Сотрудничество, благодарность и поддержка — «три кита» эффективной работы в команде

Привет! Меня зовут Мария Шкандала, я HR Business Partner в Quadcode. В HR я девять лет. За это время провела десятки тренингов по межкультурной коммуникации, лидерству, эмоциональному интеллекту, стресс-менеджменту и не только. И сегодня хочу поделиться опытом с вами.

В статье расскажу о трёх китах эффективной работы в команде: о сотрудничестве, благодарности и поддержке. Понятия простые и известные, но наверняка вам знакомы подобные размышления: «Можно попросить помощи у команды, но лучше я всё сделаю сам, так привычнее», «Вася молодец, но хвалить его не буду, а то загордится», «Вижу, что коллега чем-то расстроен, но не буду лезть, это его личное дело».

В статье я разберу преимущества сотрудничества, поделюсь чек-листом благодарности и памяткой по поддержке. Надеюсь, после этого вы сможете по-новому взглянуть на эти привычные понятия и чаще использовать их при работе с коллегами.

Сотрудничество

Первый кит — сотрудничество. Это совместная работа, при которой обе стороны получают какую-либо выгоду. Словом, сотрудничество — это когда мы можем построить дом самостоятельно, но привлекаем профессионалов, чтобы сделать это быстрее и качественнее. И в итоге остаёмся в выигрыше.

Для начала напомню об основных преимуществах сотрудничества, а потом поговорим о его базовых принципах.

Основные преимущества сотрудничества

— Новые идеи и личное развитие. В рамках 30-минутного брейншторма у команды могут появиться идеи, которые один человек не смог бы придумать за месяц. К тому же у каждого своё уникальное видение, свой опыт и своя творческая жилка. Когда мы всё это объединяем, то получаем такую богатую мозаику из идей, которую никогда бы не собрали в одиночку. И здесь уже мы сами обогащаем свой опыт, расширяем кругозор и привычный рабочий инструментарий.

— Вместе мы можем выполнить задачу быстрее и качественнее. Здесь легче объяснить на примере. У нашей команды HR BP был проект, в рамках которого нужно было провести опрос 250 сотрудников, а после этого структурировать и оформить результаты в Excel. Время на работу — два дня.

Кажется, что всё просто: написать 250 однотипных сообщений, а потом занести всё в табличку. Но есть нюансы: у сотрудников могут быть вопросы, на которые нужно ответить, кто-то забудет заполнить опрос, нужно будет напомнить. И таких нюансов много. Как выполнить задачу быстрее? Декомпозировать её: например, пять сотрудников могут отправить 50 сообщений, а не один — 250. Обработать результаты может шестой сотрудник, который больше всех любит создавать таблицы и строить диаграммы в Excel.

Конечно, задачу можно было бы автоматизировать: например, написать бота. Но это дополнительное время и привлечение технических специалистов (а на сам опрос у нас был один день), поэтому решили обойтись без автоматизации.

Базовые принципы сотрудничества

Основа — это доверие. Оно формирует комфортную и безопасную атмосферу в команде. Если вернуться к примеру выше: мы должны быть уверены в том, что пять наших коллег действительно отправят 50 сообщений и передадут результаты шестому, который сможет их оформить в срок.

На чём ещё строится сотрудничество:

— На возможности слышать и принимать чужую точку зрения. Человек должен быть готов взглянуть на что-то по-другому, даже если эта точка зрения далека от его собственной.

— На способности видеть в противоречиях не блокер, а ресурс. Самая простая реакция — раскритиковать точку зрения, которая не совпадает с твоей, и забыть о ней. Но если посмотрим под другим углом, то заметим, что разные точки зрения в команде — это безграничный ресурс, который всегда в доступе. Как сундук с сокровищами, в котором можно найти бриллиант.

Конечно, это сложно, потому что требует усилий с нашей стороны: раскритиковать и забыть проще, чем думать и анализировать. Если почувствуете в себе сопротивление и несогласие с чужой точкой зрения, возьмите паузу. Так и скажите: «Слушай, идея для меня новая, нужно подумать. Давай созвонимся через час?»

— На честности по отношению к себе и коллегам. Вернёмся к примеру с опросом: если мы просим шестого сотрудника сделать таблицу и диаграммы в Excel, а он не умеет работать с этой программой, мы ожидаем, что он открыто это озвучит. То есть прям так: «Это не моё, я не потяну». И главное — он может спокойно сказать об этом, без страха и мыслей в духе «Сейчас меня все осудят».

На мой взгляд, это и есть основные принципы сотрудничества, которые формируют комфортную, доверительную и безопасную среду. И это распространяется далеко за пределы коммуникации по рабочим вопросам: например, со многими бывшими коллегами мы сейчас общаемся, у нас очень тёплые отношения.

Перейдём ко второму «киту» — благодарности.

Благодарность

Благодарность — это простой способ сказать коллеге: «Это именно то, что нужно, ты молодец. Спасибо тебе». Каждый может вспомнить случай, когда простое «спасибо» могло улучшить настроение. Но при этом не все мы умеем благодарить, потому что благодарность — это навык, который нужно развивать.

Например, я иду с благодарностью по жизни. Это для меня привычно: я не планирую стратегически, что мне нужно кого-то поблагодарить, не ищу для этого поводов и не пишу специально речь. Чувствую желание и импульс — и благодарю.

По жизни с улыбкой :)

Это естественно — сказать добрые слова коллегам в ответ на их помощь, поддержку, совет или совместный брейншторм. А ещё, когда я говорю «спасибо» другому человеку, то сама наполняюсь энергией благодарности.

Вот небольшой чек-лист, который поможет научиться благодарить:

— Начните с практики «Один день — одно спасибо». Каждый день благодарите одного коллегу за хорошо сделанную задачу или помощь. Не забывайте уточнять, что именно сделано хорошо, это поможет сделать благодарность не абстрактной, а конкретной. Вы и сами не заметите, как эта практика станет хорошей привычкой.

— Поблагодарите коллегу за то, что он сделал что-то именно так, как вы ожидали. Часто мы испытываем сильную благодарность только в ответ на неожиданные и приятные события. На самом деле события «в порядке вещей» тоже заслуживают внимания, стоит об этом помнить. Вот два простых примера: «Спасибо, что заранее предупредил», «Спасибо, что держишь в курсе».

— Благодарите даже в том случае, если действие коллеги воспринимается уже как само собой разумеющееся. То, что правильно и хорошо, не теряет своей ценности с течением времени и заслуживает подкрепления.

— Если вам сложно найти причину для благодарности, остановитесь и прислушайтесь к себе. Благодарить нужно всегда искренне, иначе можно обесценить само понятие. Но поводов для благодарности всегда много, их можно найти даже в обычных кейсах. Например: ваш коллега пять раз опаздывал на регулярную командную встречу, а на шестой раз пришёл вовремя.

Казалось бы, за что его благодарить? Прислушайтесь к себе: когда он подключился к созвону вовремя, вам, возможно, стало спокойнее и радостнее, вы испытали облегчение? Можно сказать ему: «Спасибо, что пришёл вовремя, мне стало спокойнее».

И хочу прямо сейчас воспользоваться моментом и поблагодарить своих прекрасных коллег за помощь в подготовке этой статьи.

На очереди третий «кит» эффективного взаимодействия — поддержка.

Поддержка

Что отличает команду от группы людей, которая просто делает вместе какое-то дело? Много разных вещей, одна из них — поддержка. Это возможность понять и поддержать другого человека, показать ему, что он не один. Для наших коллег мы с командой подготовили пост-подсказку о том, как поддержать другого в сложной ситуации. Хочу поделиться им с вами.

Как поддержать коллегу в сложной ситуации

Спросите
Самый простой способ узнать, как лучше поддержать другого, узнать у него: «Как я могу помочь тебе?», «Как тебя поддержать?». Мы все очень разные: кому-то нужны добрые слова, а кто-то хочет просто помолчать вдвоём.

Слушайте
Используйте метод активного или эмпатичного слушания. Предположите, что чувствует человек: «Тебе, должно быть, очень тревожно сейчас», «Думаю, это очень важно для тебя».Не торопитесь отвечать, сделайте паузу после реплики собеседника и позвольте человеку задуматься. После паузы человек может добавить к своей фразе что-то важное для него.В ходе беседы задавайте открытые («Как ты почувствовал себя в тот момент?») и уточняющие («Я правильно понял, что..?») вопросы.

Скажите
Если человек рассказывает о том, в какой сложной ситуации оказался он или его близкие, лучше не использовать фразы вроде этих: «Я тебя понимаю», «Всё будет хорошо», «Держись». Они часто воспринимаются как дежурные.

Лучше сказать, что вы чувствуете на самом деле: «Честно говоря, я даже не знаю, что сказать. Очень сочувствую тебе», «Мне очень больно, что тебе приходится переживать такое», «Не могу даже представить, что ты сейчас чувствуешь».

Пример: так мы в компании поддерживаем коллег во время больничного — отправляем корзину, полную витаминов.

Подводя итог

Вместо того чтобы ещё раз напомнить о важности сотрудничества, благодарности и поддержки, я хочу выбрать трёх сложных персонажей, которые могут не понимать важность этих «китов».
И подсказать, о каких преимуществах сотрудничества, благодарности и поддержки стоит им рассказать.

Сотрудничество: игрок-одиночка

Всё всегда делает сам, ему не нужны советы и помощь. Он трудоголик, любит работать и перерабатывать, часто устаёт.

О каких преимуществах сотрудничества рассказать игроку-одиночке:

— Больше времени на личную жизнь. Покажите игроку-одиночке, что может быть по-другому: можно спокойно выключать рабочий мессенджер в конце дня и в отпуске, больше времени проводить с близкими и просто отдыхать.

— Возможность взглянуть на задачи совершенно под другим углом. Мы всегда ограничены своим опытом. Даже если у нас одинаковые должности, мы можем выполнять одну и ту же задачу по-разному. Словом, «Одна голова — хорошо, а две — лучше».

— Способ достигать бизнес-целей быстрее. Не нужно всё тянуть одному, есть коллеги, которые помогут. А ещё это пространство для будущего профессионального развития, потому что вместо операционной работы можно заниматься стратегическими задачами.

Благодарность: руководитель-сухарь

Это руководитель, который скуп на эмоции, ему сложно говорить «спасибо» команде.

О каких преимуществах сотрудничества рассказать руководителю-сухарю:

— Благодарность делает атмосферу в команде более доверительной. А когда есть доверие — есть и сотрудничество.

— Это способствует развитию сотрудников. Благодарность — часть положительной обратной связи.

— Если руководитель не хвалит сотрудников, то и сотрудники не хвалят друг друга. Конечно, это не всегда так, но руководитель формирует культуру общения и задаёт модель поведения.
Например, у нас в Quadcode благодарность — это практика в рамках всей компании. Любой сотрудник может оставить благодарность коллеге или отделу, а менеджер по внутренним коммуникациям опубликует их в общем чате в рабочем мессенджере:

Наша регулярная «Спасибо-рубрика»

Поддержка: человек в сомнениях

Это человек, который может поддержать коллегу в сложной ситуации, но не уверен, что стоит это делать, не будет ли это нарушением личных границ.

О каких преимуществах поддержки рассказать человеку в сомнениях:

— Поддержка нужна всем, но не все могут в этом признаться. Пост-подсказка, которым я поделилась выше, поможет поддержать коллегу, не нарушая при этом личных границ.

— Поддержка порождает поддержку. Она, повторюсь, нужна всем, даже руководителю-сухарю. Поддержите других, и они поддержат вас тогда, когда это будет необходимо.

— Поддержка дарит уверенность и чувство, что человек не остаётся с проблемой один на один. Уверена, что объяснения здесь будут лишними: каждый из нас понимает, что это бесценно в сложных ситуациях.

На этом всё. Надеюсь, примеры и советы из статьи помогут вам чаще использовать трёх «китов» при работе с командой. Буду рада ответить на вопросы в комментариях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда