Адвокаты маркировки: как ритейл перестал страдать и начал извлекать пользу из «Честного знака»
Сложно, дорого, неудобно — большинство ритейлеров воспринимают систему обязательной маркировки товаров именно так. Но если сменить угол зрения, то окажется, что маркировка может принести бизнесу много пользы.
За шесть лет своего существования национальная система цифровой маркировки товаров «Честный знак» охватила 40 товарных групп (часть сейчас находится этапе эксперимента) — от сигарет и пива до обуви и молочной продукции. Ритейл же с самого начала был вынужден трансформироваться под влиянием внешних факторов. Об издержках, затратах и сложностях внедрения маркировки было сказано много, а вот оценка позитивного эффекта часто остается вне публичной дискуссии. Но при грамотном бизнес-подходе даже самые неудобные внешние факторы можно превратить в преимущества — именно так и случилось с маркировкой в розничной сети «О'КЕЙ».
В розничной сети «О'КЕЙ» к 2026 году будет маркироваться 60 % всего активного ассортимента.
В чем польза «Честного знака» для ритейла?
Впервые за всю историю торговли ритейлеры смогли получить товар с уникальным идентификатором, который не повторяется и строго привязан к конкретному продукту. Жизненный цикл кода маркировки начинается с момента производства товара и фиксирует все этапы, которые он проходит: продажу юридическому лицу, продажу розничному потребителю, возврат, списание и так далее.
Используя собственные учетные решения, интегрированные с «Честным знаком», «Меркурием» и другими системами, из кода маркировки можно получить много полезной для ритейла информации: дату производства, срок годности, данные о качестве продукции и разрешительной документации и многое другое.
И как все это использовать?
Благодаря маркировке в сети «О'КЕЙ» удалось (или планируется) автоматизировать сразу несколько важных процессов:
Входной контроль при приемке товара
Раньше приемщик вручную вводил сроки годности в терминал сбора данных. Теперь же они будут автоматически загружаться в систему — останется только подтвердить их, выборочно сверив с фактическими данными на упаковке. Это ускоряет приемку примерно на 10 %.
Оценка остаточных сроков годности
С помощью кодов учетные системы могут автоматически контролировать сроки годности в соответствии со стандартами компании и условиями договора с поставщиком. Это позволяет сократить количество ошибок, исключить человеческий фактор и снизить требования к компетенциям сотрудников.Приемка по качеству
Коды маркировки связаны с разрешительной документацией — декларациями соответствия, ветеринарными сертификатами и так далее. Благодаря быстрому доступу к этим данным работа специалистов по качеству заметно ускоряется. В дальнейшем в сети «О'КЕЙ» планируют автоматизировать погашение ветеринарных сертификатов системы «Меркурий» по результатам приемки и сверки с «Честным знаком». Прогноз снижения трудозатрат — до 15 %.Проверка сроков годности при продаже
Кассовое ПО в реальном времени запрашивает дату окончания срока годности по каждому коду маркировки и блокирует покупку, если у товара истекает срок годности. В сочетании с регулярной ручной проверкой продукции в торговом зале это исключает возможность продажи некачественного товара.
В гипермаркетах «О'КЕЙ» автоматическая проверка сроков годности по коду маркировки работала еще до того, как был введен разрешительный режим «Честного знака».
Анализ, контроль и статистика
В сети «О'КЕЙ» есть специальные системы отчетности, собирающие данные обо всех случаях, когда продукт ненадлежащего качества оказался на кассе. Это помогает контролировать работу персонала, оценивать компетенции руководителей в магазинах, регулировать бизнес-процессы и снижать затраты на услуги тайных покупателей.
Ротация товаров в торговом зале и на складе
Партионный учет — одно из самых перспективных направлений использования маркировки. В сети «О'КЕЙ» сейчас анализируют (и находят вполне реализуемым) создание системы поштучного учета товаров с помощью кодов. Это позволит в будущем исключить случаи, когда из-за человеческого фактора на полку отправляется последняя принятая партия, а пришедшая ранее оказывается «забытой» на складе.
Решение этой задачи предусматривает приоритетный внутренний учет кодов маркировки в разрезе каждого обособленного подразделения (РЦ, гипермаркета), а не в целом на ИНН организации. Мы активно анализируем применимость этого решения в наших бизнес-процессах, и оно выглядит реализуемым — особенно для тех категорий маркировки поштучного учета, которые поставляются напрямую в гипермаркеты или приходят через РЦ по схеме PBL.
Учет остатков и планирование закупок с детализацией ассортимента
Это особенно актуально для одежды и обуви. Раньше в остатках по одному SKU находилась вся размерная сетка, что затрудняло учет, а коды маркировки содержат максимальную детализацию каждого изделия, включая его размер и цвет.Мониторинг средней цены в регионе
Такая опция есть в приложении «Честный знак» для нескольких товарных групп — например, молочной продукции. Это позволяет оперативно управлять ценой продукта и создавать привлекательное предложение для покупателя, а также частично экономить на мониторинге ценообразования конкурентов.
Это лишь часть возможностей, которые предоставляет система маркировки бизнесу при соответствующем развитии внутренних информационных систем.
Как устроена работа с маркировкой в сети «О'КЕЙ»?
Автоматизация каждого процесса потребовала апдейта информационных, учетных и кассовых систем, а также инвестиций в оборудование на протяжении последних шести лет.
Сейчас в компании создан Центр компетенций по маркировке, который курирует автоматизацию новых процессов и поддержку уже существующих. В Центре, в том числе, работает лаборатория, которая тестирует образцы товаров с точки зрения читаемости кодов маркировки на всех типах оборудования (сканеры касс, терминалы сбора данных).
Более 34 000 обращений от гипермаркетов и других подразделений группы «О'КЕЙ» обработал Центр компетенций по маркировке в 2024 году.
Работа с маркировкой подразумевает и более плотное взаимодействие с поставщиками в части использования электронного документооборота (это требование системы «Честный знак»). Сейчас доля поставщиков на ЭДО и EDI в «О'КЕЙ» — более 93 %, что позволяет сократить расходы на печать и обслуживание оборудования.
«Маркировка — это не только обязательства и издержки, но и мощный инструмент повышения эффективности ритейла. Наш опыт показывает, что при грамотной интеграции с внутренними системами она помогает ускорять бизнес-процессы, сокращать количество ошибок, усиливать контроль качества и оптимизировать ассортимент. Вместо того чтобы воспринимать маркировку как негативный фактор внешнего влияния, ритейл может превратить ее в источник реальных конкурентных преимуществ».