Маркетинг на фрилансе: как выстроить работу с самозанятыми маркетологами

Аналитики утверждают: тренд среди российских компании на поиск исполнителей среди фрилансеров продолжает набирать обороты.

Минимум времени на оформление, минимум документов. А сложностей тоже минимум? Ведь такой фрилансер в большинстве случаев получает доступ к цифрам, показателям, удачным экспериментам и прочей важной информации. Давайте разбираться, как работать с маркетологами на фрилансе без лишних нервов и сложностей. Начнем с цифр.

Маркетинг на фрилансе: как выстроить работу с самозанятыми маркетологами

Что со спросом на маркетологов

Исследования показали, что за 2021 год количество вакансий в сфере маркетинга выросло на 52%. Но резюме стало больше только на 1%.

К концу первого квартала 2022 года спрос на маркетологов резко упал: в марте и апреле вакансий стало на 25% меньше, чем в предыдущие месяцы. Для сравнения, если в феврале было 58 тыс. вакансий, то в апреле — уже 32 тыс. К концу лета спрос медленно, но все же устремился вверх. Осенью на одну вакансию в сфере маркетинга уже претендовали 4 соискателя, что на единицу больше, чем в прошлом году.

В сентябре 2022 года другое исследование показало, что общий спрос на услуги фрилансеров вырос на 51%, по сравнению с прошлым годом. При этом на 117% вырос спрос на маркетологов. С другой стороны, на 50% увеличилось количество объявлений об услугах в сфере маркетинга.

То, что маркетологов на фрилансе становится больше, показывает статистика ФНС: в ТОП-5 отраслей, в которых работают самозанятые, входят IT и информационные услуги.

Что может выдать маркетолог

Если обобщать — то всю важную информацию, без преувеличения. Но наиболее острые вопросы, которые могут возникнуть в период сотрудничества с маркетологом-фрилансером — это работа на конкурентов, слив информации и соблюдение KPI. Но давайте по порядку.

Конкурировать нельзя работать

Если в трудовом договоре точно нельзя прописать запрет на работу по совместительству на конкурентов в период сотрудничества, так как это будет прямым ограничением трудовых прав и свобод гражданина, то с договором ГПХ ситуация другая. Здесь действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Опираясь на п. 4 ст. 421 ГК РФ (условия договора определяются по усмотрению сторон), можно предположить, что с самозанятым или физическим лицом допустим пункт о невозможности работы на прямых конкурентов в период сотрудничества с компанией. Как вариант — составить по этому вопросу допсоглашение или расписку.

Соглашение о неконкуренции (non-compete agreement, сокр. NCA) является договором, не предусмотренным законом или иными правовыми актами, но стороны вправе его заключить, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ. В рамках NCA может быть установлено, что в период сотрудничества с заказчиком исполнитель берёт на себя обязательства сохранять конфиденциальность, не работать с прямыми конкурентами, не открывать свой бизнес в той же сфере, что и заказчик.

«Я не могу, у меня NDA»

В работе с фрилансерами NDA все же лучше заключить — это если и не избавит полностью, то, как минимум, снизит вероятность слива важной информации.

И NDA точно будет бесполезным, если в нём точно не определить состав конфиденциальной информации, права и обязанности сторон по охране коммерческой тайны и срок неразглашения.

Как решить с KPI

Сотрудничая с бизнесом в формате подряда, маркетологи часто принимают условия формирования оплаты в зависимости от достигнутых результатов. В большинстве случаев разумно прописать фиксированную часть оплаты и премиальную. При этом в договоре нужно подробно и понятно описать KPI и желательно привести примеры расчётов.

Миссия «Получить подписанные документы точно в срок». Выполнима ли?

Фрилансер далеко не всегда может прийти в офис, чтобы подписать договор. Даже поездка в рамках одного города может отнять несколько часов. А если исполнитель живет в другом городе, вся надежда остается на пересылку документов.

Курьерская доставка или почта – это дорого и долго, а большинство фрилансеров без удовольствия и спешки отправляют подписанные оригиналы.

Очевидно, что обеим сторонам проще обмениваться документами онлайн.

Здесь тоже не обошлось без проблем. У большинства фрилансеров нет электронной подписи. А без подписи договор не будет юридически значимым.

Схема проста и доступна. Работодатель регистрируется в сервисе и присылает фрилансеру ссылку-приглашение. Тот переходит по ней, проходит регистрацию, получает бесплатно простую электронную подпись (ПЭП) и уже может обмениваться с вами документами.

Подписанные таким образом документы полностью соответствуют закону и подходят для проверок. ПЭП гарантирует, что документ не был изменен после подписания, и подтверждает авторство подписанта. Документ, подписанный ПЭП, имеет юридическую значимость.

Регистрация в сервисе электронного документооборота занимает около пяти минут. А чтобы подписать документ онлайн, потребуется всего 30 секунд.

3 простых совета вместо итогов

  • внимательно составляйте договоры, проверяйте наличие обязательных пунктов и правильность формулировок;
  • убедитесь, что описание KPI в договоре все понимают одинаково;
  • не забывайте про отчуждение авторских прав, чтобы не увидеть недавно выстреливший креатив, вебинар или акцию где-то у конкурентов;
  • оперативно подписывайте с фрилансерами важные соглашения; один из удобных вариантов — электронный документооборот.

А вы работали с маркетологами на фрилансе? Были ли сложности или все прошло гладко?

77
Начать дискуссию