек и маржи.
Первые, естественно, вырастут, и угадайте каким Х при этом будет регулироваться приемлемый уровень маржи?).
а ведь так и было задумано: причинить вред мелкому производителю дешевого товара, разорить и очистить поле для действия тем, кто побогаче и у власти - под себя же закон писали
Вам тут разжевали, пояснил, а вы помидарами кидаетесь
Комментарий удален модератором