Какие проблемы могут скрываться за новым бизнес-партнером, и как их избежать? Пошаговый чек-лист проверки контрагента

Заключать сделку с новым контрагентом вслепую, не проявляя должной осмотрительности и не проверяя новую компанию на благонадёжность, очень рискованно. Да и формальной проверкой контрагента вряд ли стоит обходиться. Сегодня уже недостаточно получить основные сведения об организации, изучить учредительные документы и проверить юридический адрес. Чтобы максимально обезопасить себя от финансовых и репутационных рисков, а также проблем с налоговой, нужно проверять контрагента комплексно. Рассказываем, как это сделать и какими ресурсами можно воспользоваться.

Что проверять?

Начните с получения основных сведений о контрагенте:

  • полное и сокращённое наименование;
  • юридический и фактический адрес;
  • ИНН/КПП;
  • ОГРН;
  • размер уставного капитала;
  • сведения о руководителе и учредителях;
  • виды деятельности.

Запросите контакты (электронная почта и телефон):

  • руководителя;
  • главного бухгалтера;
  • специалиста, с которым будет происходить непосредственное взаимодействие.

Дополнительно запросите:

  • личные данные генерального директора;
  • сведения о связях с другими компаниями;
  • информацию о наличии в истории компании смены наименования или реорганизации;
  • информацию о режиме налогообложения, численности штата.

Желательно изучить:

  • учредительные документы — устав компании, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учёт, решение о создании юридического лица;
  • документы на гендиректора и уполномоченных сотрудников — приказ о назначении генерального директора, копию паспорта руководителя, доверенности, выданные уполномоченным сотрудникам организации;
  • бухгалтерскую и налоговую отчётность за прошлый год и за прошедшие отчётные периоды текущего года;
  • дополнительные документы, имеющие отношение к деятельности компании — свидетельство о праве собственности или договор аренды помещения, где находится юридическое лицо, свидетельства СРО, лицензии, сертификаты качества продукции.

Как проверять?

В первую очередь желательно запросить информацию у контрагента. У надёжного контрагента не возникнет недовольств по этому поводу, ведь в бизнес-среде желание понять, с кем предстоит сотрудничать, воспринимается адекватно. Если же просьбу предоставить сведения о себе контрагент воспримет с недовольством, то это будет поводом задуматься: может, есть что скрывать?

Упростит работу по сбору информации заранее составленная анкета, которую можно направлять каждому новому контрагенту. В эту анкету можно включить опросник по основным сведениям и перечень документов, которые необходимо предоставить для изучения перед заключением договора. А затем предоставленные данные следует проверить.

Есть много источников для получения информации о компаниях, например:

И это далеко не полный список ресурсов, которые можно задействовать в рамках проявления должной осмотрительности.

Понятно, что если комплексно проверять контрагента таким образом, это займёт много времени. Поэтому уже давно существуют сервисы, помогающие проверить контрагента быстро и получить максимум актуальной информации. Например, Сервису проверки контрагентов от СберКорус понадобится всего пара минут, чтобы собрать информацию о юрлице или ИП из более 20 открытых источников. А по итогам проверки формируется отчёт, который при необходимости можно предоставить в налоговую в качестве доказательства проявления должной осмотрительности.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null