Роботы в современной медицине. Обзор

Какие бывают роботы и как они помогают врачам и развивать медицину в целом.

Роботы в современной медицине. Обзор

Первые медицинские роботы, появившиеся 11 апреля 1985 года, способствовали революционным изменениям в работе врачей и скорости выздоровления пациентов. Так, роботизированные комплексы того времени позволили врачам добиться чрезвычайной точности в процессе сложного оперативного вмешательства при кардиоторакальной хирургии. Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) стимулировало совершенствование медицинских роботов, расширив возможности их применения в здравоохранении.

Разновидности медицинских роботов

Сегодня в список обязанностей медицинских роботов входит содействие в операциях, дезинфекция помещений, выдача лекарств, сопровождение пациентов в аптеках, больницах и домах престарелых и многое другое. Расскажем подробнее, для чего используются роботы в медицине.

Роботы-хирурги

Первой задачей роботов стало ассистирование хирургам в операционной. Сегодня робото-ассистивные системы для хирургических операций становятся все более привычным явлением.

Например, в хирургии позвоночника роботы способны удерживать инструменты и компоненты имплантатов совершенно неподвижно и передвигать их точно в место установки винтов для декомпрессионной операции. Такое стабильное позиционирование инструментов обеспечивает максимальную точность и ускоряет операцию. При использовании роботизированных комплексов проникновение оказывается не только точным, но и малоинвазивным ― для достижения целей роботу достаточно сделать всего несколько небольших разрезов размером с монету. Это заметно снижает риск повреждения здоровых тканей и сосудов, развития инфекций и воспалений, уменьшает сроки заживления ран. Период восстановления после такой операции значительно короче.

Роботы-медсестры

Роботы в современной медицине. Обзор

Ещё одна сфера использования роботов ― помощь медперсоналу в выполнении таких ежедневных задач, как забор крови, измерение температуры или гигиенические процедуры. Роботы, которые берут на себя простые повторяющиеся действия, освобождают сиделкам и медсёстрам время и руки, так что те могут уделить больше внимания индивидуальному уходу за пациентами. Мобильные автоматизированные лечебно-диагностические комплексы типа робот-медсестра задействованы как в процессе поддержания жизнедеятельности пациентов, так и в обеспечении связи с персоналом лечебного учреждения.

Роботы для дезинфекции

На роботов можно возложить ответственность за санитарную обработку помещений, избавляя персонал больницы от необходимости контактировать с потенциально опасными патогенами. Например, существуют роботы для дезинфекции больничных приборов и оборудования: робот компании Xenex способен с помощью импульсного ксенонового света продезинфицировать палату менее чем за 20 минут.

Роботы для диагностики, или лабораторные роботы

Роботы активно используются в лабораториях. Автоматизация, которую они обеспечивают, повышает скорость и точность выполнения анализов, снижая количество ошибок.

Яркий пример ― выполнение ускоренных анализов крови. Два робота в состоянии обработать около 3000 образцов в день, по 7–8 пробирок в минуту: один берёт образец и помещает его в сканер штрихкода, другой отбирает образцы и кладёт их в устройство подачи для центрифугирования и анализа.

Гибкие роботизированные медицинские помощники на дистанционном управлении задействованы в эндоскопии: управляя ими, врач делает биопсию или прижигание раны. Другой пример ― капсульная эндоскопия, когда устройство проглатывается, как таблетка, и, следуя по ЖКТ, собирает данные и делает диагностические снимки.

Реабилитационные роботы

Это роботы, предназначенные для реабилитации пациентов после операций или активной фазы заболевания. Первые действительно роботизированные устройства для реабилитации работали по принципу непрерывного пассивного движения: это когда часть тела пациента перемещается, пока он отдыхает. Действие современных реабилитационных роботов связано с понятием нейропластичности мозга и направлено на её поддержание. Так, они помогают выполнять упражнения на восстановление подвижности рук и ног, перемещая их, что позволяет создавать неврологические пути для работы мышц.

Современные реабилитационные роботизированные конструкции делятся на два вида: терапевтический робот, который помогает пациентам выполнять упражнения (например, экзоскелет), и вспомогательный робот-протез, который заменяет потерянные конечности. Стоит упомянуть и об интеллектуальных инвалидных колясках, способных управлять центром тяжести при спусках и подъемах по лестнице.

Экзоскелеты

Это механическая конструкция, которую надевают на человека, чтобы частично вернуть ему подвижность или ускорить восстановление после травм и операций. Такой прибор напоминает робокостюм.

Экзоскелеты используются в реабилитации после травм спинного мозга и инсультов3. Например, датчики экзоскелета Hybrid Assistive Limb (HAL), расположенные на коже, регистрируют небольшие электрические сигналы в теле пациента, и костюм реагирует движением в суставе.

Роботизированные протезы

Протезы с роботизированными возможностями разработаны для восстановления функций утраченных конечностей. Они предназначены для постоянного ношения людьми с ограниченной мобильностью, без рук, ног, кистей.

Нейромышечно-скелетные протезы крепятся к кости и управляются с помощью двунаправленных интерфейсов, подключенных к нервно-мышечной системе человека с помощью электродов, имплантированных в нервы и мышцы. В итоге роботизированная конечность приводится в движение силой мысли.

Роботы-ассистенты и роботы консультанты

Роботы в современной медицине. Обзор

В среднем врач тратит примерно 9 часов в неделю на административные задачи, а это целый рабочий день. Многие из этих задач можно автоматизировать с помощью соответствующих роботов ― виртуальных ассистентов и человекоподобных роботов-консультантов. Первые синхронизируются с МИС и загружают туда данные, берут на себя бумажную работу, обзванивают пациентов, позволяя клинике сократить расходы на информирование и повысить лояльность клиентов. Вторые помогают пациентам записаться на приём и занимаются их маршрутизацией в холле клиники без привлечения сотрудников. Такие человекоподобные роботы умеют общаться, отвечать на вопросы, способны распознавать лица и эмоции людей.

Роботы-компаньоны

Роботы способны играть роль компаньонов и даже питомцев. Аналитики предполагают, что в будущем роботы для эмоциональной поддержки будут востребованы.

В больничных условиях роботы оказывают пациентам — особенно пожилым людям и детям — помощь, подбадривая и демонстрируя, как выполнять определенные двигательные действия, например сесть и встать с постели. Они напоминают о необходимости принять лекарства или разговаривают с теми, кто лишен регулярного человеческого контакта (что особенно актуально в контексте нехватки медсестёр и сиделок). Очень часто такие роботы похожи на людей или животных. Например, робот Paro ― роботизированный детеныш гренландского тюленя, покрытый мягким белым мехом, — демонстрирует многие из моделей поведения, свойственных настоящему домашнему питомцу. Его задача — вызывать положительный эмоциональный отклик у пациентов и ускорять выздоровление.

Сейчас роботов для ухода и поддержки очень мало, в первую очередь из-за их высокой стоимости. Однако ожидается, что в течение следующего десятилетия их количество значительно возрастет.

Роботы-тренажеры

Нужны для совершенствования профессиональных навыков и используются в обучении врачей и медперсонала. Помогают отработать распространенные клинические сценарии либо выступают в качестве симуляторов пациентов (робопациенты, роботы-манекены), имитируя человека целиком или только относящуюся к теме обучения часть. Например, это может быть симулятор роженицы или недоношенного ребенка. Иногда такие роботы ведут себя как реальные больные: они дышат, потеют, кровоточат, двигают конечностями, а их зрачки реагируют на свет.

Роботы в доставке

Робота-тележку для обхода больных или робота-курьера можно назвать одним из подвидов роботов-медсестёр. Они используются для доставки лекарств, лабораторных образцов, посуды, еды, для сортировки препаратов, облегчая работу медицинского персонала в больницах и домах престарелых.

Такие роботы способны ориентироваться на местности с помощью встроенной карты, множества бортовых датчиков и компьютерного зрения. Wi-Fi обеспечивает связь с лифтами, автоматическими дверями и пожарной сигнализацией.

Роботы в лучевой терапии

В 1990-х робототехника была внедрена в область радиотерапии и радиохирургии. Первое такое решение включало источник рентгеновского излучения, установленный на роботизированной руке, который точечно обрабатывал участок опухоли. Сейчас роботы умеют доставлять точные дозы облучения непосредственно к опухолям, минимизируя воздействие на другие части тела.

Нанороботы и микророботы

Цель применения микро- или нанороботов — доставка лечебных веществ непосредственно к органам-мишеням16. Они проникают в организм внутривенно или перорально16. Нанороботы слишком малы, чтобы содержать элементы автономного управления, поэтому управляются дистанционно.

Ученые пытаются добиться, чтобы нанороботы могли проводить полноценные неинвазивные процедуры в труднодоступных отделах организма: например, растворять сгустки крови и вводить микродозы лекарств. В перспективе рассматривается вопрос проникновения нанороботов через гематоэнцефалический барьер.

Преимущества использования роботов в медицине

Роботы в современной медицине. Обзор

Практика использования робототехники в медицине показывает: роботы повышают эффективность и скорость процессов в ходе диагностических и лечебных мероприятий, содействуют ускорению реабилитации. На современном уровне развития устройства с искусственным интеллектом в состоянии выполнять частичный уход за пациентами. Роботы успешно зарекомендовали себя в поддержании безопасной внутрибольничной среды.

Медицинские роботы берут на себя минимально инвазивные процедуры, могут регулярно наблюдать за пациентами с хроническими заболеваниями, являются действующими элементами реабилитационной терапии и содействуют повышению социальной активности пожилых людей.

Делегировав роботам рутинные задачи, удается снизить нагрузку на врачей и медперсонал среднего звена. Благодаря этому у лиц, ответственных за взаимодействие с пациентами, остается больше времени и сил, чтобы сосредоточиться на работе, ориентированной на больных.

Работа в период пандемии продемонстрировала высокую эффективность медицинских роботов в ситуациях нехватки медперсонала для выполнения рутинных задач в патогеноопасной среде. В больницах использование роботов для перевозки расходных материалов и белья, для уборки и дезинфекции ограничивает контакт с патогенными микроорганизмами, содействуя борьбе с внутрибольничными инфекциями.

Может ли робот заменить специалиста?

Технологии должны помогать людям, поэтому и врачи, и медицинские роботы трудятся сообща. Их вычислительные мощности объединяются с человеческими навыками решения проблем и творческим подходом.

Эффективность сотрудничества врачей и роботов доказана в ряде исследований, например в области использования искусственного интеллекта для выявления метастатического рака молочной железы. Когда результаты работы системы ИИ были объединены с выводами врача-патологоанатома, точность оценки локализации опухоли и классификации изображений значительно возросла. Коэффициент ошибок был снижен на 85%.

Во время робот-ассистированной операции механизм не выполняет все действия самостоятельно ― врач сидит за консолью и ювелирно перемещает «руки»-манипуляторы. Так удаётся добиться наилучшего результата.

Кроме того, достижения в области робототехники не способны отменить личностный контакт, человеческий опыт и профессионализм практикующего врача. Всегда будут обязанности и ответственность, которые технологии не в состоянии разделить ― их гораздо быстрее, надежнее и дешевле будет поручить людям.

История роботизации здравоохранения в России

Роботы в современной медицине. Обзор

Роботическая программа в России началась в 2007-м с установки 25 американских роботов-ассистентов daVinci. Они выполняют операции в кардиохирургии, урологии, гинекологии, эндокринологии, общей хирургии и других областях18. C 2007 года они провели около 25 000 операций в России. За последние четыре года ― 4500 операций, и это только в Москве.

Плановые очертания процесс приобрел, когда правительство утвердило дорожную карту компании HealthNet (кстати, недавно СберМедИИ стал участником рынка НТИ HealthNet) ― один из планов по продвижению инноваций в медицине в рамках «Национальной технологической инициативы». Она разделена на три этапа и действует до 2035 года. План работы построен с учётом ключевых трендов развития технологий в медицине.

Он включает:

  • Применение методов виртуальной и дополненной реальности.
  • Развитие технологии «Орган на чипе».
  • 3D-печать органов и создание биофабрик (выращивание органов из собственных и животных клеток).
  • Производство нанороботов для коррекции здоровья (в том числе для адресной доставки лекарств).
  • Роботизация хирургических вмешательств ― планируется, что к концу второго этапа плана (2025 год) с помощью роботов будет выполняться большинство операций.

В рамках дорожной карты предусмотрена реализация пилотных проектов в приоритетных направлениях.

Другая первоочередная задача сегодня — формирование необходимых условий и инфраструктуры, в том числе нормативно-правовой регуляции, для внедрения новых технологий.

Эксперты отмечают, что с точки зрения продукта в сервисной робототехнике Россия на пять лет впереди остального мира, но с точки зрения сбыта пока отстаёт. Однако в условиях санкционного давления, ограничивающего поставки разработок из других стран на российский рынок, перед отечественными компаниями открываются широкие перспективы для развития и расширения производства российских медицинских роботов. Ведь именно спрос является драйвером роста.

Перспективы этого направления в телемедицине

В понятие телемедицины входят не только текстовые сообщения, телефонные звонки, пересылка изображений, видеочаты врач — пациент, но и удаленный мониторинг. Именно в последнем случае находится применение возможностям искусственного интеллекта ― для более быстрой диагностики и оптимизации рутинных услуг.

Например, телемедицинский робот InTouch Vici дает возможность врачам дистанционно общаться с пациентом, проходящим лечение в условиях изоляции. Помимо камеры, экрана и клавиатуры, обеспечивающих связь врачей с пациентом, робот снабжен медицинским оборудованием для измерения показателей жизнедеятельности и передачи данных в электронный архив. Усовершенствованные камеры, оснащенные ИИ, помогают обнаруживать лихорадку и другие сигналы организма.

Благодаря телемедицинским приложениям пациенты в отдаленных районах могут получить высококачественные неотложные консультации по широкому спектру проблем. Пациент заходит с планшета или персонального компьютера, а врачи могут использовать тот тип устройств, который наилучшим образом соответствует ситуации. Такая помощь незаменима в случаях, когда требуется срочная консультация, но медицинские работники не могут прибыть к пациенту вовремя.

Вместо вывода

Внедрение робототехники в медицину сопровождается радикальными изменениями и, как итог, ведет к повышению долгосрочной выживаемости пациентов. Разработки в сфере робототехники ведутся непрерывно, а на вопрос «Может ли робот выполнять медицинские операции?» ответ однозначный: «да», — хотя в серьёзных случаях без контроля человека обойтись все же невозможно. Тем не менее это означает, что скоро медицинская индустрия выйдет на совершенно иной уровень, который еще недавно считался фантастическим.

11
Начать дискуссию