Чек-лист по SEO-анализу конкурентов: быстро, кратко, емко

Логично, что перед началом SEO-продвижения нового проекта нужно понять, а что вообще происходит на рынке в онлайн-сфере: кто является потенциальным конкурентом, как с ним соревноваться, что у него есть, чего нет у клиента и пр. Специалисты компании Сайтодром, то есть мы, подготовили для вас чек-лист (или, по-русски выражаясь, список) работ, которые в обязательном порядке должны быть включены в анализ конкурентов перед продвижением. Причем скажем не только, что делать, но и как потом использовать результаты анализа.

Чек-лист по SEO-анализу конкурентов
Чек-лист по SEO-анализу конкурентов

1. Определение конкурентов

Это можно сделать двумя простыми способами:

  • в поисковой выдаче;
  • при помощи специализированных сервисов.

В первом случае все просто: заходите в поисковик в режиме инкогнито, выбираете нужный регион, забиваете несколько высокочастотных и среднечастотных запросов и смотрите сайты конкурентов в топ-10. Отсюда можно и нужно исключить маркетплейсы, агрегаторы, справочники и прочие подобные ресурсы. Те сайты, которые наиболее часто попадают в выдачу по разным запросам, и будут вашими конкурентами.

А что касается специализированных сервисов, они позволят существенно ускорить процесс поиска конкурентов. К примеру, инструмент "Анализ сайта" от Megaindex или "SEO-анализ-Конкуренты" от Serpstat в течение нескольких секунд проанализируют сайт и выдадут список тем, с кем стоит посоревноваться.

Но все же мы рекомендуем отбирать конкурентов вручную по высокочастотным и среднечастотным запросам в разных поисковиках. Такой метод, как показывает наша практика, самый точный и результативный.

Юлия, SEO-специалист компании Сайтодром
Лучший инструмент для сеошника - руки. В том числе и для анализа конкурентов
Лучший инструмент для сеошника - руки. В том числе и для анализа конкурентов

2. Определение возраста домена

Здесь уже без сервисов не обойтись, и поможет в этом любой сайт, который вы найдете в поиске по запросу "определить возраст домена". Принято считать, что сайты на многолетних доменах выше ранжируются в поиске. С Яндексом, может, и так, но в Google не так давно подтвердили, что возраст домена перестал быть фактором ранжирования.

3. Определение количества страниц в индексе

А вот это важный фактор - чем больше страниц индексируется, тем выше будет ранжироваться ресурс. Делается это просто: вводите в поисковую строку оператор site: и название сайта. Выглядит это примерно так:

Определение количества индексируемых страниц в Google
Определение количества индексируемых страниц в Google
Определение количества индексируемых страниц в Яндекс
Определение количества индексируемых страниц в Яндекс

4. Определение посещаемости сайтов конкурентов

Здесь придется немного поработать с Excel: составьте сводную таблицу со следующими столбцами:

  • ресурс конкурента - указываем в строках урл;
  • трафик в месяц;
  • источник трафика - отдельно считаем органику и рекламу;
  • ключевые запросы и места, по которым конкурент находится по ним в топе.

Выглядит это примерно так:

Сводная таблица по посещаемости сайтов конкурентов
Сводная таблица по посещаемости сайтов конкурентов

И не забудьте на первую строку в данной таблице поместить ресурс вашего клиента! Так вы сможете сравнить посещаемость. А взять данные о ней с чужих сайтов вы сможете при помощи сервиса Similarweb.

5. Заспамленность и трастовость

Сервис Checktrust поможет вам определить трастовость и заспамленность. Если траст у конкурентов очень высокий, возможно, придется пойти на такой серьезный шаг, как покупка нового домена с таким же высоким трастом для сайта клиента. Но это стоит делать только в том случае, если все остальные SEO-методы не покажут высокого эффекта. А если заспамленность слишком высокая, необходимо будет почистить внешние ссылки.

6. Хостинг

От его качества зависит успех продвижения в целом. Это и скорость загрузки, и безопасность и бэкап, и работа службы поддержки, и многое другое. Определить, на каком хостинге размещен ресурс, вам поможет практически любой бесплатный SEO-анализатор.

7. Мультиязычность и региональные поддомены

При анализе сайтов конкурентов обязательно подметьте:

  • есть ли на сайте языковые версии, сколько их, какие они - это может быть также важно с учетом анализа географии посетителей, региона продвижения, проживания целевой аудитории и пр.;
  • имеются ли ключевые гео-запросы в текстовом контенте, другие варианты привязки к географическому положению;
  • есть ли поддомены для SEO-продвижения по регионам.
Определите все гео-факторы, которые помогают продвигаться сайтам конкурентов
Определите все гео-факторы, которые помогают продвигаться сайтам конкурентов

8. Наличие SSL сертификата

Это обязательно для любого сайта, который что-то продает. Если пользователю необходимо вносить свои персональные данные для регистрации, заполнения заявки или оформления покупки, они должны быть надежно защищены.

9. Определение скорости загрузки

Важно выяснить, сколько времени уходит на прогрузку главной страницы, страниц основных категорий и подкатегорий, блога и прочих важных страниц. Необходимо учитывать скорость загрузки с ПК и мобильных устройств. Специализированный сервис PageSpeed Insights поможет не только определить скорость загрузки, но и выяснить причины ее увеличения, а также даст рекомендации по их устранению.

Почему большая скорость загрузки - это плохо? Пользователь может уйти со страницы, не дождавшись ее прогрузки, а это очень плохо для ранжирования.

10. Анализ структуры ресурсов конкурентов

На что здесь нужно обратить внимание:

  • если ли фильтрация по товарам и/или услугам;
  • предоставляют ли конкуренты те услуги, которых нет у сайта клиента;
  • ведется ли на сайте блог, и как часто там появляются новые статьи;
  • есть ли страницы, продвигаемые по низкочастотным запросам;
  • каковы основные и второстепенные категории;
  • есть ли отдельная страница с акциями и скидками;
  • есть ли всплывающие окна и пр.

11. Семантическое ядро

Необходимо проанализировать семантическое ядро конкурентов и определить, есть ли в нем ключевые запросы, по которым сайт вашего клиента не продвигается. Возможно, их нужно будет включить в семантическое ядро. Чтобы проанализировать ключевые запросы конкурентов, воспользуйтесь инструментом Serpstat "Анализ сайта-Анализ страниц-Сравнение УРЛ", и он покажет как общие, так и отличающиеся ключевые фразы на всех сайтах.

Тщательно проанализируйте семантическое ядро конкурентов
Тщательно проанализируйте семантическое ядро конкурентов

12. Анализ метатегов сайтов конкурентов

Не обязательно изучать все метатеги, достаточно будет посмотреть их на страницах:

  • главной;
  • категорий;
  • подкатегорий;
  • блога;
  • карточек услуг/товаров;
  • акций и спецпредложений и пр.

Особое внимание стоит уделить:

  • длине метатегов;
  • принцип построения метатегов - есть ли в них закономерность;
  • используется ли автогенерация, или метатеги прописаны вручную.

13. Анализ контента страниц и блога

Здесь особое внимание нужно обращать на то, какая информация размещается в определенных разделах. А также стоит изучать не только текстовый, но и фото-, видео- и прочий мультимедийный контент.

При анализе страниц обращаем внимание на:

  • подзаголовки H2 и H3;
  • объем текста;
  • наличие тега alt у изображений;
  • есть ли микроразметка;
  • используются ли медиафайлы и каким образом (например, видео загружается на сайт или размещается в виде виджета, а сам файл залит, например, на YouTube).

При анализе карточек продуктов обращаем внимание на:

  • структуру карточки;
  • возможность размещения отзыва или вопроса;
  • объем описания;
  • наличие фото- или видеообзора;
  • есть ли расширения по типу "вместе с этим товаром часто заказывают" или "похожие товары".

При анализе блога обращаем внимание на:

  • частота публикации статей;
  • их объем;
  • наличие оригинальных изображений;
  • количество опубликованных статей;
  • наличие видео;
  • какие ключи используются в статьях;
  • есть ли в блоге новостные статьи.
Тщательно анализируем контент на сайте
Тщательно анализируем контент на сайте

Подводим итоги

По завершении SEO-анализа конкурентов необходимо составить сводные таблицы по каждому из вышеперечисленных пунктов. А далее все просто: выявляете, по каким параметрам сайты конкурентов обходят ресурс вашего клиента, и делаете соответствующие выводы. Не факт, что каждый из этих факторов является решающим в выводе конкурента в топ, однако доработка сайта клиента точно должна включать оптимизацию по всем пунктам, чтобы продвигаемый вами ресурс ни в чем не уступал.

Надеемся, вы не очень устали, ведь мы старались максимально подробно, но кратко рассказать о таком масштабном и трудозатратном мероприятии, как анализ конкурентов перед SEO продвижением. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их в комментариях. А если вы - клиент, и вам нужно качественное SEO-продвижение, пишите нам в личные сообщения или заполните форму на нашем сайте.

Сайтодром в Дзен и Вконтакте

99
2 комментария

А еще важный момент не накручен ли сайт конкурента по ПФ-кам….если так, то ваши манипуляции по сео могут бы бесполезными

Ответить

Рано или поздно карма догонит сайт конкурентов и вынесет его прочь из поиска, так что остается только запастись терпением :)

Ответить