Коронавирус и поисковый спрос: как ведут себя пользователи и поиск и как это сказывается на SEO?

Информационный шум вокруг темы #коронавируса (коронавирусная инфекция COVID-19) ведёт к сильному изменению поискового спроса и распределению трафика из Яндекса и Google. Давайте, опираясь на данные, проанализируем, кто выигрывает от этого, а кто оказался в числе проигравших и терпит убытки?

Объем поискового спроса

Проанализируем объем и специфику поискового спроса по теме коронавируса. С помощью инструмента «Получение данных из Яндекс.Вордстат» парсим данные Яндекс.Вордстат, собираем наиболее популярные запросы, которые используют пользователи и их частоты.

Фиксируем:

  • Общий объем поискового спроса к Яндексу превышает 38 000 000 запросов в месяц.
  • Если взять интервал в неделю (с 8 по 15 марта) и экстраполировать данные, то можно прогнозировать рост числа запросов к Яндексу до 93 000 000+ в месяц. То есть, сейчас наблюдается резкий рост интереса.
  • Добавив долю Google, можно предположить, что все или почти все пользователи рунета (93 миллиона человек) интересуются тематикой.
<i>​Пример того, как спрос по теме коронавирус «победил» выросший интерес к просадке национальной валюты и не дал никаких шансов «обнулению» президентских сроков.</i>
​Пример того, как спрос по теме коронавирус «победил» выросший интерес к просадке национальной валюты и не дал никаких шансов «обнулению» президентских сроков.

Далее, на основании анализа видимости Яндекса и Google по запросам с максимальным значением точной частоты — получаем рейтинг видимости доменов в выдаче.

<i>​Рейтинг видимости доменов по выборке наиболее частотных запросов.</i>
​Рейтинг видимости доменов по выборке наиболее частотных запросов.

Регион анализа: Россия. Это не сильно принципиально, так как значимая часть фраз по теме — геонезависимые или с малой локализацией, а значит, выдача не сильно меняется в зависимости от региона пользователя.

<i>​Оценка типа наиболее частотных запросов и степени локализации в «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftools.pixelplus.ru%2F&postId=113430" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пиксель Тулс</a>».</i>
​Оценка типа наиболее частотных запросов и степени локализации в «Пиксель Тулс».

Основные выводы по анализу сайтов, обладающих максимальной видимостью и составу выдачи:

  1. Большую часть трафика собирают новостные ресурсы — РИА, РБК, КП и подобные. Таким образом, самим СМИ наиболее выгодно нагнетать обстановку вокруг коронавируса.
  2. Яндекс сам плотно присутствует в выдаче, замыкая трафик на себя и свои продукты: Яндекс.Здоровье, Яндекс.Новости (рубрика /news/rubric/koronavirus), Яндекс.Районы и так далее.
  3. Имеется несколько узконаправленных сайтов, которые успешно работают со спросом за счёт точного попадания в потребность пользователя — coronavirus-monitor.ru, coronavirus-online.ru, coronavirus-24.ru, …
  4. Наиболее успешные из узкоспециализированных сайтов привлекают трафик в несколько миллионов визитов в месяц. Учитывая нарастающий интерес — до 250-500 тысяч пользователей в день. Если предположить, что монетизация такого трафика может составлять порядка 1-2 рублей на пользователя (ARPU), то игра явно стоила свеч.
​Пример динамики трафика по сервису SimilarWeb для одного из узкоспециализированных проектов.
​Пример динамики трафика по сервису SimilarWeb для одного из узкоспециализированных проектов.

Структура спроса: длина в словах

С помощью приёмов работы с WordStat проанализируем, какая структура поискового спроса и как запросы распределяются по длине в словах.

Распределение поискового спроса к поисковым системам по длине запросов.
Распределение поискового спроса к поисковым системам по длине запросов.

Картина здесь довольно интересная, в отличие от большинства тематик, где основная доля спроса приходится на фразы длиной в 3-5 слов, мы фиксируем два пика: однословный [коронавирус] и трехсловные запросы. Самые частотные запросы в семантике:

  • Однословный: [коронавирус].
  • Двухсловные: [симптомы коронавируса], [коронавирус новости], [covid 2019], [карта коронавируса], [коронавирус сегодня].
  • Трехсловные: [коронавирус последние новости], [коронавирус в россии], [коронавирус новости 2020], [коронавирус в китае].
  • Более длинные: [симптомы коронавируса у человека 2020], [симптомы коронавируса у человека], [коронавирус в россии последние новости].

Спрос по типам устройств

Как и в новостной сфере, основной спрос приходится на мобильные устройства (телефоны — 74,5%), на втором месте — десктоп (23,2%), на долю планшетов остаётся 2,3%.

<i>​Процент спроса к Яндексу, в зависимости от типа устройства пользователя.</i>
​Процент спроса к Яндексу, в зависимости от типа устройства пользователя.

Состав выдачи по основному ВЧ *

* — ВЧ или ВысокоЧастотный поисковый запрос.

Сравним, как поисковые системы подготовились к такому интересу и обрабатывают поисковый запрос [коронавирус] на мобильном телефоне (основной пик).

<i>​Первые четыре экрана выдачи Яндекса по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.</i>
​Первые четыре экрана выдачи Яндекса по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.
<i>​Первые четыре экрана выдачи Google по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.</i>
​Первые четыре экрана выдачи Google по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.

Сравнение качества и состава выдачи Яндекс vs Google представим в рамках таблицы.

<i>​Таблица сравнения качества выдачи Яндекса и Google по запросу [коронавирус].</i>
​Таблица сравнения качества выдачи Яндекса и Google по запросу [коронавирус].

А что с контекстной рекламой?

Конечно, ряд маркетологов не проходят мимо такого огромного и нарастающего спроса и пробуют привлекать недорогой трафик прямо по основному ВЧ и производным. Как вам кажется, кто преуспел больше?

<i>​Пример двух рекламных объявлений в выдаче Яндекса по запрос [коронавирус]. Кто оказался более находчивый — энтеросгель или клуб стриптиза «Каприз»?</i>
​Пример двух рекламных объявлений в выдаче Яндекса по запрос [коронавирус]. Кто оказался более находчивый — энтеросгель или клуб стриптиза «Каприз»?

Выигравшие тематики

Все тематики и объем спроса на них можно разделить на 3 группы — выросли, упали и остались без изменений. Какие же сферы оказались в выигрыше от текущих событий и с трудом справляются с ажиотажем?

  • «Онлайн» — всё, что касается просмотра, прослушивания и действий в онлайне или выросло или находится в стабильном состоянии. Оно и понятно, часть стали работать из дома.
  • «Медицина» — здесь выборочно, но фиксируется рост. В крутое пике ушли медицинские маски, антисептики для рук, дезинфицирующие салфетки. Более умеренный рост — противовирусные препараты.
  • «Доставка на дом» — тут всё так же предсказуемо, доставка продуктов на дом и медицинских изделий. Что касается цветов, то тут не так однозначно, сезонный пик 8 марта после которого фиксируем снижение спроса к исходному уровню.
  • «Продукты питания» — вы ещё не купили макароны и гречку? Тогда мы идём к вам!
  • «Электроника и техника» — небольшой рост спроса также можно зафиксировать, хотя он уже связан не с коронавирусом, а с падением курса российского рубля.
<i>Источник — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffishki.net%2Fphoto%2F3247984-v-avstralii-podschitali-skolyko-nuzhno-tualetnoj-bumagi-na-karantin.html&postId=113430" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">fishki.net​</a>.</i>
Источник — fishki.net​.

Хит сезона — туалетная бумага, это вообще стабильно растущий спрос, но эпидемия привела к взрывному росту. Гречка, кстати, в онлайне не выросла =/

<i>​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [туалетная бумага].</i>
​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [туалетная бумага].
<i>​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [маски], речь о медицинских масках для лица.</i>
​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [маски], речь о медицинских масках для лица.

Ряд потребностей из туристической сферы выросло, но не уверены, что это на радость бизнесу.

<i>​[возврат билетов] идёт против тренда на падение спроса в туристической сфере, но это навряд ли обрадует бизнес.</i>
​[возврат билетов] идёт против тренда на падение спроса в туристической сфере, но это навряд ли обрадует бизнес.

Тематики с падением спроса

Безусловно, приличное число тематик оказались в проигрыше. Наиболее пострадавшие от паники:

  1. Туризм и производные (аренда авто, отели, билеты, …).
  2. Развлекательные и офлайн-мероприятия (концерты — отменены, спортивные мероприятия — тоже или проходят без зрителей).
  3. Сфера услуг (сервисные центры, рестораны, салоны красоты, …)

На примере нашего сайта «Пиксель Плюс» можно зафиксировать снижение поискового трафика на 15% без снижения показателей видимости и прогнозируемого трафика CTR × WS.

​Отрицательная динамика поискового трафика для сайта pixelplus.ru (сфера услуг для бизнеса). Просадка не связана с ухудшением позиций.
​Отрицательная динамика поискового трафика для сайта pixelplus.ru (сфера услуг для бизнеса). Просадка не связана с ухудшением позиций.

Сладенькое на закуску — 18+

Это удивительно, но тематика «18+» и здесь не отстаёт и несколько десятков тысяч пользователей устали от обилия новостей по теме и хотят немного отдохнуть.

<i>​Растут все запросы, связанные с основной темой, вот и фраза [порно коронавирус] уже набирает более 5 000 показов в Яндексе в неделю.</i>
​Растут все запросы, связанные с основной темой, вот и фраза [порно коронавирус] уже набирает более 5 000 показов в Яндексе в неделю.

Полезные ссылки

У нас в Москве гриппом за год болеют около трех миллионов человек. И сколько летальных исходов? Я вам скажу, значительно больше, чем от этого нового коронавируса. Но мы же не говорим, что это катастрофа, не прячем никого.

Николай Филатов, Замдиректора НИИ им. Мечникова

Планируйте отдачу от SEO. Результаты от поискового продвижения (SEO) появляются по прошествии 4-9 месяцев работы. Это значит, что важно активировать данный канал уже сейчас, чтобы вывести сайт в ТОП выдачи поисковых систем по окончанию кризиса. Возможно кратковременное падение спроса, но поисковое продвижение — канал с отсроченной отдачей и важно начинать работы именно сейчас, чтобы к моменту фиксации роста продаж, проект был в ТОПе выдачи.

Дмитрий Севальнев, Руководитель департамента SEO и рекламы

Оставайтесь здоровы, не паникуйте и сохраняйте позитив, ваш Дмитрий Севальнев!

Как продажи у вашего бизнеса? Просели ли они прямо сейчас и если да, то насколько (численно)?

1818
12 комментариев

Не статья, а как в сноске Туалетная бумага, хайпиться на коронавирусе, включить хоть раз совесть!

4
Ответить

Поддержу. Урвать кусочек хайпа, хоть совсем и не по теме - вот он "Пиксель+Коронавирус".

2
Ответить

Эм, а что именно не понравилось?

Тут анализ ситуации и спроса по хайповой теме.

2
Ответить

Контрацептивы все смели, наваждение)

1
Ответить

Аптеки отчитались о росте в 150% тут, да -)

Ответить

Всем бодрости!

1. Если вы представитель бизнеса, поделитесь, как численные показатели продаж у вас за последнюю неделю?

2. Если интернет-агенства, то какие показатели по продажам и отказам? Победила паника или здравый смысл?

1
Ответить

В автотематике, начиная с 16 марта — в среднем 3х кратное увеличение продаж каждый день. По опросу клиентов, практически все покупали по причине страха подорожания и ситуации с курсом валют.

1
Ответить