Искусственный интеллект в музыкальной индустрии: аватары артистов и робот в жюри музыкального конкурса

Использование высоких технологий в ивент-индустрии давно стало реальностью. Сегодня они позволяют сделать шоу более зрелищными, объединить на онлайн-платформах зрителей из разных стран, а также оптимизировать многие процессы. Как IT-разработки вплетались в креативную отрасль, и какова связь виртуальной реальности и музыкальной индустрии сегодня?

Немного истории

Вот уже почти 70 лет предпринимаются попытки по интеграции IT-технологий в музыку.

Первая композиция, 17-секундуная «The Silver Scale», сгенерированная компьютером, появилась еще в 1957 году. И это положило начало новому большому направлению в программировании.

На протяжении второй половины XX века родилось множество алгоритмов, создающих музыку, например, способные на джазовые импровизации GenJam и GenBebop. Научился искусственный интеллект генерировать и симфонические произведения. Одной из таких программ стала Iamus, создавшая в 2011 году композицию «Hello World!». А в 2017 году «Яндекс» представил нейросеть, пишущую музыку в стиле композитора Александра Скрябина.

Не осталась в стороне и популярная музыка. Для проекта «Утерянные записи Клуба 27», нейросеть написала ряд песен в стиле Курта Кобейна, Эми Вайнхауc, Джима Моррисона и других звезд, покинувших мир в молодости. Музыка и тексты сгенерированы на компьютере. Но вот вокал искусственному интеллекту пока не под силу, так что поют за ушедших легенд ныне здравствующие люди.

В начале XXI века шоу-бизнес стали покорять виртуальные музыканты без живых прототипов. К примеру, альбом «I Am AI» американской певицы и актрисы Тэрин Саузерн создан совместно с музыкантом под псевдонимом Ампер, который оказался не чем иным, как компьютерной программой.

Искусственный интеллект и рекомендательные сервисы

На умении искусственного интеллекта анализировать стилистику композиторов и их творения строится большая группа музыкально-цифровых проектов: а именно стриминговые рекомендательные платформы.

При этом важно отметить, что с музыкальным контентом ИИ работать сложнее, чем с текстом, уже являющимся закодированной в символы информацией, или изображением, являющимся малым объемом данных. Звук же по-прежнему остается сложным для анализа алгоритмом материалом за счет многослойности, отсутствия четких временных интервалов и большого веса. Но процессы постоянно совершенствуются. И в начале 2000-х появились первые рекомендательные музыкальные сервисы.

В массовом применении искусственный интеллект стал незаменимым, в первую очередь, в вопросах систематизации и персонализации всего огромного объема музыкальных произведений, хранящихся на стриминговых платформах и в интернет-проигрывателях. Например, в Apple Music доступно более 75 миллионов композиций, в Deezer можно найти 73 миллиона песен, а в Spotify хранится более 50 миллионов треков. ИИ позволяет каждой композиции найти своего слушателя.

Воспользовавшись имеющимися наработками и навыком компьютера анализировать, сопоставлять, ранжировать треки в соответствии с заданными характеристиками, интересный эксперимент решила провести «Русская Медиагруппа». В начале осени медиахолдинг запустил вокальный конкурс «Музыкальный кастинг»: жюри, состоящее из программных директоров и музыкальных редакторов, отбирало лучших молодых исполнителей, которых поддержит в развитии музыкальной карьеры. Одним из членов жюри стал Искусственный Интеллект, построенный на базе технологии Core Sound. Конечно, определить победителя вокального конкурса Искусственный Интеллект не должен был. Перед ним стояла задача первичного отбора композиций.

В то время как еще 10 лет назад у художественного совета из нескольких человек ушли бы месяцы, чтобы отслушать несколько тысяч треков, искусственный интеллект позволил осуществить эту работу за несколько часов.

За счет алгоритмов нейронных сетей и процессоров Apple Music ИИ определяет качество музыкальной композиции. Он анализирует аудиофайлы продолжительностью от 15 секунд до 10 минут и сравнивает их с песнями из ТОП-100, уже звучащими в эфире радиостанций.

Таким образом искусственный интеллект на сегодняшний день можно использовать для прогнозирования соответствия музыки вкусу целевой аудитории. Сопоставляя предпочтения слушателей и новые треки, задействованный «Русской Медиагруппой» алгоритм отсеивал неподходящий контент, оставляя на суд жюри только релевантные композиции.

Пресс-служба "Русской Медиагруппы"
Пресс-служба "Русской Медиагруппы"

Искусственный интеллект выходит на сцену

Шоу-бизнес начал эксплуатировать технологию искусственного интеллекта и цифрового Альтер-эго звезд не только для создания и анализа аудио, но и для создания невиданного доселе «видеоряда». Технологии дополненной и виртуальной реальности нашли свое применение уже в конце 2010-х. Например, в рамках первого фестиваля VR в 2018 году на платформе High Fidelity состоялось выступление аватара диджея Томаса Долби. Год спустя скрипачка Линдси Стирлинг превратила зрителей – обладателей в VR-шлемов – в светлячков, а сама сыграла для них концерт в сказочном лесу. Еще несколько успешных VR-концертов прошли на базе культовой игры Fortnite. Одним из первых музыкантов, представивших публике свой аватар, стал диджей Marshmello. Его примеру последовали Travis Scott и Ariana Grande.

Но одна из самых громких новостей, связанная с 3D-реальностью и музыкальной индустрией, прозвучала совсем недавно. И, конечно же, это воссоединение легендарного шведского квартета ABBA и анонсированный ими концерт, который состоится в Лондоне в 2022 году.

Всем вокалистам коллектива сегодня перевалило за 70 лет, но голоса их, как прежде звонкие и притягательные. Группа записывает новые песни, но на сцену перед многотысячной аудиторией выйдут не сами артисты, а их аватары – такие, какими были члены культовой четверки в 70-е годы. Небольшое превью будущего шоу уже можно увидеть в Instagram группы.

То, что технологии AR сегодня – один из главных трендов во всей медиа и ивент-индустрии, подтверждает и недавняя презентация ребрендинга популярной социальной платформы Facebook. Провел ее аватар Марка Цукерберга, почти ничем не отличимый от реального человека: чем не свидетельство того, что будущее настало?!

1
Начать дискуссию