Нейробиология цены, или Как продавать дороже, управляя ценовыми ожиданиями

Привет, VC. На связи Альберт Тютин, хакер продаж.

"Клиентам дорого", "У людей нет денег", "Мы не в рынке". Я слышу это от продавцов и РОПов каждый день. Они просят скидки, акции и дешевые аналоги, чтобы хоть как-то выполнить план.

Обычно в ответ на это тренеры старой школы говорят: «Вы просто не создали ценность». И дают скрипты, от которых сводит скулы:

  • А с чем вы сравниваете?
  • Что для вас важнее: цена или качество?
  • Согласитесь, хорошая вещь не может стоить дешево

Давайте честно: эти фразы, может, и работали в 2005 году, но сегодня звучат как манипуляция. Заслышав их, клиенты закрываются и уходят.

Я предлагаю другой подход. Не борьбу с возражениями, а инженерный взлом восприятия цены. Как архитектор продаж я знаю: у человека в мозге нет органа, который определяет «объективную стоимость». Сегодня я расскажу, как работает механизм восприятия цены, и дам 3 инструмента, чтобы продавать дороже тем, кто еще минуту назад просил скидку.

Что такое «Дорого»? Взгляд изнутри черепной коробки

Когда мы слышим "дорого", то думаем, что у клиента нет денег. На самом деле, нобелевский лауреат Даниэль Канеман доказал: наше отношение к деньгам зависит от точки отсчета. У каждого покупателя в голове есть невидимый ценник, который я называю ценовым ожиданием, а сам Канеман называл ценовым якорем. Эта цифра формируется на основании опыта, онлайн-поиска, попавшейся на глаза рекламы... Именно она влияет на восприятие цены

С создания этой картинки началась разработка моей концепции управления ценовыми ожиданиями. Уже история
С создания этой картинки началась разработка моей концепции управления ценовыми ожиданиями. Уже история

Ценник в магазине немного ниже ожидания → Мозг выбрасывает дофамин. Сэкономленные деньги обычно тратятся на удовольствия

Ценник сильно ниже ожидания → Сигнал тревоги "с товаром что-то не так"

Ценник выше ожидания → Активируется островковая доля мозга (Insula), отвечающая за чувство боли. Но хоть клиент и говорит «Дорого!», он все еще восприимчив к аргументам

Нейробиология цены, или Как продавать дороже, управляя ценовыми ожиданиями

Ценник сильно выше ожиданияэффект шок-цены (это название я придумал по мотивам старого рекламного ролика "Шок - это по-нашему"). В этот момент доверие к продавцу падает в отрицательную зону – он начинает выглядеть в глазах покупателя "жуликом"

Почему классические советы проваливаются?

Традиционный подход нас призывает насыщать предложение ценностью, цену называть в последний момент, использовать "бутерброд цены". Логика такая: клиент влюбится в продукт и цена его не испугает. Но чаще клиент чувствует себя обманутым: «Я потратил время, а это мне не по карману». И фразы «а сколько вы готовы заплатить?» только усиливают его раздражение.

Чтобы продать дороже, нам не нужно «обрабатывать» боль от высокой цены. Нам нужно сделать так, чтобы она не возникла. А для этого нужно повысить ценовые ожидания в голове клиента до того, как мы назовем реальную цифру. И тогда то, что поначалу воспринималось как дорого, будет воспринято более нейтрально, а то, что вызывало "шок-цену", будет воспринято как "дорого", с которым можно работать.

Нейробиология цены, или Как продавать дороже, управляя ценовыми ожиданиями

Вот 3 инструмента, с помощью которых можно это сделать.

Инструмент №1. Перестановка ценового якоря (уроки Стива Джобса)

Как заставить мозг принять высокую цену без боли? Показать ему еще более высокую.

В 2010 году Стив Джобс презентовал первый iPad. На экране появилась огромная цифра $999. Джобс долго рассказывал о функциях, пока зрители привыкали к этой цене (формировался якорь). А потом сказал: «Но мы решили сделать его доступным. iPad будет стоить $499». Зал взорвался аплодисментами. Хотя $499 — это было дорого (нетбуки стоили $300). Но на фоне $999 эта цена показалась подарком .

Моя жена в перестановке ценового якоря знает толк не хуже Джобса. Например, когда я покупал ей автомобиль, бюджет на покупку волшебным образом увеличился в 2 раза – мне даже пришлось брать небольшой кредит. Как она это сделала? Просто попросила по дороге заехать в автосалоны с премиальными автомобилями – мол, давай заодно посмотрим. На их фоне первоначальный бюджет стал восприниматься как совсем маленький. Что изменилось? Мои ценовые ожидания.

Поэтому не стесняйтесь показывать куда более дорогие товары, чем прозвучавший бюджет. Даже если их не купят, свою функцию расшатывания ценовых ожиданий они выполнят.

Кстати, про бюджет. Как про него спрашивать? Для этого я чаще всего использую вопрос: "По стоимости уже сориентировались – хотя бы плюс-минус?" Половина ответит сразу, половина начнет «темнить». Чтобы дожать, смело продолжаите: "Смотрите, есть варианты до 10 тысяч, от 10 до 20 тысяч и от 20 до 40 тысяч. Куда будем смотреть?" Помните, что задавая этот вопрос, вы выясняете ценовые ожидания (иначе говоря, вы заглядываете не в кошелек, а в голову своего покупателя). А ценовые ожидания можно изменить. Например, если клиент сказал "пятнадцать-двадцать": "А если вам понравится, но будет стоить 25-30 тысяч, готовы рассматривать?"

Даже если клиент скажет "нет", дело сделано – следующие цены он будет мысленно сравнивать с 25-30, а не с 20. В результате может решиться на 23, например.

Нейробиология цены, или Как продавать дороже, управляя ценовыми ожиданиями
Типовые отчеты с проекта с сетью оптик. Участники делятся своим опытом расшатывания ценовых ожиданий при подборе оправ
Типовые отчеты с проекта с сетью оптик. Участники делятся своим опытом расшатывания ценовых ожиданий при подборе оправ

Обратите внимание: речь не идет о том, что мы стараемся продать более дорогие модели. Вовсе нет. Мы лишь переставляем ценовой якорь при уточнении ценовых ожиданий и без стеснения показываем варианты, которые стоят сильно дороже, чем прозвучавшие цифры (более дешевые варианты покажем тоже - чтобы клиент не думал, что мы хотим ему "впарить"). В итоге клиент сам себе разрешает потратить больше, чем изначально планировал (как я, когда покупал автомобиль своей жене).

Поведенческий экономист Дэн Ариели доказал, что мозг цепляется за любую цифру, прозвучавшую в контексте, и использует её как точку отсчета. В своем эксперименте он просил студентов написать на листке две последние цифры номера их страховки (например, 79). А потом спрашивал: «Готовы ли вы купить эту бутылку вина за $79?». Следом он просил назвать реальную цену, которую они готовы заплатить. Результат шокировал: Студенты с высокими цифрами страховки (80–99) были готовы заплатить за вино на 200–300% больше, чем студенты с низкими цифрами (01–20).

Из книги Дэна Ариели "Предсказуемая иррациональность"

Инструмент №2. Парадокс талидомида (платят за размер проблемы)

Почему за одну и ту же таблетку люди готовы платить $1, а в другом случае — $100?

В 50-е годы препарат талидомид продавали как успокоительное. Он стоил копейки. Позже его запретили из-за побочных эффектов (у принимавших его беременных женщин младенцы рождались с отсутствующими конечностями), но затем вернули — уже как средство для лечения проказы и некоторых видов рака. В этой роли его цена взлетела в сотни раз. Вещество то же самое. Себестоимость та же. Но проблема, которую оно решает (рак vs бессонница), имеет в голове клиента принципиально разный ценник.

Памятник жертвам талидомида. Источник: marcquinn.com
Памятник жертвам талидомида. Источник: marcquinn.com

Все дело в нейробиологии мозга, который оценивает стоимость решения пропорционально боли, которую оно снимает.

  • Маленькая боль (плохо сплю) = Низкие ценовые ожидания.
  • Огромная боль (угроза жизни) = Высокие ценовые ожидания.

Как это применить в продажах: перестаньте продавать «товар». Продавайте масштаб проблемы, которую он решает. Детская подушка стоит пару тысяч, а формирование у ребенка здорового позвоночника - в разы дороже.

А еще при работе с запросом выясняйте, не что хочет приобрести клиент, а какую проблему или задачу он хочет решить. Потому что чем страшнее проблема в голове клиента, тем выше ценовые ожидания и тем дороже он готов заплатить за решение. Например, в работе с оптиками я учу оптометристов не довольствоваться "стал хуже видеть", а копать глубже - в чем это проявляется и как это мешает жить. И тогда появляются истории из серии "вот-вот потеряю работу из-за постоянных ошибок" и "вчера я чуть человека не сбил - в темноте не увидел". Результат - увеличение среднего чека на 30-50%.

Инструмент №3. Сила контекста (скрипка Страдивари)

Скрин с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DhnOPu0_YWhw&postId=2622345" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">YouTube</a>
Скрин с YouTube

Однажды в метро Вашингтона играл уличный музыкант. За 45 минут он заработал $32. Мимо прошли тысячи людей, почти никто не остановился. Этим музыкантом был Джошуа Белл, один из лучших скрипачей мира. Он играл на скрипке Страдивари за $3,5 млн. Днем ранее билеты на его концерт в филармонии стоили от $100, и был аншлаг .

Продукт был тот же (гениальная музыка). Но контекст (метро) убил ценность.

Проверьте свой контекст:

  • Если у вас дорогой товар, но в магазине грязный пол, а продавец в мятой футболке — клиент скажет «Дорого».
  • Если вы продаете экспертную услугу за 100к, но отправляете КП в вордовском файле без дизайна — вы сами создаете ненужный диссонанс ценовое ожидание клиента.

Город-миллионник. Центральный рынок. Большой крытый павильон и уличные торговые ряды. Традиционное для горожан место покупок продуктов питания, хозяйственных и даже немного строительных товаров. У рынка давняя история и репутация места, где есть все, да еще цены низкие. На самом деле, по части цен ситуация уже давно другая, но инертность мышления и силу покупательских привычек никто не отменял. Местный предприниматель решил открыть там магазин строительных и отделочных материалов, сделав ставку на хорошее обслуживание и низкие цены. Вложился в оформление, свет, витрины.… Но вскоре магазин пришлось закрыть – покупателей почти не было. Они банально боялись заходить в магазин – им казалось, что он слишком дорогой, особенно на контрасте с торговыми рядами по соседству. Зато завсегдатаями стали продавцы с рынка: в ситуациях, когда у них не было нужного товара, они бежали за ним в магазин, а затем с прибытком продавали

Из нашей с Юлией Дмитриевой статьи "Эффект белого ковра"

Резюме

Перестаньте бороться с возражением «дорого» в конце сделки фразами из учебников 90-х. Это бесполезно — мозг клиента уже испытал боль. Работайте на опережение. Занимайтесь Ууправлением ценовыми ожиданиями:

  1. Выясняйте ожидания и переставляйте ценовые якоря
  2. Продавайте не товар/услугу, а решение проблемы/задачи
  3. Создавайте правильный контекст для восприятия ценности

Если вы поднимете планку ожиданий в голове клиента, ваша цена станет для него не «шоком», а «выгодным предложением».

Подробнее концепция управления ценовыми ожиданиями описана в моей книге "Взлом продаж" (выходит в декабре). Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропустить ее выход

Альберт Тютин, хакер продаж

Начать дискуссию