Восстание единорогов в Латинской Америке

GoTech Innovation начинает серию публикаций об инновационной экосистеме Латинской Америки.

По запросу различных корпораций, финансовых институтов и других организаций, а также для развития кругозора нашей команды мы постоянно исследуем инновационные экосистемы и технологические тренды в разных странах и регионах мира. Это помогает нам улучшать свою квалификацию в области скаутинга стартапов и предлагать качественный анализ того или иного рынка в разных географиях.

Отдельные материалы, основанные на этой работе, теперь будут появляться в нашем блоге. И первая остановка – Латинская Америка. В дебютной статье мы решили рассказать, как в регионе росло количество технологических компаний-единорогов, и на каких рынках они активно развивались.

Впечатляющие цифры

В Латинской Америке успехи технологических компаний уже невозможно не замечать. Их общая рыночная капитализация в 2022 году составляла 4% от всего объема валового внутреннего продукта континента, хотя еще пять лет назад она не превышала и 1%. В целом стоимость компаний из технологического сектора Латинской Америки, по данным Inter-American Development Bank, выросла с $7 млрд в 2010 году до $221 млрд в 2020 году.

Еще 8 лет назад в регионе было всего два стартапа-единорога. Сегодня их в 25 раз больше.

Согласно данным Endeavor и Glisco Partners, компании-единороги, базирующиеся на континенте, в 2022 году имели рыночную оценку в 18 раз больше, чем их среднегодовая выручка. В среднем статус единорога в Латинской Америке достигается в течение 7 лет работы на рынке, а наибольшее количество таких компаний были основаны в 2013 году.

Четырехлетний прорыв

Открыли латиноамериканский список единорогов выходцы из Аргентины. В 2007 году первым стартапом, достигшим капитализации в 1 млрд долларов, стал маркетплейс Mercado Libre. «Латиноамериканский Amazon» оставался единственным единорогом в регионе на протяжении 8 лет, после чего ему пришлось разделить это звание с онлайн-агентством путешествий Despegar (Decolar в Бразилии).

За следующие четыре года количество стартапов с рыночной стоимостью 1 млрд долларов увеличилось в Латинской Америке до 34. Особо успешным стал 2021 год – после выхода из пандемии инвестиционная активность на континенте достигла пика, что сказалось и на росте стартапов. За этот год в списке единорогов появилось 18 новых компаний – почти в 2 раза больше, чем за период 2019-2020 годов.

К началу 2023 года в Латинской Америке числится уже более 50 компаний-единорогов. В основном, они представляют сферы e-commerce и fintech. Например, предпосылками развития для fintech-стартапов стал тот факт, что 30-50% населения ведущих стран Латинской Америки испытывает недостаток финансовых услуг. Среди других направлений, в которых заняты единороги континента, — транспорт и логистика, туризм, proptech, телекоммуникации, видеоигры.

Примечательно, что руководители 18 стартапов-единорогов входят в список 500 самых влиятельных людей Латинской Америки по версии Bloomberg Línea.

Бразилия

В настоящее время две трети единорогов на континенте являются выходцами из Бразилии. Например, один из самых больших диджитал-банков в мире – Nubank. Компания была основана в 2013 году, а капитализации в $1 млрд достигла через 8 лет. В портфеле Nubank 75 млн пользователей, проживающих в трех странах – Бразилии, Мексике и Колумбии. Одним из инвесторов компании является холдинг Berkshire Hathaway, контролируемый Уорреном Баффетом. Концерн инвестировал в онлайн-банк $1 млрд.

Бразилия, помимо лидирующих позиций на континенте, является 9-й страной в мире по числу единорогов. 15-е место в этом рейтинге занимает Мексика.

Мексика

В середине прошлого года новым единорогом из Мексики стала компания Stori, развивающая сервисы для малообеспеченных групп населения в сегменте кредитных карт. Основная идея — предоставление людям без кредитной истории банковских карт, за обслуживание которых не надо платить. Сегодня у Stori около 1,5 млн пользователей по всей Мексике. Но в планах у компании выход на другие рынки Латинской Америки и достижение отметки в 100 млн пользователей.

2022 год вообще стал прорывным для мексиканских единорогов. Так маркетплейс по продаже автомобилей с пробегом Kavak отпраздновал серьезное достижение – присутствие в 10 странах мира. Новыми рынками для компании стали государства Средней Азии — ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Но за пределы Латинской Америки Kavak вышел на несколько месяцев раньше, когда стал оперировать в Турции. Сегодня компания считается вторым по уровню капитализации латиноамериканским единорогом после Nubank.

Аргентина

Несмотря на то, что эта страна подарила Латинской Америке первых единорогов, она не стала лидером по их количеству в регионе. Сегодня здесь находится десять компаний, достигших рыночной стоимости в $1 млрд.

Одним из «свежих» единорогов является разработчик программного обеспечения Globant, представленный в 23 странах на 4 континентах. 98% клиентов компании находятся за пределами Аргентины, среди них: FIFA, Disney, Google, Electronic Arts, Linkedin, Coca Cola, Santander, BBVA, PWC, Nike и другие. Совсем недавно с компанией могли познакомиться и в России – ее рекламные интеграции можно было увидеть во время футбольного Чемпионата Мира в Катаре, где Globant выступил партнером по организации трансляций матчей первенства.

Масштабное развитие Globant привело к тому, что среди стран Латинской Америки приоритетным для нее рынком стала не Аргентина, а Чили.

Чили

В прошлом году третьей компанией из Чили, получившей статус единорога, стал стартап BetterFly. Компания представляет сектор insurtech, а основная идея ее проекта – получение пользователями вознаграждений за здоровый образ жизни, которые затем можно направлять, в том числе, на благотворительность. BetterFly стартовал на рынках Чили и Бразилии, а в прошлом году вышла в Аргентину, Колумбию, Перу, Эквадор, Мексику, Панаму и Коста-Рику. Новые континенты BetterFly готовится освоить уже в ближайшие месяцы – очередными рынками для компании станут США, Испания и Португалия.

Колумбия

Эта страна, как и Чили, может похвастаться тремя единорогами. Один из них – компания Habi, основанная в 2019 году и достигшая капитализации в $1 млрд в течение следующих трех лет.

Habi представляет proptech и работает на рынках лишь двух стран: Колумбии и Мексики. Стартап предлагает собственникам недвижимости продажу своих объектов в течение 10 дней, причем все процессы сделки цифровизированы – от оформления ипотеки до получения свидетельства о праве собственности. Интересно, что представители компании оценивают ее не столько как proptech-стартап, сколько как fintech, называя себя самым большим ипотечным брокером в Колумбии. У Habi 18 000 клиентов в Колумбии, но компания готовится к экспансии в другие страны региона, планируя вырасти в 10-20 раз.

Уругвай

Это самый крупный экспортер программного обеспечения на душу населения в Южной Америке и третья страна на континенте по этому показателю в абсолютном выражении. ИТ компании Уругвая поставляют софт в 52 страны, а самым крупным для них рынком является США.

В 2020 году fintech-стартап dLocal стал первым единорогом, представляющим Уругвай. На это ему понадобилось четыре года с момента основания. dLocal развивает решения в области оплаты для таких компаний как Uber, Netflix или Amazon. Ее первым большим рынком стала Бразилия, а на момент получения статуса единорога компания была представлена в 20 странах, в том числе, на Мальте, в Израиле, Китае, США, Нигерии, Индонезии и Индии. Новыми рынками для себя в dLocal видели Центральную Америку и Юго-Восточную Азию.

Эксперты технологического рынка Уругвая считают, что после dLocal страна в ближайшее время может быть представлена еще тремя единорогами из сфер fintech, gaming и e-commerce.

Мнение. Ирина Калашникова, CEO и сооснователь GoTech Innovation:

Технологические компании в Латинской Америке активно развиваются в нишах, которые наиболее доступны широкому потребителю. Например, диджитал-банкинг, онлайн-продажи или доставка продуктов. С учетом близкой языковой культуры стран любой проект может беспрепятственно масштабироваться в рамках всего региона. Для становления бизнеса такая региональная экспансия является оптимальной возможностью. Следующим шагом, как мы видим, становится выход в испаноязычные и португалоговорящие страны за пределами континента. С другой стороны, часть компаний осваивает неявные на первый взгляд географии. Думаю, что в ближайшем будущем мы увидим дальнейшую экспансию латиноамериканских компаний за пределы региона. На континенте есть большое число быстро развивающихся стартапов, которые уже являются привлекательными для местного и зарубежного венчурного капитала.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда