Как меняется сфера медиа и развлечений с развитием данных

Большие данные меняют правила игры — не зря их называют «новой нефтью». Те, кто получают доступ к этому ценному ресурсу, могут неплохо заработать, остальные лишаются шансов на лидерство. Как Big Data помогает извлекать прибыль и при этом повышать лояльность аудитории для создателей медиа контента и в индустрии развлечений?

Помните период, когда баннеры в интернете были одинаковыми для всех, а для поиска интересной книги или фильма приходилось штудировать тематические форумы? Эти времена давно прошли. Теперь нам с вами не нужно прилагать ровно никаких усилий для того, чтобы получать только актуальный контент.

Даже Smart-TV научились определять ваши интересы и создавать персональные списки рекомендаций. А сервисы по продаже билетов уже вряд ли предложат вам концерты с народной музыкой, если вы все чаще предпочитаете рок. Звучит просто, но как это удается реализовать?

Современные рекомендательные алгоритмы — это вопрос больших данных и больших денег. Достаточно вспомнить эпический конкурс от Netflix, давно и основательно использующий сервис рекомендаций. Сейчас это стриминговый ресурс, а когда-то он просто предлагал в прокат кассеты и диски с видеофильмами. Еще в начале века Netflix начал применять алгоритм CineMatch, который позволял создавать новые рекомендации на основе оценок пользователей. Машинное обучение на тот момент находилось в зачаточном состоянии, и добиться прогресса в точности рекомендаций было непросто.

Как меняется сфера медиа и развлечений с развитием данных

Но потенциал этой задачи оказался настолько велик, что Netflix объявил внешний конкурс на доработку своего алгоритма. По условиям нужно было улучшить точность рекомендаций как минимум на 10% — для этого компания выложила в открытый доступ около 100 млн. оценок обезличенных пользователей. Призовой фонд впечатлял: 1 млн. долларов США. Лучшие команды математиков приняли участие в гонке за миллионом, оптимизируя формулы и переоценивая статистику. Победитель смог добиться улучшения в 10,1% — так обработка больших данных стала приносить огромные деньги.

Как работают сервисы персональных рекомендаций?

Кажется, что все просто: если пользователь любит боевики, ему и надо рекомендовать боевики. На самом деле это не так. Аналитическая модель устроена гораздо сложнее и учитывает интересы не только конкретного пользователя, но и десятков, сотен тысяч других с похожими интересами. А выглядеть это может так.

Пользователю понравился фильм «Крутое кино». Искусственный интеллект запоминает этот выбор и начинает анализ: что нравилось другим пользователям, отметившим «Крутое кино». Для каждого из других фильмов просчитывается вероятность того, что он понравится нашему пользователю. Логично, что нужно предлагать ему варианты с максимальной вероятностью.

Как меняется сфера медиа и развлечений с развитием данных

Но у этой задачи есть множество условий. Наш пользователь может посмотреть несколько десятков фильмов, причем некоторые ему понравятся, а некоторые нет. И алгоритм должен как можно быстрее отреагировать на новые оценки: просчитать новые вероятности и выработать новые рекомендации.

Понятно, что такая модель может работать только с большими объемами данных. Причем собранная информация нуждается в надежной защите. Представьте себе, насколько востребованным (например, в конкурентной борьбе) может быть массив данных, содержащих кропотливо собранную информацию о пользователях, их предпочтениях и оценках. А если есть спрос, значит, будут попытки незаконно овладеть таким привлекательным активом.

Аналитики IDC в своем отчете оценили, как будут расти объемы информации в ближайшие годы. Максимальный рост намечен именно у конфиденциальной составляющей, представляющей максимальную ценность.

Аналитика помогает в прогнозировании

В ближайшем будущем медиа смогут не только готовить персонализированные подборки на основе имеющейся информации от пользователей, но и создавать гарантированно успешные продукты. Некоторые уже действуют в таком ключе. Например, Netflix при выпуске очередного сезона сериала «Карточный домик», был в значительной степени уверен в успехе. Можно сказать, что именно хорошо изученные приоритеты пользователей и предопределили сценарий. То есть в будущем ваши предпочтения будут знать настолько хорошо, что не просто предложат выбор из уже готового контента, но и изначально подготовят его специально для вас.

Приоритеты реальных пользователей уже учитываются на этапе анонсирования новых фильмов или музыкальных альбомов. К примеру, для одних пользователей сервис может предложить постер с колоритным кадром из нового боевика, для других — крупные планы главных героев, для третьих — вообще лирический коллаж по мотивам второстепенной линии сценария. Все зависит от того, что именно уже нравилось этому пользователю.

Виртуальные вселенные: тренд нового времени

В превращением Facebook в Meta все в очередной раз вспомнили о практически неограниченных возможностях виртуальных вселенных. Пока у нас существуют лишь локальные копии — скажем, миры Minecraft или Fortnite. Пока кажется, что все это несерьезно. Но факты говорят об обратном. Идеей метавселенных прониклись не только отдельные компании, но и правительства! Например, чиновники Сеула в ноябре 2021-го объявили о желании сделать город первым мегаполисом в Metaverse. В проект, который будет реализован до 2030 года, уже вложено более $3,3 млн. Планируется, что уже в 2023 году жители Сеула смогут получать в виртуальном городе максимальный перечень услуг от муниципальных подразделений.

Активное развитие AR/VR (дополненной и виртуальной реальности) неизбежно приведет к еще большему росту объемов данных. Шлем или очки VR перестали быть геймерским аксессуаром: например, сегодня в России многие компании-гиганты федерального масштаба используют виртуальную реальность для обучения персонала. Например, для работы на буровой платформе, реальный доступ на которую сильно ограничен.

Как меняется сфера медиа и развлечений с развитием данных

Тренд с виртуальными мирами стал уже настолько явным, что даже премиальные бренды, которые обычно с настороженностью воспринимают любые новые технологии, постепенно переходят в диджитал. Некоторые сервисы уже предлагают создать свой цифровой аватар: например, чтобы примерять цифровые же копии одежды. Украинский стартап 3DLOOK весной этого года привлек 6,5 миллиона долларов от венчурного фонда: он предлагает всего по двум фотографиям сделать свою 3D-копию и использовать ее при покупке вещей.

У медиа и индустрии развлечений нет другого пути, кроме как следовать трендам. Учитывая высокую производительность современных вычислительных систем, быстро обработать большие данные уже не составляет проблем. Другое дело — их накопить и создать совершенную аналитическую модель, которая будет перерабатывать «новую нефть» в рубли, доллары и евро.

22
Начать дискуссию