Простые правила: как получать деньги от клиентов из другой страны и не сойти с ума

Наверняка вы видели множество статей о личном опыте переезда в другую страну. Герои рассказывают о своей мотивации, работе и разнице менталитетов. Но всегда остаются те, кто хочет работать на зарубежный проект, однако к переезду не готов. Поговорим о таких вариантах.

Меня зовут Николай Яринá, я менеджер продукта «Валютный контроль» для малого бизнеса Райффайзенбанка. Я работаю над продуктом, ориентированным на малый бизнес и ИП, которые вышли на международные рынки. И в этой статье я расскажу об опыте работы с зарубежными заказчиками и компаниями — как это сделать, что нужно учесть, какие трудности можно встретить и как их избежать.

С чего начать

Вне зависимости от того, как вы найдете заказчика или работодателя в другой стране, с ним нужно заключить договор. А для этого нужно зарегистрировать ООО или ИП. Чтобы было проще с бухгалтерией, лучше открыть именно ИП. Все это сейчас можно сделать онлайн и не тратить время на сбор документов и походы в налоговую.

По этому договору деньги поступают на транзитный счет, вы их распоряжением распределяете на свой расчетный счёт. Рассмотрим три основных сценария с договорами — какие они и как их проверять.

Работа по найму на иностранную компанию. В этом сценарии все начинается с договора. В нем должны быть указаны следующие моменты: что в рамках него делается, срок действия (и пролонгации, если необходимо), цена договора, валюта и порядок расчетов и еще некоторые стандартные вещи вроде форса-мажора, реквизитов сторон и прочие условия.

И в рамках валютного законодательства – должен быть указан ожидаемый срок оплаты за услуги. Договор обязательно должен быть составлен на двух языках, один из которых – русский.

Перед тем как подписать договор, можно обратиться в банк, чтобы сотрудники проверили его на соответствие валютному законодательству РФ. Это поможет избежать проблем в дальнейшем при получении средств от иностранной организации. В Райффайзенбанке такая услуга для клиентов стоит всего 1000 рублей. Проблемы с договором может привести к штрафам, поэтому лучше заранее всё проверить.

Фриланс. Как и в первом случае, все начинается с договора, но есть свои особенности. У фриланс-биржи, на которой размещаются заказы, как правило, есть договор-оферта — к нему нужно присоединиться. Для Райффайзенбанка достаточно скачать оферту с сайта биржи, перевести через любой онлайн-переводчик на русский язык и отправить в банк (если ставить контракт на учет, или при создании распоряжения о распределении, когда контракт не нужно ставить на учет. — об этих моментах еще поговорим). Либо можно прикрепить ссылку на оферту на русском языке, если такая есть.

Работа с платформами. Здесь тоже нужно присоединиться к договору-оферте. А чтобы получать денежные средства, если контракт не стоит на учете, то к распоряжению прикрепляется скриншот экрана личного кабинета с поступлением денежных средств (сумма к выводу).

Если контракт стоит на учете, то к справке о подтверждающих документах (СПД) прикрепляется скриншот экрана личного кабинета с поступлением денежных средств (та же сумма к выводу).

Подводные камни

С технической частью разобрались — переходим к неочевидным моментам. Вот вы работаете с иностранной организацией какое-то время, все хорошо. Вы – оказываете услуги, они – щедро платят. В банк на транзитный счет приходят деньги, вы их распределяете через соответствующий документ. Все идет своим чередом, благодать.

И вот после очередного поступления денег на транзитный счет вы идёте в интернет-банк, чтобы перевести их на расчетный, как обычно заполняете документы (по шаблону, который вы уже давно сохранили для удобства:) ), отправляете документы для проверки валютному контролеру. А он… возвращает документы обратно, со статусом «отказано» и что-то там написал про необходимость постановки контракта на учет. Как так? Нормально же всё было? В чём проблема?

На самом деле всё нормально. Просто вы перевалили за 6 миллионов рублей (или эквивалент в валюте) в рамках своих отношений с иностранной организацией, а это значит, что настала пора поставить этот договор на учет в банке. Это обязательно по валютному законодательству РФ (согласно главе 4 инструкции Банка России 181-И).

Есть очень интересный момент, связанный с постановкой контракта на учет при работе с фриланс-биржами и платформами.

Несмотря на характер платежей — от платформы к вам — это будет импортный контракт, т.к. вы продаете программу (софт) или услуги третьим лицам через площадку Google/Apple или фриланс-биржу. А они в свою очередь оказывают агентские услуги, по размещению, сбору денег и переводу их вам. Но чтобы не гонять деньги туда-сюда от вас к ним, они сразу берут свою комиссию, а причитающееся вам уже переводят на счет в банке.

И поскольку это получается импортный контракт, то на учет его нужно будет ставить по достижении 3 миллионов рублей (или эквивалент в валюте).

Поставить контракт на учет просто — достаточно заполнить заявку с данными из контракта в интернет-банке и прикрепить к ней договор (или оферту) с переводом на русский язык. Если вы не разобрались как это сделать, то всегда можно обратиться в поддержку валютного контроля, и они помогут. В первый раз большинство клиентов именно так и поступают.

После постановки на учет, кроме распоряжений о распределении средств, нужно будет подавать справку о подтверждающих документах (СПД). Звучит страшно, но на самом деле нет. Все необходимые документы, если вы аккуратно их ведете, уже у вас уже есть.

Вместо резюме

Работать с зарубежными компаниями не так сложно, как кажется. Практически под любую бизнес-задачу сейчас есть готовое решение или сервис. Мы посчитали, что в среднем предпринимателю нужно три года, чтобы выйти на внешний рынок. География уже не так сильно сдерживает рост, а события последних полутора лет еще больше стерли эти границы.

33
4 комментария

Зачем вся эта мутатень с ИП, контрактами и т.п. если можно зарегистрироваться самозянатым. Тогда ты априори не являешься объектом валютного контроля.

1

Но ограничен в суммах