Сайт для бизнеса: всё еще необходимость? Подкаст «В ручном режиме»: Андрей Ермак, Nethouse

Обсуждаем ценность сайта для бизнеса, современные возможности сайтов и способы их продвижения.

Сайт для бизнеса: всё еще необходимость? Подкаст «В ручном режиме»: Андрей Ермак, Nethouse

Выпуск №18 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Гость выпуска — Андрей Ермак, директор по маркетингу Nethouse.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Добрый день. С вами снова подкаст «В ручном режиме», я Алексей Романенков. Сегодня мы поговорим о сайтах. Мы с вами еще ни разу не говорили о сайтах. Многие наши гости упоминали, что сайт — это как будто что-то из давнего прошлого, примерно как SEO. Что это уже все не то, и что сейчас есть современные средства и платформы, а сайты — это уже что-то устаревшее.

Будем разбираться. У нас в гостях Андрей Ермак, директор по маркетингу Nethouse, и мы говорим о сайтах: нужны ли они сегодня?

Андрей: Всем привет. Спасибо за приглашение, Алексей. Очень здорово, что мы сегодня здесь собрались.

Алексей: Сейчас все мы находимся в некотором кризисе. Компания Nethouse, так же как и Rookee, сильно старше 10 лет. То есть фактически мы с тобой видели кризисов не один и даже не два. Как вы себя чувствуете, как переживаете эти испытания?

Андрей: Чувствуем себя хорошо. Я даже могу сказать больше: по отношению, например, к лету прошлого года у нас количество регистраций увеличилось.

Частично я связываю это с тем, что сейчас есть сложности по работе зарубежных конструкторов сайтов, в частности конструктора сайта Wix, у которого достаточно большая доля клиентов была и есть. Там есть сложности с заказами, с приемом оплаты. Когда нет приема онлайн-оплат – это плохой вариант для интернет-магазина. Поэтому к нам приходят заявки на перенос сайта как раз с платформы Wix и из ряда других зарубежных сервисов. Поэтому количество регистраций у нас увеличивается в целом, чувствуем себя хорошо.

Другое дело, что есть немножко тревожное ощущение. Оно у всех такое, наверное. Ты можешь себя сегодня чувствовать комфортно, но вот что будет завтра, что будет через год? Сегодня это очень сложный вопрос, на который очень сложно ответить.

Алексей: Это так. Но мы же уже раза 3-4 это проходили. Я не хочу сказать, что не страшно. Ну да, в прошлый раз тоже было волнительно, но голова на плечах есть: видим, что происходит, действуем по ситуации. По фактической погоде, как это у летчиков говорится.

Андрей: Да, мы с 2011 года помогаем создавать сайты, Rookee наш любимый партнер уже много лет. Поэтому мы действительно опытные игроки. Надеюсь, что благодаря нашим знаниям, опыту и умениям все будет хорошо.

Алексей: И еще один из подкаста в подкаст переходящий вопрос: насколько вас зацепила история с тем, что ряд рекламных сервисов стал недоступен?

Благо, конечно, что Россия в этом плане — уникальная страна, у которой фактически были или есть собственные альтернативы: импортозамещенные, но возникшие не в последнее время, а 10-20 лет назад, любимые и развитые. Однако все-таки ассортимент уменьшился, то есть количество возможностей для привлечения клиентов уменьшилось. Насколько это для вас было заметно? Google, который выключил рекламу, Facebook* с Инстаграмом* и Meta* в целом признаны экстремистами. Была ли в этом какая-то значительная доля ваших клиентов в плане привлечения?

Андрей: Сегодня Nethouse – это не просто конструктор сайтов. У нас есть еще целый ряд других сервисов: это и сервис для продажи билетов, и сервис для продажи и проведения онлайн-обучения. Если говорить именно о конструкторе сайтов, то здесь, как ни странно это прозвучит, для нас совершенно ничего не поменялось. Потому что из контекстной рекламы мы последние годы всегда работали только с Яндекс Директ. Google по разным причинам мы не запускали. И нам здесь стало только лучше, потому что как раз SEO сейчас хорошо работает Google. В Гугле мы стоим прекрасно: стали получать раза в два больше трафика из Гугла за последнее время.

Алексей: Там же освободилось 4 или 5 рекламных мест.

Поэтому, если вы и так были где-то в топовых позициях в поиске, а тут еще, благодаря Google, поднялись на 4-5 строчек выше, то фактически вы забираете всю органику по тем ключевикам, по которым продвигаетесь.

Андрей: Совершенно верно. С Гуглом одна радость сейчас работать. Это первая история. Вторая история, что сколько ни тестировали в Инстаграме* и Фейсбуке* продвижение как раз конструктора сайтов, у нас никогда не получалось что-то хорошее получать в плане стоимости регистрации. Это было очень дорого и долго. И как-то вот оно у нас не пошло. И вот две основные истории, почему они нас по конструктору не зацепили.

Алексей: Слушай, и не жалко. Отрубились, ну и ладно. Не особо их жаловали и до этого.

Андрей: Если говорить про другие сервисы: Инстаграм* у нас работал, но вот, к сожалению, нужно как-то поступиться.

Алексей: А Telegram пробовали?

Андрей: В последнее время нет. В свое время пробовали, посевы какие-то делали полгода назад. Если честно, это тоже в нашей сфере плохо заходит. Большая часть рекламных каналов ориентированы на некие категории клиентов, которые могут прийти с этого вида рекламы. Мое ощущение, что как раз создание сайтов – это не та тема, которая может заходить в Телеграм.

Алексей: А вот тогда такой вопрос. Мы пробовали с разными клиентами, у нас есть услуга по размещению в Телеграме. Каким-то клиентам заходит, а каким-то нет. Какие-то по 4-5 раз приходят, снова и снова продолжают, а какие-то нет. И мы рассуждали с гостями нашего подкаста и у себя в компании, что, вероятно, Телеграм – это какая-то абсолютно самостоятельная история, она отдельно ото всего стоит. И кажется, что сильно проигрывают те клиенты, которые из Телеграма ведут к себе на сайт. И это какие-то разные среды: Telegram и классический веб. И вот тут как-то рвется все: поэтому этот трафик не конвертится, и кажется, что работает только тогда, когда клиент ведет куда-то внутрь, на свой канал либо на своего бота. Вот в этих случаях, скорее всего, срабатывает.

Андрей: У меня впечатление такое же. Потому что

Телеграм – это контентная история, и продавать в лоб там не работает.

Алексей: Кажется, еще один из моментов, который стоило бы учесть, что, говоря про Телегу, подавляющее большинство пользовательского опыта – это использование мобильного устройства. И поэтому, когда мы, допустим, ведем на какой-то лендинг, ведем на какой-то сайт, здесь огромный вопрос с точки зрения его адаптивности и готовности к мобайл. Потому что если вести на неадаптированный сайт, то вы однозначно просто потеряете этот переход.

В связи с этим я хочу узнать про вашу историю с визитками, которая у вас называется Nethouse ID. Это та штука, которая скорее всего позволяет бизнесу найти некое компромиссное решение, если свой собственный сайт существует уже очень давно на каких-то старых движках и все это переделывать и адаптировать очень долго. Очевидно, что можно сделать какую-то прослойку, прокладку с тем, чтобы на нее собирать мобильных пользователей, мобильный трафик. Расскажи про эту историю чуть больше.

Андрей: Мы запустили этот сервис год назад. С чем связан запуск? Первое: у нас уже был конструктор сайта. Это были инструменты для более простого запуска, по сравнению с тем, что какие-то ребята будут что-то программировать. Это первая история. Вторая история: мы, как и все остальные, видели, насколько Инстаграм* хорош, насколько у него хорошо получается продавать услуги. И, собственно говоря, решили: почему бы нам не сделать что-то похожее? Тем более, что на рынке уже присутствовали такие решения, их довольно много.

Это как конструктор сайтов, которых на сегодняшний день уже не по пальцам одной руки, как было в 2011, когда мы запускались, а там пальцев на руках-ногах не хватит. Мы решили сделать такое простое решение, когда можно добавлять какие-то ссылочки: мои вебинары, мои курсы, мои книги и так далее. Вторая история – это ссылки на мессенджеры, базовые контакты и так далее.

Мультиссылка – это классно, красиво получается, основной функционал есть. Но мы пошли еще немножко дальше: а почему бы не предоставить пользователям удобное решение по созданию электронной визитки. Электронная визитка – это такая штука, которая создается буквально в пару кликов мышки из этой мультиссылки, то есть берется базовая информация, базовые контакты и можно сделать три варианта визитки: публичная визитка, персональная для лучшего друга и визитка со ссылкой на свой сайт.

На телефон добавляется приложение «Кошелек». И, например, мы с тобой познакомились на мероприятии, хотим обменяться контактами. Если раньше я делал тебе прозвон или записывал телефон, то теперь я просто тебе показываю QR-код. Ты его считываешь, и у тебя сохраняется мой контакт, мы начинаем с тобой коммуницировать.

История про электронную визитку сегодня мне кажется даже более интересная по двум причинам: первая – Инстаграм* сейчас пока не работает и будет ли работать в ближайшее время – не очень понятно; вторая – это то, что наконец сняли ограничение по ковиду, связанное с масочным режимом и так далее. И сейчас чуть проще. Мы видим, что мероприятий стало больше, и продаж билетов больше. Значит, люди будут знакомиться, будут общаться, будут обмениваться контактами. И здесь мы более чем заходим, особенно в силу того, что сервис полностью бесплатный.

Алексей: Вот совсем бесплатный? И создание и, например, какое-то хранение такое как хостинг – это ничего не стоит?

Андрей: Нет, это ничего не стоит. На сегодняшний день есть 1 платная услуга, она не пользуется популярностью, это подключение своего домена. Но глобально для вот такой мультиссылки это спорная история. Потому что у нас и так получается очень красивая страничка вида Nethouse.ID/Катя/Андрей/Петя. Это красиво.

Алексей: Удобно, прикольно. Я вот прям это буду использовать. У меня есть домен romanenkov.ru, сейчас на нем подключена почта, но нет никакой заставки, поэтому надо будет сделать себе визитку.

Кроме того, тоже подсвечу нашим слушателям. У нас в современных телефонах у всех встроены NFC, и если вы погуглите или пояндексите «NFC визитка», можно найти массу компаний, которые продают вот эти чипы. Такая картонка и как будто проволока примотана. На этот чип можно записать информацию о вас. Причем эти визитки есть покрытые слоем лака. Это можно на тыльную сторону телефона приклеить и, когда с кем-то знакомишься – раз! приложил телефон к телефону, и у вашего нового знакомого тут же в телефоне возникли все ваши координаты: телефон, мессенджер, как зовут и так далее.

То есть то, о чем ты говорил: QR – это вот когда нет NFC, а вот NFC фактически можно эту историю дополнить. Я думал для себя: где бы все эти данные как-то организовать для NFC-визитки или QR-визитки. Теперь у меня есть ответ на вопрос. Отлично, сделаю на домене, покажу, пошарю для слушателей.

Хорошо. Если посмотреть с точки зрения технологий, например, куда развивается SEO, то сейчас везде «mobile first».

Если твой сайт не мобильный и не адаптированный, то в ТОП подняться не получится.

Насколько таплинки, Nethouse.id, электронные визитки подходят для продвижения в SEO?

Андрей: Я думаю, что можно хорошо продвигать многостраничные сайты. Лендинги продвигаются значительно хуже. А если говорить про таплинки, то это история про сжатую информацию. Там краткий текст и продвигаться это будет плохо. Цель таких страниц – рекламный трафик. Ты запустил рекламу, человек перешёл по ней и дальше что-то купил/не купил. По SEO это работать не будет.

Алексей: Хорошо, понятно. Но дело не только в SEO. Контекстная реклама в этом случае тоже бесполезна. Это просто для другого – чтобы знакомиться, обмениваться, посмотреть профили.

Андрей: Смотри, давай разделим на 2 части: мультиссылка и электронная визитка. Мультиссылка – это мини-сайт, на которой можно и нужно вести аудиторию. Оно будет работать, потому что там есть сжатая информация. Это также хорошо работает в Instagram*, где есть блогеры, за которыми продолжают наблюдать. Они выкладывают в профиле ссылку, по которой можно купить их книгу/скачать вебинар/послушать песни. А если говорить про электронную визитку, то это не «шерится», потому что мы должны при личной встрече обменяться своими контактами.

Наш сервис выполняет две функции, которые практически не связаны друг с другом, кроме единой панели управления, из которой всё настраивается.

Алексей: Сейчас мы закончим говорить про микросайты и перейдём к обсуждению больших ресурсов. Хочу уточнить, на микросайтах возможен какой-либо дополнительный функционал? Например, простая форма для записи, на шиномонтаж/маникюр, где можно оставить ФИО, телефон и предпочтительную дату посещения. Микросайты обладают подобными функциями?

Андрей: Да, такое есть, но я редко встречал эти функции. Иногда используют полноценные сервисы для онлайн-записи, такие как YCLIENTS. Он самый крупный в России и большинство салонов красоты пользуются именно им. В нём есть удобная функция, где клиент выбирает определённого мастера, день и время. Также ресурс заранее напомнит о вашей записи. Ссылку на этот сервис можно поставить на любую мультиссылку, перейти по ней и совершить запись.

Алексей: Я специально прошу рассказывать подробнее, потому что нас часто смотрят люди, которые не очень сильно разбираются в этой теме. Если мы говорим про конструкторы сайтов, то это что-то среднее между микросайтами, которые мы обсуждали, и большими полноценными сайтами?

Андрей: Да. Конструктор сайтов позволяет быстро протестировать гипотезу, запустить ресурс. Основная ценность сервиса в том, что можно быстро и дёшево сделать сайт.

Конструкторы сайтов закрывают примерно 80% потребностей из всех, которые могут существовать.

Остальные 20% — это что-то крупное, статусное. Например, Газпром не будет себе делать сайт в конструкторе.

Алексей: То есть, дело только в престиже? Технологически сайт с конструктора может быть таким же, как дорогой сайт, сделанный на заказ в студии?

Андрей: На 80-90% да. Остальные 10-20% самые сложные в разработке. Есть некоторые «фишки», которые конструктор сайтов не может предложить. Например, такой сервис не может дать глобальной кастомизации, потому что клиент хочет что-то особенное, что конструктор не способен предложить. Это ещё одна причина обратиться в веб-студию, где клиенту сделают индивидуальное креативное решение.

Алексей: Но являются ли эти «фишки» и креативный дизайн чем-то необходимым, чтобы клиенты выстраивались в очередь?

Андрей: Самая страшная тайна в том, что недостаточно просто сделать сайт (каким бы красивым он ни был). Основная история – это привлечение клиентов. И лучше не просто иметь самый креативный сайт, но и обладать навыками в сфере продвижения, чтобы получить больше покупателей. Если ничего не делать, то сам по себе ресурс работать не будет.

Алексей: Я понимаю, что у вас тысячи клиентов, но есть ли какие-то бизнес-сегменты, которые как-то выделяются? Например, сайтов про здоровье больше, чем остальных, или всё поровну?

Андрей: Да, есть такая интересная статистика. Когда мы только открылись, у нас было большое количество клиентов, которые продают цветы. У нас даже был период, когда мы переименовывали наш сервис в конструктор сайтов для продажи цветов. Было ощущение, что один пользователь создавал сайты для франшизы в разных городах России. Все эти ресурсы были очень похожи, использовали одни и те же шаблоны. Мы видели количество заказов и это было очень классно. Также есть большое количество сайтов учителей, у них есть определённые требования.

Алексей: Для тех, которые занимаются репетиторством?

Андрей: Да. Ещё есть много сайтов отелей, домов-отдыха, небольших кафе, магазинов одежды, товаров для творчества, продажи мелкой электроники, запчастей. Много ресурсов психологов, юристов, врачей. Самое главное для них то, что в конструкторах можно вносить правки в сайт самостоятельно, не обращаясь в веб-студию. Наш топовый тариф стоит 800 руб. в месяц, это совсем немного.

Алексей: Как эти бизнесы привлекают себе трафик? Во-первых, они пользуются вашими услугами? Или мучаются сами с ВКонтакте, Яндекс.Директом и.т.д.?

Андрей: Клиентов действительно много, они все разные. Некоторые клиенты пользуются нашими услугами, мы стараемся помочь им развивать сайт. Например, мы делаем обучающие вебинары и конференции, выступаем там сами и приглашаем крупные компании. Делаем полезные информативные посты в блог, рассказываем, как запустить бизнес, даём советы и предлагаем пошаговые инструкции, рассылки.

Мы понимаем, что клиенты, в основном, без большого опыта в бизнесе и сайтостроении.

Слово «домен» людей сначала пугает, но потом мы объясняем им, что это не страшно.

Есть пользователи, которые создают сайт, но потом не продвигают его, а есть, наоборот, люди, которые делают всё самостоятельно, опираясь на наши материалы. Если у пользователей нет времени и желания разбираться, то тогда они могут обратиться к нам.

Сайтостроение и продвижение – это действительно сложно. Человеку нужно знать все сложности и нюансы, поэтому стоит довериться профессионалу. Такому специалисту постоянно нужно совершенствовать свои знания и глубже погружаться в профессию, ведь со временем всё видоизменяется. Например, в середине 2015-х годов Instagram* стал очень популярен, но до него ничего подобного не было. Люди пользовались Яндекс.Директом и.т.п., а сейчас есть социальные сети, множество таргетологов и нужно постоянно быть «на гребне волны». А для предпринимателя это очень сложно, потому что этому нужно уделять время.

Алексей: Да, с одной стороны это очень сложно, но кажется, что события, связанные с экстремистскими соцсетями, показали, что, если вы много лет вкладывались в свой ресурс, то несмотря ни на что он останется с вами. А если вы на протяжении долгого времени направляли деньги и силы в Instagram*, то в один день оказалось, что это больше вам не принадлежит. Даже если не брать в расчёт февральские события, то год назад у Facebook* были серьёзные перебои и даже сотрудники компании не могли попасть в свои аккаунты. А целый ряд бизнесов по миру, которые регистрировались в других сетях через Facebook*, не могли попасть на другие платформы. Поэтому не нужно «складывать всё в одну корзину». Стоит быть внимательнее.

Андрей: Да.

Чем больше каналов трафика, тем лучше. Должен быть и сайт, и социальные сети, и маркетплейс (если это интернет-магазин).

Алексей: Всё так. Ты наблюдаешь за этой ситуацией в течение многих лет. Как меняется отношение бизнеса к сайту? Вы занимаетесь сайтами, а мы их продвижением, однако можно было услышать, что SEO и сайты уже никому не нужны. Сравни, пожалуйста, временные отрезки, как это было 5 лет назад, до февраля и уже сейчас.

Андрей: Часть наших материалов мы раньше начинали с фразы Билла Гейтса: «Если вас нет в интернете, то вас нет в бизнесе». Я с ней согласен. В нулевые годы первой возможностью представить себя в интернете было создание сайта. Позже появился ВКонтакте, но продаж там почти не было, платформа работала больше как сбор отзывов и предложений. Затем активно начал развиваться Instagram* для сегмента услуг, потому что интернет-магазины и товары не так сильно зашли.

Если говорить про интернет-магазины, то сейчас активно начали развиваться маркетплейсы. В последние годы казалось, что сайты уже не нужны, то теперь стало ясно, что это не так, ведь и на маркетплейсах тебя могут заблокировать как пользователя, а тогда у бизнеса не останется площадки.

В запрещённых соцсетях сейчас пострадало очень много бизнесменов. Многие пользователи ушли во ВКонтакте, а так совершенно другая аудитория и экономика. Те пользователи, у которых был сайт, оказались в выигрыше. Если у них была настроена поисковая оптимизация, то им легче справляться с нынешним кризисом.

Даже если сайт не продаёт, то он нужен как минимум для солидности.

Алексей: В 1998 я начинал продавать сайты и тогда было довольно сложно объяснить людям, что такое сайт и почему это так дорого стоит. В то время у людей были визитки, на которых был только телефон и факс, никто не мечтал о сайте на визитке. Были случаи, когда я приходил к клиенту, рассказывал про сайты, а меня не хотели слушать. Но случилась глобализация, и эти клиенты возвращались с выставок из других стран и рассказывали, что иностранные коллеги спрашивали, почему на их визитке нет сайта. Так появился спрос.

Отлично поговорили, большое спасибо за время! До новых встреч!

Андрей: Счастливо!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

11
Начать дискуссию