Адвокаты маркировки: как ритейл перестал страдать и начал извлекать пользу из «Честного знака»

Сложно, дорого, неудобно — большинство ритейлеров воспринимают систему обязательной маркировки товаров именно так. Но если сменить угол зрения, то окажется, что маркировка может принести бизнесу много пользы.

Адвокаты маркировки: как ритейл перестал страдать и начал извлекать пользу из «Честного знака»

За шесть лет своего существования национальная система цифровой маркировки товаров «Честный знак» охватила 40 товарных групп (часть сейчас находится этапе эксперимента) — от сигарет и пива до обуви и молочной продукции. Ритейл же с самого начала был вынужден трансформироваться под влиянием внешних факторов. Об издержках, затратах и сложностях внедрения маркировки было сказано много, а вот оценка позитивного эффекта часто остается вне публичной дискуссии. Но при грамотном бизнес-подходе даже самые неудобные внешние факторы можно превратить в преимущества — именно так и случилось с маркировкой в розничной сети «О'КЕЙ».

В розничной сети «О'КЕЙ» к 2026 году будет маркироваться 60 % всего активного ассортимента.

Адвокаты маркировки: как ритейл перестал страдать и начал извлекать пользу из «Честного знака»

В чем польза «Честного знака» для ритейла?

Впервые за всю историю торговли ритейлеры смогли получить товар с уникальным идентификатором, который не повторяется и строго привязан к конкретному продукту. Жизненный цикл кода маркировки начинается с момента производства товара и фиксирует все этапы, которые он проходит: продажу юридическому лицу, продажу розничному потребителю, возврат, списание и так далее.

Используя собственные учетные решения, интегрированные с «Честным знаком», «Меркурием» и другими системами, из кода маркировки можно получить много полезной для ритейла информации: дату производства, срок годности, данные о качестве продукции и разрешительной документации и многое другое.

И как все это использовать?

Благодаря маркировке в сети «О'КЕЙ» удалось (или планируется) автоматизировать сразу несколько важных процессов:

  • Входной контроль при приемке товара

    Раньше приемщик вручную вводил сроки годности в терминал сбора данных. Теперь же они будут автоматически загружаться в систему — останется только подтвердить их, выборочно сверив с фактическими данными на упаковке. Это ускоряет приемку примерно на 10 %.

  • Оценка остаточных сроков годности
    С помощью кодов учетные системы могут автоматически контролировать сроки годности в соответствии со стандартами компании и условиями договора с поставщиком. Это позволяет сократить количество ошибок, исключить человеческий фактор и снизить требования к компетенциям сотрудников.

  • Приемка по качеству
    Коды маркировки связаны с разрешительной документацией — декларациями соответствия, ветеринарными сертификатами и так далее. Благодаря быстрому доступу к этим данным работа специалистов по качеству заметно ускоряется. В дальнейшем в сети «О'КЕЙ» планируют автоматизировать погашение ветеринарных сертификатов системы «Меркурий» по результатам приемки и сверки с «Честным знаком». Прогноз снижения трудозатрат — до 15 %.

  • Проверка сроков годности при продаже

    Кассовое ПО в реальном времени запрашивает дату окончания срока годности по каждому коду маркировки и блокирует покупку, если у товара истекает срок годности. В сочетании с регулярной ручной проверкой продукции в торговом зале это исключает возможность продажи некачественного товара.

В гипермаркетах «О'КЕЙ» автоматическая проверка сроков годности по коду маркировки работала еще до того, как был введен разрешительный режим «Честного знака».

  • Анализ, контроль и статистика

    В сети «О'КЕЙ» есть специальные системы отчетности, собирающие данные обо всех случаях, когда продукт ненадлежащего качества оказался на кассе. Это помогает контролировать работу персонала, оценивать компетенции руководителей в магазинах, регулировать бизнес-процессы и снижать затраты на услуги тайных покупателей.

  • Ротация товаров в торговом зале и на складе

    Партионный учет — одно из самых перспективных направлений использования маркировки. В сети «О'КЕЙ» сейчас анализируют (и находят вполне реализуемым) создание системы поштучного учета товаров с помощью кодов. Это позволит в будущем исключить случаи, когда из-за человеческого фактора на полку отправляется последняя принятая партия, а пришедшая ранее оказывается «забытой» на складе.

    Решение этой задачи предусматривает приоритетный внутренний учет кодов маркировки в разрезе каждого обособленного подразделения (РЦ, гипермаркета), а не в целом на ИНН организации. Мы активно анализируем применимость этого решения в наших бизнес-процессах, и оно выглядит реализуемым — особенно для тех категорий маркировки поштучного учета, которые поставляются напрямую в гипермаркеты или приходят через РЦ по схеме PBL.

  • Учет остатков и планирование закупок с детализацией ассортимента
    Это особенно актуально для одежды и обуви. Раньше в остатках по одному SKU находилась вся размерная сетка, что затрудняло учет, а коды маркировки содержат максимальную детализацию каждого изделия, включая его размер и цвет.

  • Мониторинг средней цены в регионе
    Такая опция есть в приложении «Честный знак» для нескольких товарных групп — например, молочной продукции. Это позволяет оперативно управлять ценой продукта и создавать привлекательное предложение для покупателя, а также частично экономить на мониторинге ценообразования конкурентов.

Это лишь часть возможностей, которые предоставляет система маркировки бизнесу при соответствующем развитии внутренних информационных систем.

Адвокаты маркировки: как ритейл перестал страдать и начал извлекать пользу из «Честного знака»

Как устроена работа с маркировкой в сети «О'КЕЙ»?

Автоматизация каждого процесса потребовала апдейта информационных, учетных и кассовых систем, а также инвестиций в оборудование на протяжении последних шести лет.

Сейчас в компании создан Центр компетенций по маркировке, который курирует автоматизацию новых процессов и поддержку уже существующих. В Центре, в том числе, работает лаборатория, которая тестирует образцы товаров с точки зрения читаемости кодов маркировки на всех типах оборудования (сканеры касс, терминалы сбора данных).

Более 34 000 обращений от гипермаркетов и других подразделений группы «О'КЕЙ» обработал Центр компетенций по маркировке в 2024 году.

Работа с маркировкой подразумевает и более плотное взаимодействие с поставщиками в части использования электронного документооборота (это требование системы «Честный знак»). Сейчас доля поставщиков на ЭДО и EDI в «О'КЕЙ» — более 93 %, что позволяет сократить расходы на печать и обслуживание оборудования.

Николай Жаворонков
директор по информационным технологиям

«Маркировка — это не только обязательства и издержки, но и мощный инструмент повышения эффективности ритейла. Наш опыт показывает, что при грамотной интеграции с внутренними системами она помогает ускорять бизнес-процессы, сокращать количество ошибок, усиливать контроль качества и оптимизировать ассортимент. Вместо того чтобы воспринимать маркировку как негативный фактор внешнего влияния, ритейл может превратить ее в источник реальных конкурентных преимуществ».

12
1
4 комментария