Как понять, что идея не взлетит, и сэкономить деньги?

Разбираемся, стоит ли слушать мнение знакомых или платить за экспертные консультации.

Как понять, что идея не взлетит, и сэкономить деньги?

В 2022 году в российские стартапы инвестировали на 68% меньше средств, чем год назад. Эксперты считают, что к 2024 году финансирование может сократиться ещё вдвое. Чтобы убедить инвесторов вложиться в проект, придётся придумать что-то действительно стоящее.

Крупный и малый бизнес сошлись во мнении, что метод «хорошую идею поймёт даже бабушка» — бесполезен. И рассказали, как оценивают свои идеи.

Олег Лупиков
Сооснователь проекта Postilla

Postilla — сервис для управления кафе и ресторанами. С его помощью предприниматели могут принимать платежи, анализировать бюджет, настраивать систему лояльности.

Как придумать идею? Слушать, что беспокоит людей. Postilla появилась, потому что мой друг-ресторатор поделился со мной проблемой в своей отрасли.

15 лет назад предпринимателю нужно было просто понимать, сколько макарон он тратит на производство пасты. Теперь ему нужно уметь прогнозировать: какой должна быть паста, чтобы клиент заказал ещё, и какое вино к этой пасте подать, чтобы у ресторана сошлась экономика за день. Существующие на тот момент системы учёта для этого не подходили, и я решил придумать свою.

Как оценить идею? Расскажу на абстрактном примере: допустим, мы придумали вилку, которая одновременно будет ложкой. Сначала оцениваем, какие у этой идеи есть плюсы и минусы. Затем стоит подумать о том, как производить эти вилки-ложки и сколько денег для этого потребуется. А главное — нужно ли это людям.

Первый этап — изучить рынок. До России многие тренды ещё не дошли, так что обращаться к западным примерам зачастую полезно и перспективно. Если до тебя эту вилку-ложку никто не делал, стоит задаться вопросом: «А не фигню ли я придумал?».

Второй этап — поговорить с разными людьми. Это бесплатно и даёт важные сведения. Чем больше людей вы опросите, тем лучше поймёте проблемные места. А значит, сможете «допилить» идею и сделать более качественный продукт.

Можно обсудить идею с тремя, пятью или девятью людьми — главное, чтобы мнения не делились поровну. Если двое займут противоположные позиции, третий голос станет решающим.

Лучше не спрашивать совета у друзей и близких. Скорее всего, они некомпетентны в вашем вопросе, но могут повлиять на ваше решение.

Как проверить идею? С помощью профессионального комьюнити или наставника.

На любой крупной бизнес-тусовке — конференции, форуме или просто лекции, — есть два типа людей. Первые хотят, чтобы к ним подходили, а вторые подходят сами. Важно быстро оказаться во второй категории. Люди любят, когда с ними заговаривают. Общайтесь — и найдёте себе коммьюнити. Полезнее всего обращаться к владельцам разных бизнесов, потому что у людей из одной сферы одинаковый взгляд. Например, ИТ-предприниматель может посоветовать владельцу сети автомоек запустить приложение с бронью по часам.

Ментор тоже может быть из другой сферы, главное, чтобы у него был предпринимательский опыт. Тогда он сможет подсказать, какие идеи сработают, а что лучше сразу откинуть и пойти дальше.

Павел Стабров
Владелец кофейной плантации

Как придумать идею? Чтобы найти подходящую идею, нужно находиться на «гребне волны»: знать о трендах, замечать необычные вещи. Я, например, путешествовал по Южной Америке, и пять лет назад повёз людей с туром на кофейные плантации. Пообщался с фермерами, проникся — и захотел привезти в Россию колумбийские зёрна. А потом друг спросил меня в шутку, не хочу ли я сам выращивать кофе. Так мне и пришла в голову новая идея для бизнеса.

Как оценить идею? Главное — идея должна нравиться и мотивировать. Идею везти кофе в Россию колумбийские зёрна я оценивал только с этой точки зрения.

Плантация — более серьёзное вложение, так что перед покупкой я изучил ситуацию в Венесуэле и выяснил, какие могут возникнуть проблемы. Венесуэла богата ресурсами, но, как и во всей Южной Америке, экономическая ситуация там быстро трансформируется, и классические бизнес-подходы не работают. Во-первых, стремительно меняется климат, а из-за этого — ассортимент зерна. В Бразилии, которая, как наиболее массовый производитель, «диктует» цены на кофе, всё чаще случаются неурожаи. К тому же, арабика очень капризна, и из-за изменений температурного режима у зёрен меняется вкус. Во-вторых, есть сложности с логистикой — корабль может на 2-3 недели задержаться в порту.

Найти инвесторов на ненадёжный и непрогнозируемый бизнес практически невозможно.

Я решил, что это будет мой личный эксперимент и хобби, и если не выйдет — то не страшно. Если бы хотел заработать на этом, то отбросил бы такую идею.

Как проверить идею? Я проверяю все идеи на практике. Вот как это было в случае с зёрнами. Я не мог привести в Россию несколько тонн кофейных зерен с плантации, не зная, будут ли их покупать. Так что я решил сначала познакомить людей с продуктом. Самостоятельно привёз домой несколько мешков зёрен — семь разных видов. Пригласил друзей и знакомых на кофейные дегустации и поделился зёрнами, чтобы они сварили напиток дома. Они возвращались со словами: «Попробовал твой кофе, и больше не могу пить из супермаркета». Так я нашёл первых клиентов и понял, что можно масштабировать бизнес.

С плантацией поступаю также, но перед тем, как что-то делать, обращаюсь к экспертам. Например, спрашиваю, сколько кустов лучше посадить на гектар. Существуют разные мнения по этому поводу — кто-то сажает больше, кто-то меньше. Посоветовался с тремя или четырьмя фермерами — выбрал золотую середину. Или, допустим, отправил на анализ пробу земли, показал результат экспертам, и мне порекомендовали нужные удобрения. В общем, действую по алгоритму: проконсультировался, сделал, оценил результат.

Елена Колпакова
Руководитель команды запуска в «Профиланс Групп»

«Профиланс Групп» изучает рынок и целевую аудиторию, разрабатывает стратегию и запускает ИТ-сервисы по запросу предпринимателей.

Как придумать идею? У крупных компаний есть два подхода к оценке инвестиций в стартапы: привлекать начинающих предпринимателей с готовой бизнес-идеей и помогать им с «докруткой» или исследовать рынок (следить за раундами инвестиций, посещать питчи и акселераторы). Так наши аналитики формируют пул идей.

Как оценить перспективность? Сперва — экспресс-анализ: нужно понять ситуацию в целом. Не переполнен ли рынок или конкретная ниша? Какие игроки уже действуют на рынке и насколько сложно с ними конкурировать? Если рынок растёт, даже при высокой конкуренции идея может оказаться перспективной, поэтому смотрим на объём рынка: вся целевая и платёжеспособная аудитория, потенциальная выручка. На этом этапе мы также идём на «кладбище стартапов»: изучаем, насколько продвинулись проекты с похожей целью и почему закрылись.

Затем — проверка слабых мест. Например, если мы не знаем конкретную «боль» аудитории, то идём к потенциальным пользователям и проводим глубинное интервью. Из потребностей аудитории определяем, какие функции нужно реализовать в проекте. Механика проекта «вырисовывается» уже после первого взаимодействия с пользователями.

Третий этап — консультации с экспертами. Это могут быть сотрудники бизнес-акселераторов или предприниматели из вашей области (с прямыми конкурентами говорить не стоит: из-за конфликта интересов их советы могут быть предвзятыми).

Как проверить идею? Можно использовать RAT (riskiest assumption test) — быструю проверку жизнеспособности проекта с помощью рискованных гипотез. Вот в чём суть этого подхода. Идея состоит из гипотез: о рынке, потребителях, их запросах и нашем способе их удовлетворить, потенциальном заработке, каналах продвижения. Каждая гипотеза может не выдержать столкновения с реальностью. И чем в большем числе предположений мы ошибёмся, тем выше вероятность, что бизнес провалится.

Нужно составить список всех наших предположений и проранжировать их по степени риска. А затем подумать, каким способом мы можем проверить каждое из них. Предположим, мы сочли высоким риск, что аудитория не будет заинтересована в нашем проекте. Чтобы это проверить, нужно пойти к потенциальным пользователям и попытаться «продать» им идею. Если это не сработает, значит, идея нежизнеспособна.

Убийца всех проектов — плохо посчитанная юнит-экономика.

Где стоит ждать подвоха? В финансовых планах. Планировать финансы нужно ещё на этапе тестирования идеи. Тогда же — подумать, что будете делать, если деньги закончатся раньше времени: снова привлекать инвестиции или поставить проект на паузу. Нам иногда приходится закрывать даже запущенные проекты (особенно в первые два года работы), потому что финансовые ожидания не сходятся с реальностью.

Илья Смирнов

Глава фермерского хозяйства «Российские альпаки»

Как придумать идею? Я черпаю их из жизни и от окружающих людей. Например, идея создать ферму альпак нашла нас сама. У нас дома живёт много разных животных, и изначально мы привезли альпак в страну для себя. Мы показывали животных друзьям, которые приезжали в гости. А потом они рассказывали об этом своим знакомым, и те тоже хотели посмотреть. Тогда мы решили повесить коробочку для донатов на корм. Альпаки всем нравились, так что я завёл соцсети, чтобы делиться их фотографиями. В комментариях писали, что хотят увидеть и погладить альпак, — так мне в голову пришла идея делать экскурсии на ферму.

А во время пандемии мы подумали, что наверняка люди устали сидеть дома и хотят выехать на природу. Далеко не у всех есть дача, поэтому можно дать им возможность остановиться на природе с ночёвкой — и у нас появились глэмпинги.

Как оценить идею? Я оцениваю идеи с точки зрения того, понравилось бы мне самому такое предложение или нет. Например, сейчас мы решили добавить в качестве сувениров на продажу игрушки из натуральной шерсти альпак. Я решил их красиво упаковать: положу магнитик, буклет про альпак, наклею на коробку стикеры. Я бы сам хотел получить нечто подобное, открыть и подумать: «Как классно!».

Как проверить идею? Все идеи для нашего бизнеса я просто сразу проверяю на практике, а потом корректирую. Мы не смотрим на конкурентов и не изучаем рынок, просто всегда стараемся работать честно и с душой. Но мы анализируем отзывы клиентов: что нравится, а что не очень, — и исходя из этого корректируем. Если в отзыве указывают на объективные недостатки, то это очень помогает. Для «мелких рыбок» вроде нас нет ничего эффективнее такого подхода.

На портале РСХБ в цифре есть люди, которые помогут проверить жизнеспособность вашей идеи: опытные предприниматели и наставники, потенциальные партнёры и инвесторы. Студенты с идеями перспективных проектов могут получить именную стипендию от «Россельхозбанка».

А когда идея пройдёт предварительную проверку, на РСХБ в цифре можно будет найти средства для её воплощения в реальность. Чтобы не пропустить новости о программах и возможностях в агробизнесе — подписывайтесь на телеграм-канал.

4040
36 комментариев

Публикация опасна для лица - можно пробить фейспалмами: половина интервьюируемых капитанит, остальные больно, кровью и потом пытаются переоткрыть стандартные продактовские практики типа оценки объёма рынка, касдева и абтестов. Можно и так, но очень больно.

11

Мне понравилось

2

Комментарий недоступен

8

А брэнд - это хорошо зарекомендовавший себя на рынке бизнес с определенными характеристиками и стилем. Apple - брэнд как синоним высочайшего качества дивайсов и программ. Harley Davidson - брэнд как олицетворение байкерской тусовки. Lego - брэнд, широко известный как набор блоков, из которых можно собрать разные интересные штуки. И так далее.

Если брэнд изменит своей сути и начнет выпускать "левак" - он разрушится как брэнд. Если Harley-Davidson начнет выпускать смартфоны - брэнду конец. Если Apple начнет выпускать байкерские мотоциклы - брэнду конец. Apple это не про байкеров, очевидно. Apple - это про электронику.

Отличные советы, больше всего понравились от Павла Стаброва.
Эти советы применимы на практически любые бизнес-идеи.

6

Беда в том, что действительно перспективные стартапы в большинстве своём в IT, всё остальное, в принципе, либо "заимствуется", либо "хорошо забытое старое". Но в случае последнего всё равно даже если и нужны инвестиции, то не шибко часто и много. Мы вот избрали путь потихоньку расти, но самостоятельно, хотя, казалось бы, инвест прямо сейчас был бы очень неплохим подспорьем...

2

IT скоро умрёт. последние лет 10 доживает... Заимствование и должно быть. люди не способны придумать что то новое, так мы устроены от природы. Учи матчасть про работу нашего мозга https://t.me/expert_tm/1218