Приложения на телевизорах: чем они отличаются от мобильных

С какой стороны подойти к разработке, и в чём головная боль — рассказывает менеджер по продукту видеосервиса Wink.

Приложения на телевизорах: чем они отличаются от мобильных

Многообразие телевизоров: от квадратных до «умных»

Из всех телевизоров, которые мы подключаем к интерактивному телевидению, 40% — это устройства с квадратным разрешением 4:3. Но их владельцы постепенно переходят на недорогие китайские плазмы, работающие на Android — те стоят 10-15 тысяч рублей и относительно доступны, поэтому доля престарелых телевизоров сужается.

Из остальных 60% можно выделить пласт телевизоров конца нулевых: это широкоформатные экраны, с хорошей картинкой и звуком, но они всё ещё не поддерживают приложения — таких около 7%. Оставшиеся 53% относятся к Smart TV.

Smart TV — это маркетинговое название технологии, как 4K. Название подразумевает, что эти телевизоры можно подключить к интернету и устанавливать на них приложения. Внутри этого сегмента широкая «палитра» производителей: недавно там появился даже Xiaomi. Сюда же относятся и телевизоры с операционными системами на базе Android: либо телевизионного, либо мобильного, но адаптированного под пульт — в обоих случаях можно что-то установить и даже поиграть в игры.

Было заметно, как с рынка пропали телевизоры Philips и Toshiba, но они возвращаются с разработкой, сделанной на базе оболочки браузера Opera. По аналогии с Google Chrome, который сделан на движке Chromium — тот распространяется свободно и его используют в массе разных индустрий.

В основном рынок делят между собой Samsung и LG. У каждого гиганта есть своя операционная система — это Tizen и WebOS и свои магазины приложений. Следом по популярности — Android TV, а замыкают четвёрку операционные системы на Linux.

В середине десятых телевизоры пережили бурный рост: мы заметили, что российские зрители всё чаще включали голубой экран по сравнению с компьютером. В тот момент телевизоры стали доступнее, а ещё случился экономический кризис. Люди побежали за «седьмой плазмой» себе в однушку — сберечь деньги или продавать их потом на «Авито». У многих до сих пор стоят эти устройства.

Несмотря на громкое название, по железной «начинке» телевизоры Smart TV напоминают скорее медленные смартфоны — у них немного оперативной и встроенной памяти, не лучшие средства обработки. Их особенность в том, что всё заточено на проигрывание видео, поэтому телевизоры с трудом справляются с большими картинками, анимацией и современными интерфейсами в приложениях.

Часть аудитории, которая при покупке представляет себе «умный космолёт», разочаровывается, когда приложения тормозят или не запускаются из-за невысокой производительности.

Но технологические гиганты не видят смысла ставить в телевизоры более совершенную «начинку»: там не развит рынок игр, а пользователи, как правило, докупают приставки — Apple TV, PlayStation или ростелекомовскую.

Развитие рынка приложений притормаживает основная телевизионная аудитория — она достаточно возрастная и с осторожностью относится ко всему новому. Если в приложениях появляются эксклюзивные сериалы или спортивные трансляции, то привыкание идёт легче. Поэтому продавцы телевизоров нередко раздают промокоды, отправляя зрителей в приложения.

Последние исследования показывают, что взрослая аудитория пересаживается на планшеты — с одной стороны, они покидают телевизоры, с другой — активнее приобщаются к приложениям и переносят этот опыт.

Разработка телевизионного приложения: тонкости и ограничения

Всё начинается с постановки бизнес-требований: что будем показывать, с каким минимальным набором функций можем стартовать.

Затем одновременно начинают работать дизайнеры и разработчики. Их взаимодействие критически важно даже на этапе, когда ещё ничего не сделано — иначе мы нарисуем интерфейсы, которые нельзя будет воплотить.

Приложения на телевизоры разрабатываются совершенно с нуля, потому что на других устройствах, смартфонах в частности, другая архитектура. Дизайн тоже рисуется с чистого макета — нельзя взять мобильный экран и просто растянуть его по ширине плазмы.

Общаться с техподдержкой производителей самих телевизоров не нужно: достаточно зарегистрироваться на их сайтах для разработчиков — заполнить нужные поля и подтвердить документами, кто мы есть. Затем мы получаем доступ к документации, где описаны технические требования, методы воспроизведения видео или коды для кнопок. Всё это в открытом доступе, правда, на английском.

Основной нюанс при разработке — другое поведение пользователя. На смартфонах все привыкли листать, тапать, свайпать. А приложения под Smart TV больше похоже на сайты времён WAP — раннего мобильного интернета. Навигация в телевизорах осуществляется в духе «вниз-вправо-назад». Поэтому разработкой на каждой платформе занимается своя команда: кто-то делает приложения под iOS, другие — под телевизоры.

Пересадить разработчика делать приложение Smart TV после Android невозможно: разные механизмы вещания, архитектура кода, управление. Нельзя сказать, что телевизионные приложения — это начальная ступень для разработчиков: это очень своеобразная среда, в которую нельзя моментально попасть, ещё вчера верстая лендинги на HTML. Там тоже есть бэкенд, а также сложный код, скрипты и взаимодействия с пультами.

Первый макет главного экрана был нарисован в ноябре 2017 года
Первый макет главного экрана был нарисован в ноябре 2017 года

Пульт — это доминирующее устройство ввода на телевизорах. Крайне редко можно встретить пользователей, которые подключают клавиатуру и мышь. Сейчас у всех пользователей либо аэромыши — пульты, которые улавливают движения руки в воздухе, — либо стандартные пульты с четырьмя кнопками-стрелками или джойстиком. С их помощью на экранной клавиатуре вбиваются запросы, номера телефонов или другие не очень объёмные тексты.

Аэромышь в работе

С дизайном попроще: исполнители могут перемещаться между командами. Но рисовать нужно практически с нуля: можно унаследовать цвет кнопок, но скопировать и вставить «чужой» элемент уже тяжелее. А моя задача — проследить, чтобы продукты не разбежались друг от друга по функциям и внешнему виду. В этом помогает общая дизайн-система: набор правил и инструментов по графическому оформлению.

Преимуществ большого экрана для дизайна практически нет: на телевизорах, как правило, такие же разрешения, как и на компьютерных дисплеях — просто пиксель больше. Не стоит надеяться, что большой экран позволит вместить много элементов и информации. И нужно учитывать, что пользователь смотрит телевизор с трёх метров от экрана, поэтому вся информация должна быть читаемой без подхода поближе.

В плане денежных операций телевизионная разработка ничем не отличается от других платформ. На телевизорах есть свой платёжный интерфейс, а устройство хранит лишь куки авторизации и статус приложения — запущено оно или нет. В остальном, все данные сразу уходят через защищённый платёжный шлюз в банк — как на телефонах.

Раньше у аудитории был определённый страх что-то оплачивать прямо в телевизоре: пользователи предпочитали относить деньги в кафе или магазины, где стояли платёжные терминалы. Второй вариант — привязывали номер телефона и оплачивали прямо с мобильного баланса, несмотря на комиссии. Но всё это уходит в прошлое, зрители всё чаще обращаются к банковским продуктам и не стесняются делиться номером карты.

Процесс: релиз в магазине приложений

В 2012 году любое приложение на телевизоры можно было опубликовать за неделю, но и количество откровенно «удивительных» разработок было велико. Теперь основные производители, Samsung и LG, заметно усложняют процесс ревью — процесс проверки приложений на ошибки. Эта ситуация противоположна мобильному рынку, где Apple и Google стараются ослабить контроль.

Сейчас до запуска нового приложения проходит около месяца, а на каждое обновление уходит до трёх недель. Это долго, но после трёх-четырёх ревью начинаешь привыкать.

На обзор отправляется сама сборка приложения, а также список популярных пользовательских сценариев: как перемещаться по разделам, оплачивать контент. Для проверок мы прикладываем реквизиты тестовой банковской карты, на которой обязательно должно быть достаточно денег. Помимо этого, мы должны указать, на каких телевизорах приложение вообще должно работать. Вся необходимая информация укладывается в презентацию.

Следом в консоли разработчиков, где мы регистрировались, меняется статус. Там мы ждём изменений и наблюдаем, как с карты списываются деньги — тестеры пробуют покупки внутри приложения. Возможна такая ситуация: сбой произойдёт на стороне банка, а приложение вернётся к нам с критическим замечанием — «нельзя ничего купить». Тогда нужно будет проходить процедуру заново.

Тестеры LG и Samsung крайне негативно воспринимают любые наши правки во время ревью. И просят о такой сборке, чтобы дистанционные изменения вообще нельзя было внести. Но послабление есть у Samsung: если приложение не работает на конкретной модели, можно отправить сборку с исправлениями под группу телевизоров, куда она входит.

Ошибки, которые находят тестеры, делятся на две группы: критические и минорные. Если есть хоть одна критическая, приложение не будет опубликовано. К ним относятся серьёзные проблемы: нельзя авторизоваться, проиграть видео, что-то купить. Тестеры запишут на видео и саму ошибку, и пошагово покажут, как на неё наткнулись.

Процедуры проверки у всех свои — кто на что горазд. С Samsung произошёл самый экзотический случай: они выдёргивали интернет-кабель на разных этапах работы приложения и получали целую палитру ошибок. Но не факт, что при следующем обзоре они займутся тем же самым. Возможности апеллировать к их методам у нас нет, разве что в консоли написать «ребят, это бредятина».

Самое невыносимое — когда у новых телевизоров появляются особенности, которые не описывают в документации. И просьбу рассказать подробнее они тоже могут проигнорировать.

— А где это в документации?

— Ну, нету.

Пример такой особенности — обязательная поддержка аэромыши на устройствах LG. Если где-то она работает неправильно, то устранение ошибки превращается в ад: претензии есть, а образца работы — нет.

Коллекционировать все подряд телевизоры мы тоже не можем, хотя имитируем поведение российского покупателя — смотрим на отзывы, соотношение цены и качества, приобретаем популярные устройства. Сейчас наш парк составляет около 25 моделей, часть из которых пришлось искать на «Авито» — производитель уже снял их с производства.

Ещё один нюанс: нам не сообщают заранее об обновлении заводских прошивок. Они тихо установятся, а наше приложение перестанет работать сразу на всех актуальных моделях.

— А что случилось? Почему не работает?

— Да и не должно, мы обновили прошивку.

Если зайти в гости уже к нашим тестерам, можно увидеть, как они часами водят по экранам аэромышками, выдёргивают провода или пробуют воспроизвести ошибки, но для целостности нервов лучше к ним не врываться.

У Samsung и LG есть русские бизнес-представительства, а у LG даже и техподдержка с тестовой лабораторией. Обзор они всё равно сделают в Корее, но предварительно могут посмотреть у нас — там сидят придирчивые ребята, зато после их обзора проще на основном этапе.

Samsung работают скорее в режиме «отписок»: единственный способ обращения — через основной портал. Возможно, на «тикеты» когда-нибудь ответят. С Android таких проблем нет — после первого обзора релиз всегда будет занимать четыре часа.

<p>Так выглядит общение с техподдержкой Samsung в консоли</p>

Так выглядит общение с техподдержкой Samsung в консоли

С минорными ошибками стартовать можно, достаточно поставить галочку, что мы согласны с ними запуститься. Поправлять их необязательно, иногда достаточно отметить, что ошибка — на стороне производителя. Был случай, что в минорную ошибку от LG попала упущенная точка в описании приложения.

Во время обзора не смотрят на дизайн: тут у нас развязаны руки, а производителям всё равно, какие цвета мы используем и что запрашиваем у пользователя. Жёстких требований всего два:

  • Совпадающее разрешение, потому что телевизионные приложения не умеют адаптироваться под размер экрана.
  • Нельзя показывать взрослый контент без предупреждения, а эротику — совсем нельзя.

Контент они точно будут просматривать, поэтому IP-адреса тестеров нужно добавить в белые листы. Каждый фильм они смотреть не станут, но пробегутся по разделам. Недавно они наловчились использовать поиск и специально отыскивают запрещённые их правилами фильмы, либо убеждаются, что приложение вовремя запрашивает возраст.

Любопытно, что в магазинах телевизионных приложений совсем не развита рейтинговая система. Есть только звёздочки, но что-то по ним понять невозможно — магазины не отдают статистику по количеству проголосовавших зрителей.

Если пользователь совсем недоволен, он идёт жаловаться в App Store или Google Play — там легче ввести отзыв, несмотря на то, что это вообще другое приложение. Классикой стало, что люди жалуются на платный контент — обвиняют приложение на Smart TV в желании нажиться и снижают наш рейтинг в магазине Apple.

<p>Кроссплатформенная претензия от пользователя</p>

Кроссплатформенная претензия от пользователя

Самым эффективным способом получить обратную связь остаётся личное сообщение по заполненным полям в профиле — отправить письмо на почту с просьбой оценить работу, например.

Что ждёт телевизоры дальше

Модель потребления телевизионного контента забронзовела и вряд ли изменится в будущем. Все смотрят телевизор либо перед сном, либо фоном — наши приставки порой отдают статистику, что телевизор не выключают неделями. Он не станет чем-то большим, и не приобретёт экзотические ответвления.

С другой стороны, этот сегмент станет «вкуснее»: людей раздражает пиратский поиск контента и ходьба с флешкой туда-сюда, особенно, если файлик в итоге не проиграется. Теперь куда проще просто купить новинку кино или сериал прямо в приложении на телевизоре.

Основные изменения будут касаться качества изображения: станут популярны 8K-телевизоры, будут совершенствоваться матрицы и технологии подсветки. Нельзя сказать, что это кардинальные изменения, но цветопередача и детализация станут лучше. Из последних маркетинговых фишек — разработка гибких экранов и использование телевизора, как настенной картины.

Телевизор-картина в раме. При помощи сенсора он подстраивает свою яркость под окружение

Железо в телевизорах будет ритмично двигаться вперёд — для высокого качества изображения понадобится более мощный процессор и больше оперативной памяти.

Вполне возможно, что телевизоры станут органичной частью «умных» домов, но не начнут играть центральную роль. Логично, что её забрали себе колонки — в аудиосистемах всё крутится вокруг качества звука, поэтому именно там и зародились голосовые ассистенты. На телевизоре первостепенна картинка, но речевые команды там тоже есть — мы уже наблюдаем микрофоны в новых пультах.

А вот камеры в телевизорах уже были — это пройденный этап. В телевизорах LG ещё пять лет назад можно было переключать каналы по взмаху рук. Ещё телевизоры с камерой могли понять, что перед ними никого нет и выключиться, а зрители использовали камеры для общения в Skype. Это осталось игрушкой, как и 3D-очки: сложно обучить пользователя новым паттернам поведения — взмахам рук.

2222
13 комментариев

По-моему скайп с телеков зря убрали (хотя это ограничение самого Скайпа в случае с Самсунгом).
Простой пример: хочется пообщатьсья с бабушками-дедушками. Купил такой телек (со встроенной камерой или отдельной), показал куда 2 раза кликнуть и готово.

Общайтесь каждыйми вечерами.

Вместо этого приходится покупать комп (планшет) и объяснять куда тыкать. Причём планшет для них служит только для скайпа и не более, остальное время он простаивает.

5
Ответить

Вторая мысль.
За последние 5 лет не использовал телевизор практически.
Только для того, чтобы посомтреть фильм (но там игры с подключением планшета, компа и т.д).

Сейчас очередной переезд и думаю, а нужна ли мне плазма за 400-1000 евро, чтобы включать её 1 раз в неделю.

1
Ответить

А сколько осталось времени до закрытия Wink? Год, два, три или? Интересуют мнения VC аудитории.

1
Ответить

Спасибо, интересно было. Понял две вещи
- как разработчик, лезть сюда не буду
- как потребитель, не буду надеяться, что телевизор сам по себе запустит какой-нибудь Galaxy on Fire. Хотя игрушка старая, может и пойдет )

Просто на телефонах звездные космосимы не передают такой эпичности, только ради этого думаю, что пора взять хотя бы планшет )

1
Ответить

во многих смартах даже реклама их подвешивает, а не то что игрушка

Ответить

Открою секрет. Планшет и даже мобильный телефон интерфейсно отличаются от ТВ только наличием одного дополнительного состояния — «Focused». Размеры компенсируются расстоянием взаимодействия с устройством, и больше никакой разницы между ними нет. Т.е. мы берём дизайн мобилы и ставим в телек прям как есть. Вот прямо как на первой гифке, прям из одного UI-кита или дизайн-системы. Мало того, тоже самое и с Apple TV, Android TV, PS4, xBox, Roku и т.д.

Ответить