(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97059549, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97059549, 'hit', window.location.href);

Как понять, что идея не взлетит, и сэкономить деньги?

Разбираемся, стоит ли слушать мнение знакомых или платить за экспертные консультации.

В 2022 году в российские стартапы инвестировали на 68% меньше средств, чем год назад. Эксперты считают, что к 2024 году финансирование может сократиться ещё вдвое. Чтобы убедить инвесторов вложиться в проект, придётся придумать что-то действительно стоящее.

Крупный и малый бизнес сошлись во мнении, что метод «хорошую идею поймёт даже бабушка» — бесполезен. И рассказали, как оценивают свои идеи.

Олег Лупиков
Сооснователь проекта Postilla

Postilla — сервис для управления кафе и ресторанами. С его помощью предприниматели могут принимать платежи, анализировать бюджет, настраивать систему лояльности.

Как придумать идею? Слушать, что беспокоит людей. Postilla появилась, потому что мой друг-ресторатор поделился со мной проблемой в своей отрасли.

15 лет назад предпринимателю нужно было просто понимать, сколько макарон он тратит на производство пасты. Теперь ему нужно уметь прогнозировать: какой должна быть паста, чтобы клиент заказал ещё, и какое вино к этой пасте подать, чтобы у ресторана сошлась экономика за день. Существующие на тот момент системы учёта для этого не подходили, и я решил придумать свою.

Как оценить идею? Расскажу на абстрактном примере: допустим, мы придумали вилку, которая одновременно будет ложкой. Сначала оцениваем, какие у этой идеи есть плюсы и минусы. Затем стоит подумать о том, как производить эти вилки-ложки и сколько денег для этого потребуется. А главное — нужно ли это людям.

Первый этап — изучить рынок. До России многие тренды ещё не дошли, так что обращаться к западным примерам зачастую полезно и перспективно. Если до тебя эту вилку-ложку никто не делал, стоит задаться вопросом: «А не фигню ли я придумал?».

Второй этап — поговорить с разными людьми. Это бесплатно и даёт важные сведения. Чем больше людей вы опросите, тем лучше поймёте проблемные места. А значит, сможете «допилить» идею и сделать более качественный продукт.

Можно обсудить идею с тремя, пятью или девятью людьми — главное, чтобы мнения не делились поровну. Если двое займут противоположные позиции, третий голос станет решающим.

Лучше не спрашивать совета у друзей и близких. Скорее всего, они некомпетентны в вашем вопросе, но могут повлиять на ваше решение.

Как проверить идею? С помощью профессионального комьюнити или наставника.

На любой крупной бизнес-тусовке — конференции, форуме или просто лекции, — есть два типа людей. Первые хотят, чтобы к ним подходили, а вторые подходят сами. Важно быстро оказаться во второй категории. Люди любят, когда с ними заговаривают. Общайтесь — и найдёте себе коммьюнити. Полезнее всего обращаться к владельцам разных бизнесов, потому что у людей из одной сферы одинаковый взгляд. Например, ИТ-предприниматель может посоветовать владельцу сети автомоек запустить приложение с бронью по часам.

Ментор тоже может быть из другой сферы, главное, чтобы у него был предпринимательский опыт. Тогда он сможет подсказать, какие идеи сработают, а что лучше сразу откинуть и пойти дальше.

Павел Стабров
Владелец кофейной плантации

Как придумать идею? Чтобы найти подходящую идею, нужно находиться на «гребне волны»: знать о трендах, замечать необычные вещи. Я, например, путешествовал по Южной Америке, и пять лет назад повёз людей с туром на кофейные плантации. Пообщался с фермерами, проникся — и захотел привезти в Россию колумбийские зёрна. А потом друг спросил меня в шутку, не хочу ли я сам выращивать кофе. Так мне и пришла в голову новая идея для бизнеса.

Как оценить идею? Главное — идея должна нравиться и мотивировать. Идею везти кофе в Россию колумбийские зёрна я оценивал только с этой точки зрения.

Плантация — более серьёзное вложение, так что перед покупкой я изучил ситуацию в Венесуэле и выяснил, какие могут возникнуть проблемы. Венесуэла богата ресурсами, но, как и во всей Южной Америке, экономическая ситуация там быстро трансформируется, и классические бизнес-подходы не работают. Во-первых, стремительно меняется климат, а из-за этого — ассортимент зерна. В Бразилии, которая, как наиболее массовый производитель, «диктует» цены на кофе, всё чаще случаются неурожаи. К тому же, арабика очень капризна, и из-за изменений температурного режима у зёрен меняется вкус. Во-вторых, есть сложности с логистикой — корабль может на 2-3 недели задержаться в порту.

Найти инвесторов на ненадёжный и непрогнозируемый бизнес практически невозможно.

Я решил, что это будет мой личный эксперимент и хобби, и если не выйдет — то не страшно. Если бы хотел заработать на этом, то отбросил бы такую идею.

Как проверить идею? Я проверяю все идеи на практике. Вот как это было в случае с зёрнами. Я не мог привести в Россию несколько тонн кофейных зерен с плантации, не зная, будут ли их покупать. Так что я решил сначала познакомить людей с продуктом. Самостоятельно привёз домой несколько мешков зёрен — семь разных видов. Пригласил друзей и знакомых на кофейные дегустации и поделился зёрнами, чтобы они сварили напиток дома. Они возвращались со словами: «Попробовал твой кофе, и больше не могу пить из супермаркета». Так я нашёл первых клиентов и понял, что можно масштабировать бизнес.

С плантацией поступаю также, но перед тем, как что-то делать, обращаюсь к экспертам. Например, спрашиваю, сколько кустов лучше посадить на гектар. Существуют разные мнения по этому поводу — кто-то сажает больше, кто-то меньше. Посоветовался с тремя или четырьмя фермерами — выбрал золотую середину. Или, допустим, отправил на анализ пробу земли, показал результат экспертам, и мне порекомендовали нужные удобрения. В общем, действую по алгоритму: проконсультировался, сделал, оценил результат.

Елена Колпакова
Руководитель команды запуска в «Профиланс Групп»

«Профиланс Групп» изучает рынок и целевую аудиторию, разрабатывает стратегию и запускает ИТ-сервисы по запросу предпринимателей.

Как придумать идею? У крупных компаний есть два подхода к оценке инвестиций в стартапы: привлекать начинающих предпринимателей с готовой бизнес-идеей и помогать им с «докруткой» или исследовать рынок (следить за раундами инвестиций, посещать питчи и акселераторы). Так наши аналитики формируют пул идей.

Как оценить перспективность? Сперва — экспресс-анализ: нужно понять ситуацию в целом. Не переполнен ли рынок или конкретная ниша? Какие игроки уже действуют на рынке и насколько сложно с ними конкурировать? Если рынок растёт, даже при высокой конкуренции идея может оказаться перспективной, поэтому смотрим на объём рынка: вся целевая и платёжеспособная аудитория, потенциальная выручка. На этом этапе мы также идём на «кладбище стартапов»: изучаем, насколько продвинулись проекты с похожей целью и почему закрылись.

Затем — проверка слабых мест. Например, если мы не знаем конкретную «боль» аудитории, то идём к потенциальным пользователям и проводим глубинное интервью. Из потребностей аудитории определяем, какие функции нужно реализовать в проекте. Механика проекта «вырисовывается» уже после первого взаимодействия с пользователями.

Третий этап — консультации с экспертами. Это могут быть сотрудники бизнес-акселераторов или предприниматели из вашей области (с прямыми конкурентами говорить не стоит: из-за конфликта интересов их советы могут быть предвзятыми).

Как проверить идею? Можно использовать RAT (riskiest assumption test) — быструю проверку жизнеспособности проекта с помощью рискованных гипотез. Вот в чём суть этого подхода. Идея состоит из гипотез: о рынке, потребителях, их запросах и нашем способе их удовлетворить, потенциальном заработке, каналах продвижения. Каждая гипотеза может не выдержать столкновения с реальностью. И чем в большем числе предположений мы ошибёмся, тем выше вероятность, что бизнес провалится.

Нужно составить список всех наших предположений и проранжировать их по степени риска. А затем подумать, каким способом мы можем проверить каждое из них. Предположим, мы сочли высоким риск, что аудитория не будет заинтересована в нашем проекте. Чтобы это проверить, нужно пойти к потенциальным пользователям и попытаться «продать» им идею. Если это не сработает, значит, идея нежизнеспособна.

Убийца всех проектов — плохо посчитанная юнит-экономика.

Где стоит ждать подвоха? В финансовых планах. Планировать финансы нужно ещё на этапе тестирования идеи. Тогда же — подумать, что будете делать, если деньги закончатся раньше времени: снова привлекать инвестиции или поставить проект на паузу. Нам иногда приходится закрывать даже запущенные проекты (особенно в первые два года работы), потому что финансовые ожидания не сходятся с реальностью.

Илья Смирнов

Глава фермерского хозяйства «Российские альпаки»

Как придумать идею? Я черпаю их из жизни и от окружающих людей. Например, идея создать ферму альпак нашла нас сама. У нас дома живёт много разных животных, и изначально мы привезли альпак в страну для себя. Мы показывали животных друзьям, которые приезжали в гости. А потом они рассказывали об этом своим знакомым, и те тоже хотели посмотреть. Тогда мы решили повесить коробочку для донатов на корм. Альпаки всем нравились, так что я завёл соцсети, чтобы делиться их фотографиями. В комментариях писали, что хотят увидеть и погладить альпак, — так мне в голову пришла идея делать экскурсии на ферму.

А во время пандемии мы подумали, что наверняка люди устали сидеть дома и хотят выехать на природу. Далеко не у всех есть дача, поэтому можно дать им возможность остановиться на природе с ночёвкой — и у нас появились глэмпинги.

Как оценить идею? Я оцениваю идеи с точки зрения того, понравилось бы мне самому такое предложение или нет. Например, сейчас мы решили добавить в качестве сувениров на продажу игрушки из натуральной шерсти альпак. Я решил их красиво упаковать: положу магнитик, буклет про альпак, наклею на коробку стикеры. Я бы сам хотел получить нечто подобное, открыть и подумать: «Как классно!».

Как проверить идею? Все идеи для нашего бизнеса я просто сразу проверяю на практике, а потом корректирую. Мы не смотрим на конкурентов и не изучаем рынок, просто всегда стараемся работать честно и с душой. Но мы анализируем отзывы клиентов: что нравится, а что не очень, — и исходя из этого корректируем. Если в отзыве указывают на объективные недостатки, то это очень помогает. Для «мелких рыбок» вроде нас нет ничего эффективнее такого подхода.

На портале РСХБ в цифре есть люди, которые помогут проверить жизнеспособность вашей идеи: опытные предприниматели и наставники, потенциальные партнёры и инвесторы. Студенты с идеями перспективных проектов могут получить именную стипендию от «Россельхозбанка».

А когда идея пройдёт предварительную проверку, на РСХБ в цифре можно будет найти средства для её воплощения в реальность. Чтобы не пропустить новости о программах и возможностях в агробизнесе — подписывайтесь на телеграм-канал.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Стерлин

Публикация опасна для лица - можно пробить фейспалмами: половина интервьюируемых капитанит, остальные больно, кровью и потом пытаются переоткрыть стандартные продактовские практики типа оценки объёма рынка, касдева и абтестов. Можно и так, но очень больно.

Ответить
Развернуть ветку
парниша перепел

Мне понравилось

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Почему нет отдельного сервиса на сайте типа "Взлетит - не взлетит" ?
Было бы интереснее делать ставки на новые стартапы...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Делание таких ставок называется "инвестирование")).

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Мы тут все учимся друг у дружки, а
деньги любят тишину...
Так что жду-не дождусь публичного сервиса типа
"взлетит - не взлетит"...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Был какой-то сервис, где можно поспорить на что угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Монохромный Ретропанк

А брэнд - это хорошо зарекомендовавший себя на рынке бизнес с определенными характеристиками и стилем. Apple - брэнд как синоним высочайшего качества дивайсов и программ. Harley Davidson - брэнд как олицетворение байкерской тусовки. Lego - брэнд, широко известный как набор блоков, из которых можно собрать разные интересные штуки. И так далее.

Если брэнд изменит своей сути и начнет выпускать "левак" - он разрушится как брэнд. Если Harley-Davidson начнет выпускать смартфоны - брэнду конец. Если Apple начнет выпускать байкерские мотоциклы - брэнду конец. Apple это не про байкеров, очевидно. Apple - это про электронику.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

а про что samsung, например? если он что начнёт выпускать, то бренду конец?

Ответить
Развернуть ветку
Монохромный Ретропанк

А где там брэнд? Samsung - это торговая марка. Для брэнда он слишком безликий.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Понятно. Раз вы сказали, что это не бренд, то конечно же, так и есть.
но, для начала, нужно бы знать разнмцу между "товарным знаком" и "брендом", чтобы понять, что их нельзя противопоставлять. да и вообще, сравнивать

Ответить
Развернуть ветку
Монохромный Ретропанк

Понятно. Раз вы сказали, то конечно же, так и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Отлично!

Ответить
Развернуть ветку
mr g

Скажи это Маску

Ответить
Развернуть ветку
Карина Авернина

Отличные советы, больше всего понравились от Павла Стаброва.
Эти советы применимы на практически любые бизнес-идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Беда в том, что действительно перспективные стартапы в большинстве своём в IT, всё остальное, в принципе, либо "заимствуется", либо "хорошо забытое старое". Но в случае последнего всё равно даже если и нужны инвестиции, то не шибко часто и много. Мы вот избрали путь потихоньку расти, но самостоятельно, хотя, казалось бы, инвест прямо сейчас был бы очень неплохим подспорьем...

Ответить
Развернуть ветку
gospodbog.com

IT скоро умрёт. последние лет 10 доживает... Заимствование и должно быть. люди не способны придумать что то новое, так мы устроены от природы. Учи матчасть про работу нашего мозга https://t.me/expert_tm/1218

😊 Ещё раз простая суть моей теории:

🌐 Люди часть животного мира, подчиняющаяся всем законам стаи.

🌐 Есть вожаки есть стая.

🫦 Пол, возраст и нация - абсолютно ничего не значат.

Все люди по умолчанию - хорошие.

🔔 Взрослых не существует, все мы только Дети и Родители.

💬 Стая - легко ...

😊 Ещё раз простая суть моей теории:

🌐 Люди часть животного мира, подчиняющаяся всем законам стаи.

🌐 Есть вожаки есть стая.

🫦 Пол, возраст и нация - абсолютно ничего не значат.

Все люди по умолчанию - хорошие.

🔔 Взрослых не существует, все мы только Дети и Родители.

💬 Стая - легко внушаемая, способна обучаться и повторять. Вожаки - могут всё улучшить, обладают гибким мышлением, способны нарушать правила.

Мозг человека - всего лишь накопитель информации о внешнем мире, наше Я тетрис из информации @twitris принятой в себя, все мы делаем друг друга собой. Мы учителя и ученики.

👀 Проблема мира сейчас, что Вожаков склонили делать работу где нельзя применить их навыки и эти навыки, даже если они незначительно улучшают и облегчают жизнь не ценятся. От этого они впадают в депрессию.

Вторая проблема - в Руководителях поставили людей, которые способны только подчиняться и выполнять действия. Нарушен баланс во всём мире. Знающие реальность люди - пользуются этим в корыстных целях, находясь в чужой иллюзии. Транслируя с экранов только Страх, общество в страхе консолидируется против врага и подчиняется.

📣 Третья проблема - Телевидение и любые другие Медиа - трансляция ненависти, делает Стаю агрессивной, а Лидеров сбивает с толку из за обилия пустой, бесполезной информации, которая не соответствует реальности.

Самая лёгкая, но при этом очень действенная часть Иллюзии - Деньги.

У всех нас есть общая цель - выжить и эволюционировать. Жизнь и смерть. Мы все равны и дополняем друг друга.

Мир должен стать лучше - безопасная песочница, чтобы достигнуть этого, нужно вернуть людям их роли в животном мире. Лидеры должны самоопределиться, важен только контекст (место и время).

Люди должны пересмотреть парадигму существования. С этими знаниями должен измениться подход во всех сферах - психология, суды, наука, образование.

Любите друг друга. gospodbog.com

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Если люди не способны придумать что-то новое, то как тот же Галилей придумал телескоп? Аналогов в природе нет. Опять же алфавит, преимуществами которого мы здесь все пользуемся.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
mr g

Вы придумали эти кубики, но пользы почти никакой, проще написать краской. А так идея неплохая. Вам надо как то из этих кубиков не текст составлять, а какие то полезные штуки вроде сантехники, может трубы как то прокладывать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чукча в танке

Кто все эти люди? Почему они несут эту дичь? Зачем Россельхозбанк
публикует эту откровенную профанатскую хрень?

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Ну Россельхозбанк просто пиарится, типа какой он продвинутый про технологии и стартапы знает. Вот зачем пиариться госбанку, вся функция которого это выдача дешёвых кредитов фермерам, это большой вопрос, наверное у них свой Греф завелся.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Павлов

Эксперты считают, что к 2024 году финансирование может сократиться ещё вдвое.
и тогда стартапов вообще не будет

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

потому что никто нев ерит в развитие, все берегут деньги на черный день или бегут с ними

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Да, теперь развитие только на свои или отмывать бабло через стартапы-прокладки. Халява закончилась

Ответить
Развернуть ветку
gospodbog.com

Идея для бизнеса - стартап по обучению Выращивания собственного урожая. Юный натуралист. Помогите людям стать ближе к реальности и подарите свободу и независимость.

Ответить
Развернуть ветку
Телячья ярость

"привлекать предпринимателей с готовой бизнес-идеей"
Что значит с "готовой бизнес-идеей"? Тетя явно не в курсе, что происходит

Ответить
Развернуть ветку
Уроки фотошопа

Спасибо за советы!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov
Как понять, что идея не взлетит

легко!

Postilla — сервис для управления кафе и ресторанами.

полная хрень, для маленьких непригодна, большие уже наладили какую-никакую систему управления

менять ее долго и муторно, да и не входит система управления в топ проблем у общепита

Кофейная плантация

идея на уровне купить недвижку и сдавать в аренду, только с маржинальностью в 3 раза больше, с рисками в 30 раз больше и в 300 раз большим гемороем

так себе идея

запуска ИТ-сервисов по запросу предпринимателей

вот это нормальная тема, купил разрабов по 1000 за час, продал за 5000

фермерское хозяйств

это скорее образ жизни, чем бизнес

но из всего что было представленно выглядит симпатичнее всех

Итого, победитель ферма, ура!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Мои стартапы начинаются примерно так :
Руководитель:
-Прошлый раз ты был без штанов. Пуговицу пришил?
-Покажи!
Отлично! Пришей такую же Сереге, он тоже без штанов.
Дизайнер:
-Покрасить и наклеить стразы и в серию.
Конкуренты:
-У них инновации. Копируем, улучшаем.
PR:
-Сообщите в сми о новом тренде.
Через год на китайском рынке:
-Смотри какие пуговицы начали делать!
😆

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда