«Маркетплейсы — это наша любовь»: глава X5 — о дефиците кадров, рынке готовой еды, конкуренции с маркетплейсами и возвращении Coca-Cola
Выжимка беседы Екатерины Лобачевой с РБК.
Про влияние ограничений на продажу алкоголя
- С начала марта 2025 года Вологодская область ограничила продажу алкоголя двумя часами в день. Прямого влияния на магазины X5 («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») это не оказало — алкоголь составляет 10% от продукции, а отдельных алкомаркетов у компании нет.
- Это «интересный кейс»: у регионов есть право как угодно ограничивать продажу алкоголя, и в Вологодской области — «смелый эксперимент», но «жаль, что его не обсудили с бизнесом заранее». Результат оценят «ближе к лету», пока «цифры не очень показательные».
- На объёмах потребления такое ограничение не скажется — так как «алкоголь в любом случае купить можно». Но есть риски: если его нельзя купить там, где «гарантируют качество», будут покупать контрафакт. Самая «действенная мера» — занятость работой, «пропаганда» здорового образа жизни, спорт и прочее.
Про риски для бизнеса и дефицит кадров
- Рост ставок по кредитам требует «бережного» взаимодействия с поставщиками, с которыми компания с 2022 года пилотирует формат стратегического партнёрства. Их уже около сотни — вместе они прогнозируют, что хотят «видеть на полке».
- Растёт дефицит кадров, единственный ответ на это — инвестиции в персонал, повышение доли штатных сотрудников, уменьшение количества мигрантов. Полностью отказаться от их услуг нельзя, «экономика в любом случае использует труд специалистов из других стран». Но меняется состав: привлекают кадры из азиатских стран, Индии.
- Риски несут «вызов»: если есть понимание, что «не хватает рук», нужно придумывать способы, чем их заменить. Сейчас X5 пилотирует решения, где «рутинные процессы» передают ИИ и роботам.
Про готовую еду и конкуренцию с маркетплейсами
- Рынок готовой еды — это «огромная возможность». Он только «зарождается», и пока уровень безопасности и качества продуктов не соответствует требованиям X5.
Мы, по сути, стоим на пороге формирования рынка упакованной готовой еды. Раньше чем мы оперировали? У нас была кулинария на развес в магазинах, ложка в салате, что-то положили в лоточек, обернули плёночкой. Сейчас мы понимаем, что это прошлый век и не отвечает тем требованиям, которые мы устанавливаем для самих себя.
- У компании есть программа по замещению кулинарных «развалов». «Хвост» потребительской памяти — «вот этого салата 50 граммов, вот этого ещё 50 граммов» — пока остаётся, но будет уходить с рынка. Собственное производство упакованной еды есть, но его меньше, чем продуктов от поставщиков.
- На рынке много «гаражного» производства готовой еды, но не хватает регулирования: в нём нет даже прописанного термина «готовой еды». Компания только «за» повышенное внимание регуляторов к рынку, её в этом поддерживает Роспотребнадзор.
- Маркетплейсы — это «любовь». Они «огромные молодцы, респект им». У них есть то, чего нет у X5: «100-процентный цифровой контакт с клиентом, 100% клиентов персонализировано, 100% клиентов заходят только с цифровых устройств, фактически бесконечная полка».
- Но с продажей еды «другая история». Многие модели маркетплейсов неприменимы, а те, что применимы, — до сих пор не развиты в таких количествах, как у ритейлеров.
Будут ли они нас догонять? Конечно, будут. И в целом рынок торговли, как мы его видим к 2030-му, — это взаимное переплетение офлайна, как мы его сейчас ещё пока называем, онлайна, маркетплейсов друг в друга. Потому что для нас, например, маркетплейс является витриной и каналом продаж в том числе. По сути, мы можем поставить свой магазин на маркетплейс и, используя их трафик, продавать свой товар с использованием наших логистических возможностей.
- Пока полноценного «переплетения» нет, но X5 тестирует продажи на Wildberries, «Яндексе» и «Сбермаркете». Скорее всего всё придёт к тому, что «все друг в друга каким-то образом проникнем».
- Маркетплейсы уступают «по части контроля качества», но не потому, что они «не хотят этого делать».
Даже к непродовольственным товарам, которые продаются на маркетплейсах, пока ещё есть вопросы — иногда мы слышим жалобы на контрафакт и отсутствие маркировки, отсутствие систем прослеживаемости, необорудованность ПВЗ, дробление бизнесов и куча разветвлённых схем «серого» импорта. Всё это должно устраниться через законодательные инициативы.
О возможном возвращении Coca-Cola
- Покупатели «хорошо адаптировались к той полке, которая есть сейчас». Если компании захотят вернуться — X5 готова на «диалог».
Но это не значит, что если они пришли, то мы сразу открыли им двери и поставили на полку. У нас есть долгосрочная программа, на которую мы будем смотреть. И плюс всё-таки российский поставщик тоже сильно вырос и заметно преобразился. И есть очень много новых российских поставщиков, которые достойно встали на полку и не имеют условий для того, чтобы раз — и подвинуться.
О том, что продавать на ВБ и «Озон» и какие ниши на маркетплейсах — самые выгодные, может рассказать только аналитик. Именно поэтому я пригласил его на интервью и спросил о секретах успеха. Как показала практика, «залететь» может буквально любой товар. От обыкновенных душевых леек до картин по номерам и прочих копеечных позиций.
Когда я окончил Физтех, пошел работать программистом, возился с базами данных и ERP-системами. Спустя 6 лет я устал от модели начальник-подчиненный и задумался о своем бизнесе.
🛒 Ведущий продуктовый ритейлер страны X5 Group на этой неделе представил свои операционные результаты за 2024 год.
2025-й окончательно поставил точку в споре — крипта в России уже не маргинальная тема, а инструмент, которым активно пользуются и инвесторы, и фрилансеры, и крупные бизнесы. Только вот с одним вопросом всё ещё приходится разбираться вручную: где торговать безопасно, выгодно и без головной боли?
Торговля между Россией и Индией пробила отметку в 70 миллиардов долларов, и это только начало. Западные компании, похоже, окончательно закрыли двери, не оставляя надежд на возвращение. В то же время Ozon и Wildberries попали под пристальное внимание за свои чрезмерные скидки. Но это не всё: Wildberries запускает новую видеоплатформу для покупателей…
X5 Group была создана в 2006 году путем объединения сетей Пятерочка и Перекресток. Со временем к ним добавились менее известные Чижик, Красный Яр и Слата. Также компания развивает сервис доставки и цифровые решения в сфере готовой еды.
Страны ЕС продлили антироссийские санкции на полгода. Первые санкции в отношении российских компаний были введены в 2014 году с последующих их существенным расширением в 2022 году. Кроме того выходные не принесли ничего нового в плане контактов США и России, хотя многие инвесторы надеялись на это. Также на наш рынок оказывает давление снижающиеся ц…
🔥 Сегодня на Мосбирже торжественно стартуют торги акциями X5 Group под новым тикером #X5, спустя почти 9 месяцев после вынужденной приостановки на редомициляцию.
Все боятся колы) и правильно! Если они вернутся, то я вообще ничего кроме них брать не буду. У нас такое высокое качество газировки, что я вообще перестал её покупать! Хотя раньше по 3-4 бутылки в день на семью брал...
как вы еще живы остались после 3-4 бутылок газировки в сутки?! вам реально плевать на собственное здоровье? пить воду с тонной сахара и ортофосфорной кислотой и хвалиться этим публично - это какая то новая реальность?
Какой же ты добрый и заботливый глава семейства. Аж зависть берет.
Из интервью с РБК:
— Видите ли вы возможность роста на рынке жестких дискаунтеров, в том числе для «Чижика», учитывая ситуацию с конкурентами, например магазинами «Светофор», которые сейчас сокращают свою сеть?
— Да, кстати, «Светофор» — один из примеров, который не удержал свои позиции в рынке даже за счет очень низкой цены. Потому что настолько сильно жертвовать качеством абсолютно неприемлемо. Но «Чижик» растет за счет формирования своего, умного покупателя, который понимает, что он может за эту цену получить качественный продукт. Мы же смотрим на перетоки покупателей — и в «Чижик» он идет в том числе из других наших форматов. Покупатель не выбирает один магазин для того, чтобы купить все. Он выбирает для себя корзину, которая состоит из разных каналов продаж. Поэтому мы формулируем свою главную задачу — как «быть самым эффективным омниканальным ретейлером в стране».
Как красиво еще сказать, что покупатель нищает, снижается требование к качеству товара и вместо Пятерочки с Перекрестком начинает покупать в их же дискаунтере Чижике?
Правильно -> "Идет формирование своего, умного покупателя, который понимает, что он может за эту цену получить качественный товар".