Робопрактика бизнес-аналитиков 2022: как это было
Этой весной мы провели очередную Робопрактику бизнес-аналитиков. Для нас важно поддерживать связь с «внешним миром», делиться опытом как с аналитиками из других компаний, так и с совсем новичками, которые только начинают свой путь в бизнес-анализе.
На Робопрактике мы рассказываем, как устроена работа бизнес-аналитика в red_mad_robot, делимся продуктовыми и бизнес-шаблонами артефактов и показываем, как их применять на проектах. Самых сильных практикантов приглашаем в команду Роботов.
Цели и ценность
Робопрактика позволяет определиться с зонами ответственности аналитика, узнать, как и зачем их отстаивать, — и каким образом это влияет на весь рабочий процесс.
У каждого участника есть ментор — бизнес-аналитик red_mad_robot. Он подключается к разбору основных артефактов, отвечает на появляющиеся вопросы, формулирует фидбэк по домашней работе и на личной сессии помогает выделить зоны роста в области системного и бизнес-анализа.
Ещё подобные обучающие мероприятия — это хорошая возможность для развития самих роботов. Поэтому мы привлекаем всех желающих ребят из отдела принять участие в Робопрактике — в роли организаторов или лекторов. Такая активность помогает им прокачиваться, нарабатывать новые скиллы и делиться собственным опытом.
Риски, с которыми мы столкнулись
Робопрактика в 2022 году, в отличие от прошлогодней, поставила перед нами вызовы, с которыми мы раньше не сталкивались. Нам пришлось научиться быстро адаптироваться, принимать решения и действовать в новых условиях.
Во-первых, сжатые сроки. Изначально мы хотели стартовать в июне, но потом поняли, что нужно делать это как можно раньше, и назначили начало на 7 апреля — с длительностью один месяц. Готовиться начали с февраля. В этом нам сильно помогли опыт и материалы Робопрактики 2021 года. С уверенностью говорим, что уже имеющиеся наработки стоит бережно хранить, систематизировать и обращаться к ним при необходимости.
А ещё нам помог чёткий план. Сначала казалось невозможным составить его подробно — с событиями, датами, ответственными по подготовке и проведению такого мероприятия, но мы с этим справились. Помогло умение декомпозировать задачи, которое мы применяем на проектах. В любой момент мы точно знали и помнили, на каком мы сейчас этапе и кому какие задачи необходимо выполнить.
Во-вторых, мы столкнулись с проблемами при размещении анонса Робопрактики и проведением рекламной кампании для привлечения нашей ЦА в соцсетях. Пришлось быстро адаптироваться и искать другие источники, в которых могут быть потенциальные кандидаты на Робопрактику. Решили разместить объявление с вакансией на Робопрактику на hh.ru и анонс в телеграм-каналах.
В итоге мы собрали 80 заявок, из которых выбрали 15 релевантных — и пригласили ребят на Робопрактику.
Программа
Программу Робопрактики пересобрали и сделали ещё лучше, чем в прошлом году.
В первую очередь ориентировались на знания, которые необходимы аналитику в работе над проектом, учитывали фидбэк практикантов и полученные инсайты после рефлексии внутри. Перепрошили темы, которые казались «скучными», добавили больше дискуссионных блоков. Вынесли воркшоп как отдельное мероприятие, чтобы полноценно погрузиться в процесс и поштормить.
Также доработали лекции про клиент-серверное взаимодействие и API и работу с требованиями. Перевели сухие термины в жизненные примеры, а практиканты вместе с бэкенд-разработчиком построили архитектуру продукта.
Всё это позволило «на пальцах» разобрать сложные темы и задать вопросы онлайн.
1. Производство и аналитика
На лекции узнали про основные этапы производства, зоны ответственности бизнес-аналитика, про то, какие существуют аналитики и в чём разница между ними. Ребята задавали много вопросов о том, чем аналитики отличаются друг от друга. Ещё разобрали, почему продуктовый аналитик не равно product owner.
2. Работы на старте проекта
Выяснили, какие технические и бизнес-вопросы нужно задать клиенту на старте для проектирования продукта, научились правильно их формулировать. Разобрали, какие артефакты на основании ответов брифинга могут получиться.
3. Воркшоп
Поработали в командах: на примере тестового проекта научились формулировать вопросы для технического и бизнес-брифинга клиента. Поняли, почему правильные вопросы на старте уменьшают риски в будущем.
4. Архитектура
Разобрали, что такое архитектура продукта, из чего она состоит, зачем и для кого её необходимо описывать. Практиканты активно разбирались в разнице между сегментами сети и протоколами связи. В домашнем задании ребята самостоятельно построили верхнеуровневую архитектуру продукта.
5. Проектирование
Погрузились в процесс проектирования функциональности: как собирать требования с клиента, почему важно взаимодействовать с командой разработки и дизайна, какие артефакты формируются на выходе.
6. Клиент-серверное взаимодействие
Разобрали основы клиент-серверного взаимодействия: что такое API, как аналитик участвует в процессе проектирования и описания спецификации API.
7. Выявление, сбор и формализация требований
Углубились в виды требований и их источники, разобрали, как аналитику формализовать требования, чтобы они были понятны каждому участнику команды.
8. Домашняя работа
На тестовом проекте потренировались заполнять паспорт продукта, опираясь на ответы из брифинга клиента. Спроектировали HLD (High Level Diagram) и поработали с декомпозицией фичи.
9. Менторская встреча
Ребята презентовали основные артефакты и цели проекта своему ментору как клиенту. Разобрали точки роста и почему так важна самопрезентация для аналитика.
Чтобы расписание и записи лекций у ребят всегда были под рукой, подготовили для них удобный лендинг.
Фидбэк участников
О себе можно говорить бесконечно. Но как Робопрактика проходила на самом деле, лучше всего смогут рассказать сами участники.
Фидбэк организаторов
Формат Робопрактики позволил получить новый опыт и прокачаться ещё и самим роботам. Вот чем поделились лекторы.
Результаты и дальнейшие планы
Робопрактика оказалась плодотворной для всех. Два практиканта уже присоединились к нашей команде и сейчас активно участвуют в реализации проектов. А остальные ребята делятся своими успехами в работе.
Мы планируем проводить Робопрактику и дальше, учитывая прошлый опыт и фидбэк практикантов, чтобы непрерывно совершенствоваться. Уже сейчас у нас сформировалось видение по организации таких мероприятий.
Мы смогли проверить в бою наши методики, набить шишки и понять, каких ошибок лучше не допускать, а на что точно нужно обращать внимание при подготовке и проведении Робопрактики. В скором времени подготовим статью, где расскажем о том, как всё происходит с организационной стороны. Так что оставайся на связи!
Чтобы ничего не пропустить, оставайся вместе с нами:
・VK
Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖