Гостеприимство как бизнес: открытие мини-отеля шаг за шагом

Гостеприимство как бизнес: открытие мини-отеля шаг за шагом

В первой половине 2024 года число россиян, путешествующих внутри страны, увеличилось более чем на 3 миллиона человек и достигло 36,9 млн, следует из исследования ТАСС. Прогнозы указывают на дальнейший рост внутреннего туризма, что открывает новые возможности для гостиничного бизнеса. Спрос на комфортное и бюджетное размещение стремительно растет. Настало время осуществить мечту и открыть свой отель или же инвестировать деньги в стремительно развивающуюся индустрию.

В этой статье мы предлагаем пошаговое руководство по открытию мини-отеля. С его помощью вы поймете, как вам действовать, сможете составить бюджет и выбрать оптимальный формат гостиницы.

Определитесь с концепцией отеля

Прежде всего надо выбрать формат. Отели с номерным фондом менее 50 номеров классифицируются как мини-гостиницы, сказано в Положении о классификации гостиниц (Постановление Правительства РФ №158 от 16 февраля 2019 года). В эту категорию включены несколько популярных типов отелей.

Мини-отели

Компактные отели, в которых от 5 до 50 номеров, предлагают доступные цены на проживание и все необходимые удобства. Часто расположены за городом или вблизи объектов культурного наследия. В таких отелях есть кухня и кафе. Для постояльцев готовят завтраки.

Гостевые дома

Это частные дома или коттеджи, их строительство возможно на земельном участке под ИЖС. Важное ограничение, наложенное Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ, — количество номеров не более 10.

Хостелы

Эти небольшие гостиницы похожи на общежития. Номера вмещают от 2 до 10 человек, кухня и санузел общие. Для удобства гостей номера в хостелах бывают: мужские, женские и смешанные.

Мотели

Недорогие гостиницы, расположенные вдоль трасс, с минимальными удобствами, популярны среди дальнобойщиков и автопутешественников.

Капсульные отели

Представляют собой помещения в виде капсул размером примерно 2х1х1,5 метра. Основная площадь капсулы занята спальным местом, иногда есть небольшой столик и стул. В капсульных отелях общие санузел, зона отдыха и кухня. Главное преимущество таких отелей — превосходная звукоизоляция.

Выберете локацию и подходящую недвижимость

Поиск недвижимости — задача непростая. Один из ключевых факторов — расположение. Нужно учитывать: удаленность от исторического центра, доступность общественного транспорта. Важны также планировка самого помещения и его площадь.

В мини-гостинице должны быть предусмотрены:

  • ресепшен и холл;
  • комнаты для персонала и охраны;
  • помещения для хранения инвентаря и расходных материалов;

  • технические зон;

  • кухня и кафе (если предусмотрено проектом).

Помещение для хостелов

С 2019 года размещение хостелов допустимо только в нежилых помещениях, оборудованных отдельным входом. Хостел может находиться не на первом этаже, если под ним — помещения, не предназначенные для проживания людей. В этом случае потребуется лифт.

При открытии хостела рассмотрите места рядом с вокзалами и учебными заведениями. Наибольший спрос на хостелы среди туристов наблюдается в местах с множеством достопримечательностей. Также популярны хостелы возле торговых центров.

Выбор недвижимости для гостевых домов

Для гостевого дома подходит любая недвижимость. Часто предприниматели приобретают земельный участок, возводят на нем загородный дом, который затем используют в качестве гостиницы.

До конца 2024 года в Госдуме планируют принять законопроект о легализации гостевых домов. С 1 апреля 2024 года эта инициатива реализуется в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе.

Зарегистрируйте бизнес

Сначала надо определиться с формой собственности. ИП отлично подойдет для небольшого отеля. Это обеспечит простоту оформления и существенно упростит процесс бухучета, а также в случае нарушений будут начислены сравнительно невысокие штрафы. Процесс регистрации общества с ограниченной ответственностью несколько сложнее, зато оформление ООО защищает личное имущество владельцев и позволяет привлекать инвесторов.

В заявлении на регистрацию надо указать код ОКВЭД 55.10 — «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

Для запуска гостиницы в соответствии с законодательством РФ требуется следующий пакет документов:

  • свидетельство о регистрации бизнеса;
  • подтверждение постановки на учет в налоговой;
  • подтверждение права собственности на недвижимость или договор аренды;
  • разрешение от Роспотрeбнадзора;
  • документы о регистрации кассового аппарата в ФНС;
  • бумаги, подтверждающие соответствие помещения требованиям пожарной, санитарной, технической и экологической безопасности;
  • договоры с коммунальными службами.

Вести бухгалтерию важно начать сразу после регистрации бизнеса. Сложности с отчетами и документами можно просто избежать. Сервис «Моя бухгалтерия Аутсорсинг» - помощник отельеров в ведении бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Эксперты подготовят необходимые отчеты, правильно рассчитают комиссии и скидки партнеров и верно учтут все доходы и расходы. Первый месяц за 1 ₽!

Затем необходимо пройти сертификацию, в результате которой отелю будет присвоено определенное количество звезд и выдано соответствующее свидетельство.

Звездность отелям присваивают аккредитованные экспертные организации. Во время оценки учитывают: состояние здания, прилегающую к нему территорию, коммуникации, оборудование, помещения общего пользования. Основное внимание уделяют гостиничным номерам, кухне и зоне приема пищи. Принимают во внимание список предоставляемых услуг, квалификацию и внешний вид персонала.

Все гостиницы, прошедшие классификацию, вносятся в Единый перечень классифицированных гостиниц.

Получите разрешения и лицензии

На этом этапе важно соблюсти все требования пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Основные требования к пожарной безопасности изложены в следующих документах:

1. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Постановление правительства РФ № 390 «О противопожарном режиме».

3. Правила МЧС России СП 1.13130.2020 и СП 12.13130.2009.

На сайте МЧС России можно ознакомиться с требованиями и проконсультироваться с органами пожарного надзора вашего региона.

Для мини-отелей, хостелов и гостевых домов санитарные требования разные. Мини-отели должны соблюдать санитарно-эпидемиологические правила в соответствии с ГОСТ Р 51185-2014. Подробности можно уточнить в Роспотребнадзоре, уведомив их о начале работы.

Подберите персонал

В управлении отелем возникает множество ежедневных задач, поэтому наем сотрудников является важным этапом. Минимальный штат отеля включает:

  • управляющего администратора;
  • горничных;
  • технических специалистов.

В зависимости от размера гостиницы и предлагаемых услуг вам могут потребоваться бухгалтер, уборщики, повара и охранники. Эти позиции можно передать на аутсорсинг.

Сделайте ремонт и оформите помещение

Следующий шаг — ремонт. Разработка дизайн-проекта поможет рационально распланировать пространство, соответствовать законодательству и не выйти за рамки бюджета.

Современные туристы оценивают не только комфорт, но и интерьер. Уютные, стильные номера привлекут больше гостей. Дизайнерское решение и создание правильной атмосферы играют ключевую роль в успехе отеля.

Ключевые статьи расходов, на которых нельзя экономить во время ремонта: оборудование санузлов, отопительная система, кондиционеры, вытяжка, шумоизоляция. Важно постоянно следить за исправностью всех систем и оборудованием в номерах. Даже незначительные поломки, такие как заклинивший замок в туалете или подтекающий кран, могут привести к гневным отзывам и испортить вашу репутацию.

Среди законодательных актов, регулирующих деятельность гостиниц, можно выделить закон №54-ФЗ. Он обязывает передавать данные о всех финансовых операциях в ФНС. Это означает, что необходимо приобрести онлайн-кассу с фискальным накопителем и эквайринговый терминал для безналичных платежей.

Подумайте о продвижении и рекламе

Реклама отеля начинается с его внешнего облика. Важно, чтобы вывеска была заметной, но не кричащей. В темное время суток рекомендуется подсветка вывески. Размещайте рекламу на билбордах, особенно вблизи аэропортов и вокзалов. Распространяйте флаеры и листовки, договаривайтесь с владельцами соседних заведений об обмене промоматериалами. Это не потребует значительных затрат, но поможет привлечь дополнительных гостей.

Экспериментируйте с различными способами продвижения — рекламой на картах, таргетированной рекламой, SEO-оптимизацией, рассылками. Для настройки контекстной рекламы вам потребуется специалист, но эти затраты быстро окупятся.

Еще один вариант — прием групп и сотрудничество с туристическими операторами и прием групп. Не забывайте учитывать вместимость вашего мини-отеля, хостела или гостевого дома.

Гостиничный бизнес требует значительных вложений и окупается в среднем за три-пять лет. Однако, когда заведение начнет работать на полную мощность, оно будет приносить стабильный высокий доход. На рынке существует множество форматов подобного бизнеса, что позволит выбрать вариант, соответствующий вашим интересам и возможностям.

77
Начать дискуссию