{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Слёрм

Зачем и как айтишнику быть спикером курсов и конференций

Мы провели короткое интервью с Павлом Селивановым, архитектором в Yandex Cloud, одним из первых преподавателей наших курсов и спикером IT-конференций. Павел рассказывает, зачем вообще IT-специалистам стоит ввязываться в спикерство, как готовиться к проведению занятий и публичным выступлениям. Статья пригодится тем, кто задумывается о прокачке личного бренда или чувствует стремление делиться своими знаниями.

— Расскажи, зачем вообще выступать на конференциях и преподавать на курсах?

— В первую очередь это, конечно, помогает структурировать знания у себя в голове. Иногда бывает, что вроде бы знаешь и понимаешь, как всё работает, но при попытке объяснить оказывается, что в голове нет чёткой структуры, а в знаниях — много пробелов. Когда готовишь презентацию или курс, начинаешь разбираться, структурировать всё, — и благодаря этому сам понимаешь тему лучше или даже узнаёшь что-то новое.

Ещё во время курсов студенты задают неожиданные вопросы из серии «А что будет, если…?». И ты начинает думать, а что действительно будет? Ищешь вместе со студентами ответы на вопросы и прокачиваешься.

Со временем это начинает работать даже без реальных вопросов. Ты при подготовке материалов сам себя спрашиваешь: «А что будет, если…?». Пробуешь, экспериментируешь, и тоже растёшь как профессионал.

Ещё один бонус — спикерство помогает «выращивать» опытных коллег. Сейчас людей в IТ по-прежнему не хватает, особенно толковых. Если вы хороший специалист, вам на проектах наверняка часто недостаёт коллег, с которыми можно разделить обязанности или хотя бы делегировать им часть задач. Выступая на конференциях и преподавая на курсах, вы делаете людей в IT компетентнее — а значит, упрощаете свою работу.

От редакции: мы в Слёрме сделали курс «Kubernetes для разработчиков» специально, чтобы на базовом уровне объяснить разработчикам те вещи, которые делают админы. Такие знания позволяют разным командам говорить на одном языке.

Ещё курсы и конференции — хороший инструмент для прокачки личного бренда. Тех, кого знают по конференциям и курсам, часто пытаются схантить в компании покрупнее на должности повыше и зарплату побольше. Да и при смене работы по своей инициативе спикерство на конференциях и курсах будет хорошим плюсом в резюме.

Ну и разумеется, преподавание на курсах часто оплачивают — можно получить неплохой бонус к зарплате.

— Многие не выступают и не преподают из-за ощущения, что им нечего рассказать. Как это ощущение побороть?

— Действительно, иногда кажется, что всё очевидно, об этом уже говорили 350 раз и не стоит даже начинать.

Так происходит из-за особенностей нашего мозга, когнитивного искажения. Когда ты знаешь что-то — кажется, что и все вокруг это знают. Ну или не все, но хотя бы люди твоей профессии.

У меня такая проблема тоже была. И прошла, когда осознал две вещи:

  • Конференции и выступления — это только на 50% про информацию. Люди собираются здесь, чтобы зарядиться атмосферой, познакомиться, пообщаться. Даже если тема спикера избитая, это повод задать вопросы, подискутировать и познакомиться с теми, кто ещё слушает лекцию на интересную тему.
  • Даже рассказывать то, о чём уже говорили — важно. Кто-то этого не слышал, кто-то не понял — а тебя поймет. Просто потому, что ты скажешь другими словами, приведёшь свои примеры, поделишься личным опытом.

В худшем случае доклад просто не примут, а тему курса или лекции отклонят. Так бывает, но пока не попробуешь предложить — никогда не узнаешь.

— Представим, что человек задумался о преподавании или выступлении на конференциях. Какие компетенции ему для этого нужны?

— Во-первых, понадобится умение логично подавать свои мысли. Иначе получится просто шум — вроде бы информация есть, но ничего не понятно. От этого страдают многие спикеры — даже у нас в Слёрме на старте была такая проблема. Нужно практиковаться, учиться и всегда держать в голове, что ваша цель — не просто рассказать, а именно объяснить.

Важно правильно расставлять паузы, делать акценты, рассказывать последовательно, не перескакивая постоянно между слайдами. Если что-то вспомнили — лучше выдать чуть позже, сначала закончив текущую мысль.

Очень пригодится отсутствие «страха сцены». Для многих выступления, даже онлайн, — очень волнительны. Мне было проще, я занимался музыкой и с 14–15 лет регулярно выступал на сцене, так что умел работать с волнением. Если у вас не так, и вы при любом публичном выступлении начинаете смущаться, запинаться и путаться, нужно поработать над собой.

Ну и конечно обязательно нужно желание. Выступать или преподавать потому что «надо и все так делают» — путь в никуда. Вам должно это нравиться — только тогда всё реально получится.

Больше ничего особенного не нужно. В этой сфере многое можно делегировать, так что вам останется только захотеть, собрать свои знания, структурировать их и не побояться выступить перед публикой.

— Что нужно будет делать тем, кто всё-таки решит стать преподавателем на курсах?

— Когда я делал первые свои глобальные курсы, у нас была проблема — мы все делали силами спикеров. Сами собирали программы, договаривались, даже делали презентации, как могли. Готовили практики и стенды. Первый мой курс вообще был настоящей жестью — интенсив на 50 человек, с двумя спикерами, без техподдержки. Мы бегали и пытались потушить горящие вопросы от студентов и горящие стенды. Сейчас большинство онлайн-курсов организуют иначе.

От редакции: сейчас в нашей компании вместе со спикерами курс создаёт целая команда: директор курса, методист, менеджер проекта, специалист по видео, дизайнер, инженеры техподдержки, тренер по речи. Спикерам не нужно организовывать какие-то процессы или, например, заниматься дизайном презентаций.

В текущей парадигме вам, скорее всего, придётся:

  • Поучаствовать в подготовке программы. Вместе с организатором курса и методистами набросать темы, составить план обучения, логически его структурировать. Обычно вам дают информацию о том, для кого готовят курс и что интересно студентам, а потом вы вместе придумываете, как это подать.
  • Минимально подготовить презентации к урокам. Обычно именно спикер пишет, что должно быть на слайдах. А дизайнер потом делает всё красиво. Я пишу текст и используют красный шрифт, чтобы указать, куда добавить картинку или вставить логотип.
  • Готовить практические задания. Что конкретно будут делать студенты и что должно получиться на выходе.

От редакции: решили стать спикером? Самый простой вариант — это помониторить IТ-конференции и предложить свою кандидатуру. Ещё можно прийти к нам в Слёрм — мы всегда рады новым экспертам.

А с 10 июня по 14 июля пройдёт «Школа спикеров», программа, где мы будем упаковывать ваш опыт в интересные доклады, учиться выступать перед аудиторией и кайфовать от этого. За пять недель вы пройдёте все этапы подготовки и получите реальный опыт выступления перед аудиторией.

0
2 комментария
Alexey QuQu

Не зачем

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Говорить уметь надо, нужное дело

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null