{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Госуслуги через ВКонтакте: как, зачем и что получилось

Всем привет! Я Марья Мазаева, работаю в РТЛабс руководителем направления бизнес-анализа мини-приложения «Госуслуги Авто» в соцсети ВКонтакте. Расскажу, как и зачем мы провели интеграцию двух цифровых гигантов и запустили доступ к государственным услугам прямо через мини-приложение ВКонтакте. Покажу, что получили в итоге, и поделюсь планами.

Если вам интересны технические подробности, пишите об этом в комментариях, и мы расскажем о них в нашем блоге на Хабре.

Почему мини-приложения ВКонтакте

Несколько лет назад ВКонтакте запустил свою платформу для мини-приложений с различным функционалом. Это приложения, которые не нужно отдельно устанавливать на телефон, ими можно пользоваться прямо через соцсеть.

Людям мини-приложения понравились, их стали активно использовать. В 2022 году число мини-приложений увеличилось на 73% по сравнению с 2021, а их ежемесячная аудитория приблизилась к отметке в 40 млн.

Возникла идея, что было бы здорово получать государственные услуги, не выходя из соцсети. Ведь далеко не все постоянно пользуются Госуслугами, зато очень многие используют ВКонтакте — среднемесячная аудитория соцсети 75,7 млн человек, ежедневная — 49,1 млн. Такой высокий аудиторный охват оказался весьма привлекательным, чтобы провести социальный эксперимент и попробовать изменить представление пользователей об оказании государственных услуг.

Мини-приложения идеально подходили, чтобы обеспечить омниканальность для сервисов Госуслуг — дать пользователям доступ к услугам из разных каналов. Люди получат возможность пользоваться государственными сервисами там, где привыкли проводить время.

Какие принципы были важны

  • Безопасность

Самым важным и трудоёмким в проекте было обеспечение безопасности персональных данных на 100%. В процессе работы с приложением пользователь видит свои данные на экране. Но поскольку мини-приложение работает как веб-сервис, эти сведения не передаются соцсети. Обмен ими происходит только между мини-приложением и Госуслугами, ВКонтакте не получает никакие персональные данные пользователя

  • Доступность

Необходимо было обеспечить высокую доступность и скорость работы сервиса, чтобы пользователь не сталкивался с контрастом, когда в мобильном приложении «Госуслуги» всё происходит быстро и удобно, а в мини-приложении «Госуслуги» ВКонтакте — долго

  • Качество

Требовалось обеспечить качество не ниже, чем у мобильного приложения «Госуслуги». А лучше даже превзойти его

Что делали

1. Выбрали для работы мобильное приложение «Госуслуги Авто», где можно предъявлять водительские права и СТС в виде QR-кода. Это новый сервис, который очень востребован в рамках цифровизации госсервисов. Он довольно популярен среди пользователей и реализован по самым строгим стандартам — достойный пример для первого экспериментального мини-приложения

2. Создали собственную отдельную информационную систему для обмена данными с ВКонтакте. Прежде никто ничего подобного не делал, и это заняло большую часть времени. Система спроектирована так, что наше мини-приложение ВКонтакте получилось настолько же безопасным, как мобильное приложение «Госуслуги»

3. Создали новый способ авторизации, который позволяет войти в аккаунт Госуслуг, не выходя из ВКонтакте. В его разработке участвовало одновременно 5 разных команд РТЛабс и ВКонтакте

Новый способ авторизации

4. Создали тестовую группу добровольцев для первичной проверки работоспособности и провели коридорное исследование. Респонденты пользовались мини-приложением, рассказывали, что было непонятным или неудобным. Только после доработок по таким отзывам мы выпустили приложение для широкого круга пользователей

Что получилось

В результате активной и слаженной работы всех пяти команд удалось создать первое в своём роде мини-приложение с возможностью пользоваться Госуслугами, не выходя из мобильного приложения ВКонтакте.

Основные функции сервиса

  • Просмотр информации об автомобиле — общий экран, где отображается марка, модель, номер и другие сведения об авто, а также есть переход к остальным опциям

Просмотр информации об автомобиле

  • Предъявление водительских прав и СТС в виде QR-кода — эта функция удобна для водителей, но пока не принят закон, позволяющий обходиться только QR-кодом. Инспекторы вправе требовать бумажные документы, следует иметь их при себе

Предъявление водительских прав и СТС в виде QR-кода

  • Просмотр информации о документах — в приложении есть реквизиты документов на автомобиль, это удобно, когда нужно заполнить какую-то форму или заявление. Также можно скачать полную информацию об авто, например о его юридической чистоте, истории регистрационных действий и технических данных

Информация о документах в мини-приложении
  • Передача права управления другому водителю — для этого у обоих водителей должно быть приложение «Госуслуги Авто» с заполненными личными данными и данными водительских прав. Чтобы оформить передачу, владелец авто вводит у себя сведения о новом водителе и его правах. Новый водитель сможет управлять машиной и показывать СТС в виде QR-кода сотруднику ГИБДД. Это возможно, только если новый водитель вписан в страховку или страховка открытая. Пока не внесены изменения в ПДД, бумажные документы ему также следует иметь при себе

Передача управления другому водителю

  • Перемещение автомобиля в архив ТС — в течение 30 дней данные о проданном или утилизированном автомобиле будут под рукой, если они понадобятся

Перемещение автомобиля в архив ТС

Успешный запуск мини-приложения «Госуслуги Авто» в соцсети ВКонтакте доказал, что оказание государственных услуг через социальную сеть возможно, и открыл дорогу для внедрения новых полезных сервисов.

Через 2 недели после запуска ежедневная аудитория мини-приложения уже достигала 25 000 человек ежедневно. Самый большой интерес к мини-приложению проявили жители двух крупнейших городов России — Москвы (19,6%) и Санкт-Петербурга (13,7%). Далее самыми активными оказались пользователи из Екатеринбурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода (по 3%). Активность по остальным регионам не превысила 1%.

Какие выводы сделали

Мини-приложения ВКонтакте — сервисы с особой спецификой. Следует не просто копировать классические приложения, а воспользоваться возможностями, которые даёт именно эта платформа:

— применить коммуникационные свойства соцсети, чтобы пользователи могли связываться друг с другом

— присылать людям через соцсеть уведомления по вопросам, которые касаются тематики мини-приложения. Например, о перемещении машины из-за уборки снега

Таким образом можно получить совершенно новый продукт — более удобный и многофункциональный

Что дальше

В планах у РТЛабс и Минцифры активное расширение возможностей приложения в 2023 году. Уже запущен сервис «Запись к врачу» и «Запись в кружки и секции», а в ближайшее время будет реализован «Электронный дневник» для школьников, и всё это — не выходя из ВКонтакте. Про эти сервисы мы напишем в следующих статьях в ближайшее время.

Мы также планируем интеграцию с Госпабликами — сообществами в соцсети, которые теперь есть у государственных организаций. Это даст возможность пользователям не только ознакомиться через паблики с новостями и новыми услугами госучреждения, но и тут же ими воспользоваться.

А какие у вас есть идеи? Что вам было бы удобно или интересно реализовать не выходя из соцсети? Какие Госуслуги вы хотели бы получать таким образом?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда