Как промахи на работе помогают развиваться

Три кейса от сотрудников «Самолета».

Как промахи на работе помогают развиваться

Каждый из нас, независимо от опыта и квалификации, может столкнуться с ситуацией, когда что-то пошло не так. И это не конец света: критические ошибки совершали больше половины сотрудников российских компаний. 68% из них решали честно признаться в этом коллегам и руководителям — чтобы вместе найти решение.

Такой подход близок и нам. Признавать свои ошибки, не бояться их допускать и обращаться за помощью к команде — нормальная практика для компании. Спросили коллег, как они справлялись с неудачами и искали в ошибках точки для профессионального роста.

Вот какие истории собрали:

Егор Штаб
Старший фронтенд-программист, 1,5 года работает в Самолете

Я занимаюсь фронтенд-разработкой, но иногда беру задачи на бэкенд. Работал над сервисом, который переносит данные из одной системы в другую, а точнее — из стороннего ресурса в мою базу. Обычно сначала я отрабатываю скрипты (так называются небольшие программы, написанные под конкретную задачу) на локальной базе, которая хранит данные на моём компьютере. Это позволяет спокойно переносить или удалять таблицы с информацией и не переживать за потерю данных на сайте. Уже потом переношу их на продовую базу — её данные хранятся на основном сервере, и изменения в них влияют на работу сайта.

Однажды я пилил стандартную задачу на локальной базе. В соседнем окне была открыта основная продовая, изменения в которой сразу влияют на работу сайта. Я закончил и, как обычно, удалил данные в локальной базе. Проверил окно и вижу: в ней всё осталось без изменений.

Первые пару минут я не понимал, в чём дело. Потом осознал, что удалил данные из той самой продовой базы, которую трогать было никак нельзя. Если бы в этот момент на сайте были пользователи, они увидели бы пустые блоки и даже целые страницы. По сути, сайт на время перестал бы нормально работать.

Хорошо, что их в этот момент на сайте не было. Ощущения были примерно такие же, как от прыжка с тарзанки: что-то внутри резко сжалось и не хотело разжиматься. Чтобы успокоиться, мне хватило пары минут. Сказал себе, что ничего сильно страшного не произошло, и пользователей инцидент никак не затронул. Я выдохнул, собрался с силами и пошёл чинить базу: быстро запустил нужный код и восстановил данные.

Как бы вы повели себя в такой ситуации? 
Запаниковал бы и сделал вид, что это не я.
Быстро взял бы себя в руки и всё исправил.
Обратился бы за помощью к старшим коллегам.

Когда только начинал работать, было страшно сделать что-то не так. Я вывел схему: чем больше волнуюсь, тем более ответственно и менее инициативно подхожу к задаче. Конечно, шанс ошибки минимизируется — за счёт постоянных согласований и проверок. Но никакого творчества в работе нет.

Когда набрался опыта, стал проявлять больше инициативы — это повышает вероятность ошибок. Но вскоре понимаешь, что в них нет ничего страшного. Переживать стоит, только если одна и та же проблема возникает регулярно. Тут уже звоночек, что не налажен какой-то процесс.

Всегда хочется учиться на чужом опыте, но без лично набитых шишек хорошего результата трудно достичь. Иногда полезно посмеяться над ситуацией: было забавно, когда у нас на странице сломался скролл и стал выглядеть как в интерфейсе Windows-95. Мы с коллегами не считаем ошибки чем-то зазорным: предпочитаем собираться вместе и придумывать решения.

Екатерина Числаш
BIM-менеджер, 2 года работает в Самолете

Часть специалистов направления BIM (Building Information Model) работает как служба поддержки для проектировщиков: помогают создать цифровую модель здания, в которой учитываются все параметры, размеры и материалы. На старте проекта у каждого конструктора или архитектора есть файл-модель, где он «строит» только свою часть — например, описывает вид материала несущих конструкций или делает план расположения окон. Потом наш BIM-отдел соединяет всё вместе — и разрозненные блоки превращаются в красивый дом.

Раньше работу по поддержке каждого направления мы делили: одна группа отвечала за АР — архитектурный план стен и окон, другая занималась КР — подбором материалов и конструкций, третья группа — ОВ/ВК — делала план вентиляции и отопления, а четвёртая — ЭОМ/СС — отвечала за электричество, освещение и сети связи. Недавно отдел реорганизовали так, что поддержка всех направлений теперь осуществляется одной группой, и сейчас наша главная задача — мультидисциплинарность: пока учим друг друга своим разделам проектирования.

Недавно у ребят из АР был загруз по заявкам на документацию и планы. Сама я отвечаю за другой блок — электросистемы, но тут вызвалась помочь коллегам. Подумала, что как раз получше разберусь в их направлении. Из всей очереди заявок я взяла самую несложную на мой взгляд — на копирование модели. Такие запросы часто поступают, потому что некоторые наши объекты очень похожи между собой в планах.

Заявка была написана однозначно: скопировать архитектурную модель будущего жилого комплекса для дальнейшей работы проектировщиков с ней. Я сделала копию и закрыла заявку.

Автор заявки подтвердил в нашей внутренней системе, что задача выполнена, и даже оценил решение на пять из пяти звёзд. Через 10 дней я узнала, что всё сделала неправильно.

Коллега, которая занимается АР-направлением, сказала, что нужно было совершенно другое — создать на основе шаблона новую пустую модель и подгрузить в неё связь с указанным АР-проектом, в котором есть фиксированные параметры.

Внешне для проектировщика всё выглядело как обычно, но когда с файлом начали работать, стало понятно, что важные фиксированные данные можно менять. Можно, но совсем не нужно! То есть проектировщики далее могли бы, например, случайно удалить стену или поменять размер окон.

Оказалось, что автор заявки привык к тому, что за выполнение берётся АР-специалист, который понимает с полуслова, что нужно делать. А я пока не в курсе всех тонкостей. Мы потом внутри команды обсуждали, как трактовать заявку, если не знаешь нюансов именно этого направления, — все подтвердили, что поняли бы задачу так же, как я.

Так что тут ошибка получилась с обеих сторон: автору заявки стоило точнее сформулировать запрос, а мне — перестраховаться и посоветоваться с опытным коллегой. Всё-таки на первых порах нужно уточнять, даже если ты полностью уверен в себе.

Как бы вы повели себя в ситуации такой ошибки? 
Жутко переживал бы и боялся насмешек коллег.
Никак бы не отреагировал — ошибки бывают со всеми.
Посмеялся бы вместе с коллегами.

Когда я осознала свою ошибку, то совсем не волновалась, хотя ещё чуть больше года назад почувствовала бы себя ужасно в подобной ситуации. Мне было страшно принимать любые решения, ведь я не знала, какими будут последствия.

Затем я присмотрелась к ценностям «Самолета», среди них меня очень привлекла «свобода быть собой, оставаясь частью команды». В компании мы создаём среду доверия, где можно задавать любые вопросы и не бояться ошибок. В этот момент всё перевернулось — я стала принимать решения, брать за них ответственность.

Потом я раз ошиблась, два ошиблась… И наконец увидела, что ничего плохого не случилось — все последствия обратимы, если вовремя заметить ошибку и исправить проблему. Тогда эта ценность стала для меня номером один.

Так и в этот раз — мы с командой просто посмеялись и сделали выводы. А больше всего позабавилась наш координатор по АР, которая обычно и отвечает за такие заявки. Она давно работает и даже собрала собственный «словарь перевода» запросов проектировщиков. А для меня этот случай стал опытом.

Анна Ковалёва
Руководитель управления управленческого учёта и консолидации, 10 лет работает в Самолете

Сотрудники моего управления работают в системе 1С. Наша система устроена довольно сложно, потому что в ней мы ведём сразу управленческий, бухгалтерский, налоговый и оперативный учёт.

Система комплексная, зато настроена под наши задачи. Например, чтобы данные в документах не менялись бесконтрольно, есть специальная функция — «Закрытие периода». Определённые люди внутри системы могут нажать важную кнопку, после которой уже никто не сможет отредактировать документ. Среди таких людей — я.

На одной вкладке функции «Закрыть период» у меня два инструмента, которые легко перепутать. Как думаете, что случилось, когда я нажимала «важную кнопку» впервые? Я случайно перепутала функции и закрыла то, что не нужно было закрывать. Мне повезло, что команда была на страже и увидела мою ошибку.

Проблему решали вместе с коллегами. Автоматически «откатить» мою ошибку было невозможно, потому что уже появились новые документы, которые пришлось менять вручную.

Мы с четырьмя коллегами заходили в каждый документ, исправляли его и ждали, пока тот обновится. На один файл уходило примерно 20 секунд, но за это время прилетало ещё несколько — с такой же ошибкой. В итоге через полчаса все документы были в порядке, и мы смогли выключить ненужную функциональность.

Как бы вы повели себя в такой ситуации? 
Сам ошибся — сам бы и исправил.
Попросил бы коллег о помощи.
Делегировал бы эту задачу подчинённым.

Как выяснилось позже, ответственный за эту задачу до меня тоже наступал на эти грабли. Такая новость меня успокоила, хотя ошибаться всегда неприятно. Промахи случаются у всех, но с хорошей командой это не так страшно: правильная атмосфера в компании и опыт помогают быстрее заметить проблему и придумать решение.

Наш руководитель говорит так: «Даже если случилась какая-то ошибка, я всегда поддержу моих людей и помогу любую ошибку исправить». От этого появляется колоссальное чувство уверенности: когда знаешь, что не осудят, не страшно идти за помощью.

В «Самолете» можно ошибаться и учиться на собственных промахах. Так неудачи превращаются в точки роста, а джуны — в сеньоров. Сотрудники в компании могут не бояться проявлять инициативу — ведь с этим приходят свобода и ответственность. Если близок такой подход — голосуй за нас в рейтинге работодателей на hh.ru.

1515
33
22
3 комментария

Не раскрыли главного:) Строители живут в квартирах, в домах которые вы строите это фича или ошибка?))

2
Ответить

Добрый день! Мы тщательно контролируем процесс стройки наших домов и регулярно проводим проверки на предмет проживания рабочих в квартирах жителей. С подрядчиками, которые допускают нарушения, мы разрываем отношения. Также мы проводим разъяснительные беседы со всеми подрядными организациями, выполняющими строительно-монтажные работы на объектах.

1
Ответить

наверное классные ребята )
продажи -40 записали сразу )
жрали в 3 горла , ниче , присаживайтесь теперь .

Ответить