{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Медиатех – новое слово. Как РБК развивает искусственный интеллект

Понятие «медиатех» пока мало используют в медийном и технологическом сообществе — медиа ещё не осознали себя технологическими компаниями. А сделать это пора: кастомизация информации и рекламы с помощью ИИ, big data и рекомендательных систем трансформирует модель устройства редакций и позволяет медиакомпаниям выживать.

Марсель Муртазин
руководитель мобильных продуктов РБК

Зачем журналистам искусственный интеллект

Вот правда, удивительно: информационная революция, которая распространилась уже даже в общепите, в последнюю очередь приходит именно в сферу профессионального производства и доставки информации.

Еще недавно представители редакций, когда я говорил им про рекомендательные системы, алгоритмы подбора новостей, big data и искусственный интеллект, смотрели с недоверием, — мол, может когда-то и понадобится. Через годы.

Это объяснимо. Медиа не первый век привыкли зарабатывать на рекламе: модуль – в журнал, баннер – на сайт.

И вдруг вся модель начала рушиться. Баннерная слепота и отвращение пользователя к прямой рекламе прогрессируют быстрее, чем ожидали медиакомпании.

В редакциях заговорили о «смерти журналистики».

Мне эти разговоры кажутся смешными.

В потребительской корзине, еще в древности описанной как «хлеба и зрелищ», информация — важнее всего прочего в разделе «зрелища». Речь не о сплетнях, которые в древности передавались из уст в уста и сейчас кочуют по соцсетям, а о достоверных сведениях, которые в разные времена доносили гонцы, качественные газеты, радио и ТВ-передачи, интернет-СМИ. Новости рулят движением акций и политикой.

И журналистика, то есть производство и распространение качественной информации, не умрет никогда.

Другое дело, что журналисты оказались в тупике. Редактор или автор всегда ориентируются на широкую аудиторию, они физически не могут подбирать информацию под каждого пользователя. А пользователя сегодня устраивает только индивидуальный подход, его к этому уже приучили личный кабинет в банке, сервис такси, доставка суши– и, самое главное, платформы прямой поставки информации по собственному заказу, от поисковиков до Twitter.

Настало время медиатеха.

Чтобы выжить, редакции должны понять, что журналистика – это лишь часть их деятельности, а другая часть, столь же важная, это развитие технологических платформ персонализированной упаковки и доставки контента. РБК – первое медиа в России, которое начало работать в этом направлении.

Алгоритм и «защита от алгоритма»

Первым шагом в персонализации контента стала фильтрация ленты новостей в IOS и Android приложениях РБК.

За последние девять месяцев возможностью настраивать контент под себя воспользовались более 85% пользователей. Мы собираемся перенести эту механику на сайт, что позволит собирать больше данных о поведении пользователей, создавать им стимул для регистрации, а также сделает более востребованными платные подписки.

Следующий шаг – внедрение рекомендательных систем.

Мы уже ушли от размещения на сайте спонтанного видео – теперь тематика и ролика, и раздела, где он размещен, совпадают. Рекомендательные блоки видео встроены в статьи, что увеличивает дистрибуцию видео и таргетирует аудиторию по инфоповоду.

Это начало большой работы по объединению всех продуктов РБК в единую систему, покрывающую все информационные потребности пользователя.

Поскольку редактор физически не может изменять контентную сетку под конкретного читателя, мы переложим эту функцию на искусственный интеллект. Алгоритм позволяет улучшить вовлеченность пользователя и его рециркуляцию внутри продуктов РБК, увеличить время сессии и число просмотров контента.

Работает это так. Система смотрит, какую статью вы кликнули, как много времени в ней провели, стали ли смотреть дальше статьи подобной тематики. На основании этого алгоритм порекомендует вам другие материалы.

Все мы сталкивается с плодами работы горе-таргетологов в рекламе. Вот купили вы, проведя предварительный серч в интернете, например, стальную дверь. И хотя больше дверей вам не нужно, алгоритм тупо решает предлагать их вам все время.

У нас разработана защита от такого «дурака-алгоритма». Мы создаем глубокие метрики, позволяющие понять интересы пользователя, уточнить его реакцию на медийный продукт. А потом еще раз переуточнить. Мы должны рекомендовать только тот материал, которую вы прочитаете с вероятностью более 90%.

По мере развития алгоритма метрики будут совершенствоваться – с какой скоростью шел скроллинг материала, какие клики делались во время чтения, какую реакцию вызвали различные рекомендации.

Все это открывает новое поле для монетизации редакционной деятельности.

Новая реклама

После того как мы обучим алгоритм предлагать релевантный контент, у нас появится возможность доставлять аудитории релевантную рекламу.

Многие компании покупают в РБК за большие деньги партнерские и специальные проекты. Мы сможем предложить им новый уровень нативности.

Всего месяц длится рекламный эксперимент РБК и одного из ведущих онлайн-кинотеатров. Контент, который рекламирует кинотеатр, на разных разделах сайта подстроен под их тематику. И мы уже видим, что кликабельность такого продукта минимум в 10 раз выше, чем при некастомизированном размещении.

Кроме изменения рекламной модели, в адресно настроенном информационном поле открываются и другие возможности для партнерства с компаниями из разных отраслей: РБК предлагает экспертную информацию, партнер – конкретную услугу, которую пользователь может получить здесь же. Медиахолдинг обсуждает уже ряд таких коллабораций.

Почему медиатех – это будущее

Так получилось, что заниматься разработкой и создавать мобильные продукты я начал еще до появления этого рынка в современном понимании, то есть до появления AppStore. Я был активный студент, еще в 2006–2007 пытался писать на Java и Symbian. Одно из таких приложений, в котором можно было забронировать место в кинотеатре и столик в ресторане, такой аналог современной «Афиши» — получило грант на конкурсе «Лучшие инвестиционные идеи», который проводила ТПП России. А потом еще и удалось продать этот продукт зарубежной компании, которая специализировалась на букинге.

Потом был опыт разработки приложения для нефтяной компании, затем – для инвесткомпании, затем – мобильной платформы для сервиса такси бизнес-класса. Параллельно сам создавал мобильные продукты – прежде всего игры, у самой популярной число активных пользователей доходило до 200 тыс.

Был и хороший стартап, позволяющий транспортникам рассчитывать тарифа на перевозки, который мы создали с друзьями. Два с половиной года, с 2017 по 2020-й, продолжая брать проекты и в России, я работал в Кремниевой долине, пока не начались визовые ограничения.

Из США особенно хорошо видно, что на российском рынке есть что делать — можно развивать продукты «руками». В Америке все самое интересное уже на поддержке: Facebook, Google, все крупные проекты, которые были бы мне интересны на старте.

И в РБК меня заинтересовал прежде всего продукт.

После того, как на меня вышли HR-менеджеры холдинга и организовали встречу с первым заместителем генерального директора Игорем Селивановым, я понял, что у холдинга есть стратегия развития. Направленная не только на расширении аудитории, но и на углублении ее вовлеченности и лояльности. У нас уже многое получается сделать в этом направлении.

Медиатех – новое поле деятельности для разработчиков.

Журналисты и их читатели не знают, в какую сторону пойдет развитие медиа: вспоминаются слова Генри Форда о том, что, если бы он спрашивал у людей, что им нужно, они сказали бы: более быструю лошадь. Когда информации слишком много и без фильтрации она вызывает рвотный рефлекс, построить новые модели потребления информации могут IT-разработчики.

Под медиатехом я понимаю производство и доставку именно редакционной, прошедшей проверку, по-настоящему журналистской информации. «Хайпотеха» — то есть распространения недостоверных сведений – и так хватает. Недавно я натолкнулся на американо-французское исследование, что в Facebook в 2020 году пользователи делали перепосты фейков в шесть раз чаще, чем достоверной информации.

Вероятно, в будущем будут востребованы агрегаторы, который смогут фильтровать весь новостной поток и выдавать пользователю внятные новости с гарантией достоверности. В мире избыточной информации у производителей качественных материалов имеются изначальный потенциал и конкурентное преимущество. Задачи медиатеха – раскрыть потенциал, реализовать преимущество. РБК уже сейчас опережает соцсети и многие СМИ по доставке качественных новостей.

За медиатехом будущее: по своей способности привлекать внимание поглощение информации превосходит все другие сферы, какое уж приложение вы ни делайте для банка или пиццерии. А где пользователь тратит время – там и деньги.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
alpden

вау, ИИ на дивах

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров
развивает искусственный интеллект

а на картинке:

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Volkov

Так, а разве Медуза в той или иной степени не занималась этим?

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Занималась, но каждый хочет быть первым. А потом Медуза продвигала ручную подборку картины дня на глагне от редакторов.
Вообще, сейчас рекомендации есть на каждом новостном сайте, поэтому эмейзинг и инновейтив небольшой, лишь повышение собственной значимости и попытка влиться в модный XYN-Tech.

Ответить
Развернуть ветку
Yang Alan

We are from China, we are a professional HP, Dell, Huawei and other server wholesalers, selling HHD, SSD, CPU, GPU, HNT, memory and other server accessories. With a complete freight system, our goal is to establish equal and long-term relationships with customers all over the world through competitive prices, high-quality products and considerate services.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда