Инвестор и Создатель: 2 типа предпринимателей в fashion / beauty индустрии
Я выделяю два типа предпринимателей в товарном fashion / beauty бизнесе: одни заходят только ради денег, другие — чтобы воплотить свои идеи. От конечных целей зависят все ключевые решения: стратегия, каналы продаж, упаковка, маркетинг. Определите ваш тип и получите рекомендации по ведению бизнеса в этой статье.
Меня зовут Светлана Зубова, я бизнес-консультант, основательница digital-агентства E-COMM.GURU, ex-топ-менеджер (Ozon, Aскона, Mamsy, Diva и др.), спикер и эксперт в области онлайн-продаж fashion, beauty, home товаров.
Больше информации по увеличению онлайн-продаж, обзоров новостей индустрии моды, красоты и товаров для дома я публикую в своем Telegram-канале, подписывайтесь!
Кого я называю Инвесторами
Эти люди делают бизнес. Только бизнес, ничего личного. Их деятельность направлена на систематическое получение прибыли — точно как гласит значение слова «предпринимательство». Такому предпринимателю в целом без разницы, что продавать — хоть одежду, хоть подгузники, ведь деньги не пахнут. Продукт — это инструмент, а главное — цифры.
По моему опыту эти люди быстрее зарабатывают первые деньги, реже банкротятся — у них часто всё просчитано. Обычно они приходят в наше агентство сразу за коммерческой или маркетинговой стратегией с целью масштабирования прибыли. Например, один из наших клиентов уже имел бизнес по логистике товаров между странами и хотел запустить смежный товарный бизнес. В этом случае мы делали анализ спроса, конкуренции, выбирали товары на основе юнит-экономики и скорости оборачиваемости и быстро выводили эти товары на маркетплейсы.
Кого я называю Создателями
Создатель — человек, который придумал какой-то классный продукт и хочет сделать этот продукт коммерчески успешным. Он идёт в бизнес за реализацией своих идей, ценностей, внутреннего смысла. Продукт зачастую — продолжение его личности.
Чаще всего такой предприниматель создаёт бренд, а не просто продаёт товар. По моему опыту такие люди чаще плохо считают и, как следствие, могут быстро и неэффективно тратить большие бюджеты. Эти люди приходят к нам за упаковкой своей идеи в коммерчески успешный проект. Например, одна наша клиентка обожает спорт и придумала инновационную спортивную одежду для фитнеса. Мы вместе распаковали смыслы, создали платформу бренда, запустили сайт, соцсети и продажи этого товара.
Никто не лучше и не хуже. Просто это два разных подхода к бизнесу. Более того, один и тот же человек может проявляться как разный тип в разных проектах или даже на разных этапах жизни одного и того же проекта. Главное — понимать себя, свои цели и действовать соответственно.
Главные отличия Инвесторов и Создателей:
Цель
Инвестор: Прибыль, выручка, маржа, ROI
Создатель: Реализация идеи, смысл, вклад
Скорость получения денег
Инвестор: Быстрый запуск и оборачиваемость
Создатель: Готов работать в долгую
Продукт
Инвестор: Может меняться в зависимости от спроса
Создатель: Только то, во что верит лично
Управление бизнесом
Инвестор: Контролирует только через цифры и тесты
Создатель: Эмоциональная вовлечённость
Определите свой тип — чеклист из 10 вопросов
- Что для вас важнее: реализовать свою идею или заработать в ближайший месяц?
- Готовы ли вы работать над брендом 10 лет?
- Сможете ли сменить продукт на любой другой ради прибыли?
- Что больше драйвит: рост продаж или обратная связь клиентов?
- Есть ли у вас «боль», которую вы хотите решить с помощью продукта?
- Хотите ли вы создать вокруг бренда сообщество?
- Насколько важен визуальный стиль бренда?
- Хотите ли вы однажды продать бизнес или передать его по наследству?
- Какие KPI вы поставите первым делом?
- Ваш продукт — ради чего он?
Подсчёт: если 6+ ответов уводят в сторону смысла — вы Создатель. Если про деньги — вы Инвестор. Есть и гибриды, но стратегия в любом случае должна быть адаптирована под ваш тип.
Современные предприниматели часто совмещают оба подхода. Начинают как Создатели — и учатся считать, делегировать, строить команду. Или стартуют как Инвесторы — и со временем формируют смысл и глубину. Гибридный путь требует гибкости и даёт отличный результат, если честно отвечать себе на вопрос: «Что для меня важно на этом этапе?»
Рекомендации по ведению бизнеса для каждого типа
Если вы Инвестор:
- Скорее всего, вам подойдёт товар массового спроса, желательно без выраженной сезонности и в ценовом сегменте средний или ниже среднего.
- Можно не тратить бюджет и время на детальную проработку платформы бренда.
- Идеальная площадка для старта продаж — маркетплейсы. Параллельно выстраивайте собственные каналы.
- Важно хорошо проработать маркетинговую стратегию, выставить KPI и пристально следить за бюджетами.
- Принимайте решения на основе коммерческих показателей.
- Научитесь работать с трейд-маркетингом: скидки, акции и т. п.
- Оптимизируйте затраты бизнеса.
- Делайте регулярный анализ юнит-экономики, KPI.
- Автоматизируйте процессы с самого начала.
- Думайте о масштабировании.
- Доверяйте цифрам, но не забывайте о визуальной упаковке — она продаёт.
- Постоянно анализируйте конкурентов — ваш продукт, скорее всего, легко скопировать.
- Регулярно ищите новые ниши и продукты. Когда тренд на один продукт спадает — быстро переключайтесь на другой.
- Стройте команду под бизнес-задачи: закупщик, операционный менеджер, финансовый контролёр, подрядчики на маркетинг.
- Каналы продаж: маркетплейсы, агрегаторы. Сайт — как дополнительный канал, а не основной.
Если вы Создатель:
- Основательно создавайте платформу бренда, смыслы и идеи, которые вы передаёте в мир своим продуктом.
- Вложитесь в визуал и упаковку.
- Определите личные цели и ожидания от бизнеса (чаще всего это делается через распаковку личности, работу с предназначением).
- Сформулируйте чётко миссию и ценности.
- Разработайте уникальный визуальный стиль.
- Продавайте через сторителлинг.
- Собирайте вокруг бренда комьюнити с первого дня.
- Стройте маркетинг на смыслах и ценностях.
- Не бойтесь идти медленно — но выстраивайте систему.
- Помните: даже ценностному проекту нужны показатели. Считайте эффективность, привлекайте коммерческих и финансовых консультантов, опытных подрядчиков на каждом этапе построения бизнеса.
- Добавьте в стратегию SMM, партнёрские коллаборации, блогеров.
- Начинайте с каналов, которые позволяют доносить ценности: собственный сайт, социальные сети, Telegram.
- Построение команды: дизайнер, контент-маркетолог, стратег, подрядчики по маркетингу.
- KPI, которые стоит отслеживать: ROMI, средний чек, повторные покупки, удержание.
- Защитите себя от выгорания — делегируйте операционку, фокусируйтесь на творчестве.
- Стратегия продаж — омниканальная: сайт, соцсети, pop-up форматы, партнёрские магазины.
- Если используете маркетплейсы — оформляйте карточки товара в стиле бренда, добавляйте сторителлинг, дублируйте ценности на упаковке.
Если нужен разбор именно вашего кейса — записывайтесь на консультацию, поможем выстроить маршрут, который подходит именно вам.
В следующий статье напишу подробнее про бюджет и этапы запуска fashion / beauty товарного бизнеса в 2025.
Я рада, что статья оказалась полезной и вы дочитали до конца. Больше полезной информации для предпринимателей в fashion, beauty, home товарном бизнесе в моем Telegram-канале, буду рада вас там видеть!