Дизайн-марафон: эффективный тимбилдинг, который помогает находить прорывные решения

Redmadrobot Design Lab об инструменте для дизайн-команд, благодаря которому можно прокачать «креативную мышцу» и ещё больше влюбиться в свою работу.

Девятый дизайн-марафон роботов: Service Design Redmadrobot
Девятый дизайн-марафон роботов: Service Design Redmadrobot

В ИТ-мире наслышаны про хакатоны (англ. hackathon, от hack — «хакер» и marathon — «марафон»). Это специальные соревнования для ИТ-команд: программисты, дизайнеры, менеджеры собираются, чтобы в сжатые сроки (от дня до недели) решить какую-то проблему.

Мы подумали, что стоит организовать что-то не менее драйвовое для дизайнеров, чтобы они отвлеклись от рутины и размяли креативную мышцу. Так, три года назад у нас появились дизайн-марафоны, которые теперь проходят каждый квартал.

Для нас дизайн-марафон — часть корпоративной культуры. Мы хотим развивать сообщество дизайн-специалистов.

И марафон — частный случай хакатона. Это тимбилдинг с практическим выхлопом: обкатка командной работы, эксперименты с методологией, брейншторм длиною в день.

Основная ценность — вынырнуть из рутины, посмотреть на все под иным углом. Здесь можно примерить мантию лидера, общаться с коллегами с других проектов, с которыми не пересекаешься в офисе, поэкспериментировать с методологией. Это необычный формат — и он позволяет получить необычный результат.

Павел Горшков, дизайн-директор Redmadrobot

Опыт хорошо себя зарекомендовал, и теперь мы устраиваем такие марафоны не только для себя, но и для других. Уже прошел марафон для «Сбербанка», в планах — вовлечь в креативные соревнования как можно больше компаний. Но обо всем по порядку.

Как появилась идея

Мы искали формат, чтобы встряхнуть дизайнеров, помочь им вынырнуть из текущих проектов. В итоге вывезли ребят на день из офиса, дали им время непринужденно пообщаться и вместе покреативить. На абстрактную задачу мы получили не менее абстрактные решения, но главное — увидели, что формат зашел.

К слову, до этого выезда мы уже пытались тестировать разные развивающие форматы. Например, давали дизайн-группе разные задачки для проработки на неделю, но это не вызвало живого интереса. А вот выездной марафон-тимбилдинг зажег команду.

Роботы Денис и Наташа презентуют идею сервиса сдачи анализов в сетевых магазинах. Это решение может помочь людям из маленьких городов следить за своим здоровьем Redmadrobot
Роботы Денис и Наташа презентуют идею сервиса сдачи анализов в сетевых магазинах. Это решение может помочь людям из маленьких городов следить за своим здоровьем Redmadrobot

Параллельно добавили соревновательный элемент и оценку решений: команды голосуют по 3 параметрам — уникальность, реализуемость, новизна. Выигрывает лучший проект не только с точки зрения идеи, но и того, можно ли его воплотить.

Критерий реализации — очень важный. Всё-таки марафон не просто игра: итоги работы команд мы всегда стремимся использовать в практике, поэтому со временем стали организовывать встречи по конкретным проектам.

Например, два марафона были посвящены переосмыслению ключевых продуктов «Яндекса» — «Почты» и «Поиска». Мы участвовали в тендере с другими студиями, и формат марафона позволил нам собрать интересные идеи. И в итоге «Яндекс» реализовал нашу идею — робота-собеседника.

О том, как мы работали над идеями для «Яндекса»

Как все устроено

Мы проводим марафоны каждый квартал. Это нормальный ритм, чтобы формат не приелся, но и чтобы участники не «утонули» в рутине. Каждому мероприятию предшествует глубокая подготовка.

Сначала идеи обкатываются на группе менторов, затем темы передаются участникам. Иногда это происходит в день марафона прямо на площадке, а иногда заранее, если темы фундаментальные и требуют детальной проработки, исследования рынка, сбора данных.

Команда дизайнеров проводит бодисторминг. Бодисторминг — уникальный метод, объединяющий в себе эмпатию, генерацию идей и прототипирование Redmadrobot
Команда дизайнеров проводит бодисторминг. Бодисторминг — уникальный метод, объединяющий в себе эмпатию, генерацию идей и прототипирование Redmadrobot

Так или иначе в день марафона вся работа кипит, потому что всего за один день участникам нужно успеть провести аналитическую работу, сформировать гипотезы, обсудить решения и подготовить презентацию — полноценно отработать задачу.

Все дизайн-марафоны мы делаем своими силами. Лидирует проект дизайн-директор. На темы нас зачастую вдохновляет рабочий календарь — например, предстоящая презентация, текущий проект, наболевшая история или проблема-возможность.

Вся работа традиционно проходит в командах из 3–5 человек. Мы уделяем большое внимание формированию этих команд: в каждой есть лидер-фасилитатор и участники, с разными скиллами и опытом.

Изначально марафоны были ориентированы на дизайнеров, но постепенно мы стали приглашать коллег из других подразделений: разработчиков, аналитиков и др. Новые участники могут дать свежее видение темы, а также изнутри посмотреть на работу дизайнеров.

Методология

Существуют различные методологии, которые позволяют по-разному решать задачи, например, мы любим экспериментировать с CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools).

CRAFT — методология, придуманная Василием Лебедевым из школы креативного мышления «ИКРа». Самое важное, что надо знать об этой методологии — она рассматривает коммуникацию людей и объектов, как системы социальных взаимоотношений.

Например, коммуникация между человеком и билбордом, человеком и смартфоном, человеком и телевизором и так далее. В ее основе лежат три понятия форма, драма и польза.

Особенность методологии CRAFT в том, что это первая методология, которая сфокусирована на «переизобретении» форм отношений человека с окружающим его миром. Помимо конкретных физических форм и изобретений есть также символы — например, бренды, которые также являются членами общества. Например, у вас есть классическая форма — такси.

А что такое «такси, где все — друзья»? Или «самое равноправное такси»? Есть просто торговый центр. А что такое «самый гостеприимный торговый центр»? Вот на такие вопросы отвечает CRAFT, используя понятие социальной драмы, ролевых фреймов и понятия капиталов.

Василий Лебедев, основатель креативной школы «ИКРА»

Василий о продуктах, реализованных с помощью методологии CRAFT:

По CRAFT мы «перепридумали» в 2017 году МЕГУ, внедряя ценность «гостеприимство». По ней же мы «перепридумывали» парки для Москвы, каши для компании Danone Nutricia — например, каша помогает маме стать геймдизайнером игр для сына.

Или же по CRAFT помогали «Яндекс.Такси» создать «коллекцию любимых водителей» (водителей такси представили как талантливых селебрити) для выхода на рынок Армении.

Василий Лебедев, основатель креативной школы ИКРА

Дизайн по «крафту» — это форма социальных отношений. Как пример существуют определенные отношения в поликлинике (между врачом и пациентом), в вузе (между студентами и преподавателями), в банке, кафе, такси и так далее. Если эти формы «смешивать» между собой, можно придумать неординарные и смелые решения.

Можно поменять две или несколько форм социальных отношений между собой для неординарного результата. Например, поменяем университет, где студенты приходят на лекции, с поликлиникой.

Получится, что в поликлинику все приходят, как на лекцию, к одному врачу. Причем, люди объединены по одному признаку — допустим, у всех болит горло, и все собрались на лекцию терапевта, послушать, как лечить больное горло.

А через неделю слушатели пришли «на зачет» рассказать, получилось ли вылечить горло или нет.

Можно усложнить задачу — может ли такси работать по принципу стриптиз-клуба? А что будет, если скрестить Instagram и банк? Тогда в банке появляются «строиз» — и это нам уже известно.

А что, если такие «сториз» могут оставлять ваши друзья и внутри банка начнется социализация? Или поликлинику скрестим с онлайн-банком — получится, что в банке есть ряд специалистов по узким вопросам, как врачи, и к ним можно обратиться по какому-то конкретному вопросу, связанному с финансами.

Евгений Бондарев, креативный директор дизайн-лаборатории Redmadrobot

На одном марафоне мы устраивали CRAFT-штурм для программы лояльности крупной сети магазинов, предложив участникам список форм коммуникации для «микса»: пляж, бассейн, бар и другие. Вышли те еще гибриды, но параллельно нашлось и множество инсайтов. Участники разбирали, что такое бассейн, какие там есть активности.

Очевидно, что есть большое общее пространство, где люди плавают. Можно ли сделать программу лояльности, где много клиентов находятся вместе?

Появляется идея, что это может быть совместный чат. Появляется новый вопрос: «Общаются ли люди на дорожках, когда плавают?» и так далее. Так продукт начинают рассматривать под очень необычным углом.

С декомпозицией той или иной формы отношения можно начать задавать очень неожиданные вопросы, ответы на которые будут проводить к интересным и точным решениям.

Процесс генерации неожиданных идей на тему: «Декриминализация побоев в России» Redmadrobot
Процесс генерации неожиданных идей на тему: «Декриминализация побоев в России» Redmadrobot

CRAFT — отличная методология для раскачки креативной мышцы. У неё низкий порог входа, поэтому рекомендуем её всем, кто хочет попробовать дизайн-марафоны.

Кейс: дизайн-марафон про медицину будущего

Помимо CRAFT-методологии, еще есть сервис-дизайн (в ядре которого находится методология дизайн-мышления), и мы часто его используем у себя.

Презентация сервиса для врачей в рамках дизайн-марафона Redmadrobot
Презентация сервиса для врачей в рамках дизайн-марафона Redmadrobot

Сервис-дизайн — это подход к проектированию сервисов и трансформации бизнес-процессов, в центре которого — человек, его эмоции и опыт.

Подход сервис-дизайна стратегически важен для развития нашей компании и с помощью него мы уже сделали несколько проектов. Для дизайнеров мы провели обучение, где рассказали про исследования (показали разные фреймворки, которые позволяют точнее найти проблему), затем задали домашнюю работу — исследование и анализ.

А уже на дизайн-марафоне команда занялась генерацией идей и прототипированием.

Евгений Бондарев, креативный директор дизайн-лаборатории Redmadrobot

Мы задали общую тему о медицине и ЗОЖ, а участникам нужно было самим исследовать эти области, чтобы определить «узкие» места и предложить решения.

Мы специально не обозначили проблематику, потому что среди базовых навыков дизайнера всегда должно быть умение выявлять боли пользователей, формулировать их в правильные фичи и проектировать их.

Дизайнер в первую очередь проектировщик взаимодействия, ему важно уметь искать лучшие решение взаимодействия в разных каналах коммуникаций. Чем глубже он поймет проблему пользователя, тем быстрее и точнее получится её решить с помощью сервиса или продукта.

Команда из двух аналитиков, менеджера и арт-директора до марафона изучила открытые источники, а также провела опросы пациентов и медиков, по итогу которых получила список «болей» аудитории.

«Боли» пациентов и врачей, выявленные в ходе опроса Redmadrobot
«Боли» пациентов и врачей, выявленные в ходе опроса Redmadrobot

Ко дню марафона у нас накопилось достаточно «мяса» для генерации идей. Анализ конкурентной среды показал, что на рынке есть множество продуктов для клиентского сервиса. Но они затрагивают только сегмент аудитории, готовой платить за медицинское обслуживание.

Поэтому мы решили сконцентрироваться на решении для врачей, что в свою очередь улучшило бы и опыт пациентов.

В этом марафоне мы хотели погрузить участников в процесс сервис-дизайна. У нас было две недели, чтобы изучить самостоятельно тему, пообщаться с целевой аудиторией, проанализировать конкурентную среду.

Мы увидели, что на рынке платных медицинских услуг реализовано множество клиентских решений, но ещё достаточно аудитории, которая не в состоянии позволить себе ДМС или живет в небольшом поселке, где одна больница на округу. Мы сфокусировались на том, как улучшить их опыт общения с врачами.

Преимущество сервисного подхода в том, что мы смогли шире, чем обычно смотреть на задачи и выйти за рамки привычных форматов. Так, у нас была идея, что если рядом нет поликлиники, то пациент мог бы записываться на прием через терминал, установленный в магазине, отделении почты или банка рядом с домом.

Ольга Акимова, арт-директор Redmadrobot

Уже на предварительном этапе у участников появилось много гипотез, из которых нужно было выбрать главные для проработки. Команда сформулировала ключевую идею следующим образом:

Проблемы, с которыми сталкиваются пациенты, зачастую связаны с критической массой накопленных симптомов и отражаются на качестве работы врачей.

По итогам интервью стало очевидно, что 12 минут — критически мало на качественный прием и врач «тонет» в бумагах, а пациенты в итоге недовольны медицинскими услугами и идут за помощью в Google и «Яндекс».

Команда предположила, что ситуацию можно было бы улучшить, если:

  • Врач уже знал бы все жалобы пациента и ему не нужно задавать стандартные вопросы (допустим, это минус 3 минуты его времени).
  • У врача была бы под рукой семейная история болезней — что экономило бы еще минуты 2. Мы представили, что решением могла бы стать врачебная мобильная база с данными пациента и ЛК пациента, где люди могли бы указывать необходимые данные.

Так как многие любят сами ставить себе диагнозы, участники подумали о чат-боте, который открывается в первом запросе поисковика. Искусственный интеллект мог бы собирать анамнез и отправлять его врачу.

Таким образом, в идеальном мире процесс выглядел бы так: пациент заполняет электронную анкету перед посещением доктора, на основе которой можно поставить предварительный диагноз. Для уточнения диагноза в системе формируется чек-лист осмотра, который позволит уточнить диагноз.

Врач тратит время только на кликах в чек-листе. В системе будет точное распознавание базовых болезней, терапевту будет нужно верифицировать состояние пациента и создать направления к узким специалистам, на исследования и анализы в один клик. После определения диагноза в системе автоматически формируются рекомендации по лечению. Врач его подтверждает или редактирует.

В систему мог бы быть встроен голосовой помощник, который помогал фиксировать комментарии сразу в базе.

В конце дизайн-марафона команда разработала концепт того, как этот сервис мог бы выглядеть.

Концепт сервиса для врачей, разработанного на дизайн-марафоне Ольга Акимова, арт-директор Redmadrobot

Кейс: прокачать «Сбербанк ID» на марафоне

Мы увидели, что формат марафона нравится людям и полезен компаниям: он даёт рост вовлеченности и мотивации, а также развивает лидерские качества специалистов и настраивает на командную работу. Поэтому мы стали предлагать формат рынку и уже провели дизайн-марафон для «Сбербанка».

В марафоне было четыре смешанные команды: от нас участвовали 4 ментора, 4 дизайнера, аналитики, а от «Сбербанка» — дизайнеры, аналитики и продакт-менеджеры.

Участники разрабатывали решения для «Сбер ID», в центре обсуждений — вопросы авторизации, автозаполнения полей, решения для облегчения процесса авторизации, совершения покупок и оплаты на сайтах партнеров и прочие.

Нашей команде была поставлена задача собрать с пользователя данные для заполнения профиля. Для начала мы обозначили проблему из вопроса нашего пользователя: «А зачем мне это нужно?» И действительно, объяснить пользователю, для чего банку его данные, которые выходят за рамки привычного взаимодействия, достаточно сложно.

Во время интервью с респондентом мы получили интересный инсайт, так как наша ЦА — пользователи со средним уровнем цифровой зрелости. Они не так сильно переживают за свои личные данные, если понимают, для чего они нужны.

Например, вводить email при оплате счета ЖКХ респондент оказался не готов и в целом отреагировал негативно, обронив фразу, что после такого даже задумался бы о смене банка. Но после того, как мы обыграли ситуацию с тем, что email нужен для доставки продуктов от партнера «Беру», у пользователя уже не возникло вопросов.

Иван Богачев

, Дизайнер Redmadrobot

Наша методология и смешанный состав команд с разным бэкграундом обеспечили вовлеченность всех участников и взаимный выход из зоны комфорта. Мы не ставили жестких рамок, а, наоборот, хотели создать среду для эксперимента и создания инноваций.

Марафон по дизайну — это очень интенсивная работа в командах, доверительная атмосфера, много эмоций, обсуждений, консервативных и творческих идей с большим потенциалом.

Ирина Жигалова

,

владелец продукта в «Сбербанке»

Зачем компаниям дизайн-марафоны

По данным Deloitte, обучение и развитие персонала включены в топ HR-трендов. Для нас дизайн-марафон оказался тем самым форматом, который сразу работает на несколько направлений:

  • Устраиваем тимбилдинг, чтобы команда могла неформально пообщаться.
  • Даем креативные задачки для поддержания тонуса.
  • Создаем реальные решения для продукта и сервисы с нуля.
  • Создаем площадку, где можно разобраться с новой методологией или фреймворками, опробовать их, а затем использовать в работе.
  • Поддерживаем здоровый рабочий адреналин и творческую атмосферу — в общем, «роботы не заржавеют».

Наш дизайн-марафон — это воркшоп со своей методологией. Воркшопы активно развиваются от образовательного тимбилдинга к серьёзному инструменту, который объединяет команды и решает задачи бизнеса. В будущем подобные мероприятия будут обязательным этапом в дизайн-практиках и процессах компаний.

Лучшие результаты получат те, кто уже сейчас оптимизирует, применяет и совершенствует методологию воркшопов, уделяет внимание механикам абдуктивных рассуждений и силе командной работы, тем самым эффективно решая проблему ограниченного человеческого восприятия. Это позволяет генерировать идеи и решать задачи за более короткий срок.

Семён Колосов, руководитель проектного офиса Redmadrobot Design Lab

Хотите перезагрузить свою дизайн-команду, создать концепт продукта или проработать гипотезы до уровня сценариев? Попробуйте провести собственный дизайн-марафон по техникам из статьи или напишите нам, мы поможем create@redmadrobot.ru

#дизайн #команда #хакатон #тимбилдинг #инструмент #идеи

5757
8 комментариев

Не охвачена организационная составляющая. Место, время, транспорт, еда... Но судя по всему просто утром на целый день приезжали в какое-то пространство, видимо всё же в городе. Хотя мне кажется, уровень креативности можно поднять, если это будет происходит за городом и с ночёвкой. Таким образом можно будет выйти из обыденного контекста и включить креативную мышцу на полную.

3

Так и есть — снимали на день площадку в городе. Штормили и ели там же. С ночевкой не тестировали, но идея хорошая. Спасибо!

2

Вот бы попасть бесплатно на такое мероприятие к кому то)

2

Хорошее и полезное решение. Как раз в прошлом году задумался над тем, что проходит большое количество хакатонов, но нет подобного для дизайне. При том, что дизайн достаточно обширное понятие, которое тесно связано с практически любым действием (проектом, бизнесом и т. п.). Хорошим плюсом является не только то, что вы собрались о чем-то подумать и скреативить, а то, что делаете это с определенной методикой, которая при этом не мешает выходить за рамки.

2

Причем тут дизайн? 

1

А что для Вас дизайн?  

1