Каких ИТ-специалистов не хватает бизнесу в 2024 году

Где их ищут и как привлекают не только высокими зарплатами

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

В 2023 году ИТ-направление стало лидером по приросту новых вакансий, их число увеличилось на треть. В 2024-м тенденция продолжилась, из-за чего между спросом и предложением получился разрыв. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос вырос на 10%, а количество резюме только на 8% (по данным платформы SuperJob).

Рассказываем, каких ИТ-специальностей не хватает бизнесу, где можно найти их представителей за пределами специализированных платформ найма и какими способами, кроме высоких зарплат, завоёвывают кадры различные компании.

Какие ИТ-профессии наиболее востребованы

Основными драйверами спроса в ИТ стали цифровизация экономики и курс на импортозамещение. Компании начали чаще разрабатывать собственные приложения, запускать больше сайтов, использовать цифровые сервисы, внедрять аналитику на основе данных.

Совместное исследование СберПро и сервиса «Работа.ру» показало, что ИТ-специалисты нужны каждой пятой компании независимо от сферы деятельности. Наблюдается высокий спрос на опытных разработчиков. Этих кадров на рынке меньше, искать их сложнее, так как на работных сайтах в основном публикуют анкеты начинающие специалисты.

Кроме программистов, на рынке по-прежнему больше всего востребованы представители «классических» специальностей. С точки зрения компаний, спрос на вакансии выглядел так:

  • 21% — интернет-маркетологи;
  • 18% — программисты;
  • 9% — системные администраторы;
  • 6% — веб-дизайнеры, тестировщики, специалисты по обработке данных;
  • 6% — специалисты по машинному обучению и DevOps;
  • 4% — аналитики данных;
  • 3% — UX/UI-дизайнеры, системные аналитики и SEO-специалисты.

Где ищут ИТ-специалистов

Начинающих специалистов можно найти на платформах по подбору работы или среди выпускников онлайн-школ. В этом грейде предложение обычно превышает спрос.

В прошлом году 30% компаний создавали ИТ-направления с нуля и нанимали новый штат. В таких случаях нанимать новичков нецелесообразно. Компании пока не обладают внутренней экспертизой, чтобы обучать и обеспечивать профессиональный рост.

Для привлечения мидлов и сеньоров стоит обратиться к ИТ-рекрутерам, потому что такие кадры довольно редко размещают резюме в открытом доступе. Рекрутеры ищут их на конференциях, в профессиональных чатах и через личные знакомства. Кроме того, ИТ-рекрутер знает, как правильно собеседовать специалиста, какое резюме подходит под требования соответствующей вакансии, какие вопросы задать для проверки навыков и компетенций. Также можно обратиться за консультацией к руководителю ИТ-направления из другой компании.

Советы для бизнеса, как расширять воронку кандидатов:

• организуйте профильные кафедры и лекции в вузах для отбора и подготовки молодых специалистов;

• работайте со школьниками через программы дополнительного образования и посещения офисов;

• внедряйте переобучение и гибкие ротации сотрудников внутри компании для повышения их квалификации;

• ищите специалистов в разных регионах, предлагайте дистанционные и гибридные форматы работы.

Больше советов и пояснений к ним читайте на СберПро.

Как бизнес удерживает ИТ-кадры

С ростом конкуренции за кадры сотрудники ожидают высокой заработной платы. Однако компании понимают, что важно предлагать не только деньги. Постоянное повышение зарплат перегревает рынок и становится невыгодным. В ИТ-сфере специалисты ценят компании с либеральной корпоративной культурой. Даже при высоких зарплатах они могут отказаться от работы в компаниях, где такая культура отсутствует. Поэтому, улучшая корпоративную среду, можно привлечь и удержать более ценных специалистов.

Какие способы используют для привлечения цифровых специалистов, % компаний

По данным исследования <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsber.pro%2Fpublication%2Ftsifrovie-gorizonti-vostrebovannie-visokotehnologichnie-professii-na-sluzhbe-biznesa%2F%3Futm_source%3Dvc_sberpro&postId=1485378" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">СберПро и сервиса «Работа.ру»</a>
По данным исследования СберПро и сервиса «Работа.ру»

Как привлекать неденежными средствами?

  • Более свободная организация офиса, сон в обед и работа в удобное время. Недосып сотрудников обходится российским компаниям в 3,5 трлн рублей ежегодно. Некоторые работодатели не против, чтобы сотрудники спали в обед и даже оборудуют в офисах капсулы для сна. Ещё один вариант — открыть офис 24/7 и разрешить программистам работать в удобное время.
  • Корпоративная забота о well-being. Комплексный подход к улучшению работоспособности оправдывает себя лучше, чем ДМС и компенсация посещений спортзала. Так посчитали в компании — разработчике платёжного сервиса. Они предложили сотрудникам платформу well-being и собрали на ней психологов, врачей и коучей. Платформа стала важной частью корпоративной культуры, потому что она не просто улучшает здоровье сотрудников, но и создаёт атмосферу заботы и поддержки, где каждый чувствует себя ценным и услышанным.

Подробнее об этих кейсах рассказываем на СберПро.

Начать дискуссию