SEO-антикейс, или Как все зафакапить, но так ничего и не понять?

SEO-антикейс, или Как все зафакапить, но так ничего и не понять?

Привет! Больше 10 лет назад один SEO-шник, с которым мы работали в одном крупном отделе одной крупной компании, сказал мне такую вещь:

Даже когда ты не знаешь, почему нет позиций, ты все равно должен делать вид перед заказчиком, что все знаешь, и выдумывать разные доработки, чтобы всегда казаться гуру галактических масштабов.

Тогда это утверждение показалось мне правильным, но недостижимым из-за моей паталогической честности. Про свои неудачи я даже периодически пишу в своем блоге. Но долгое время мне везло, и ничего выдумывать не приходилось.

  • Либо я указывал на проблему, она решалась, и трафик рос.
  • Либо я сразу говорил, что данный сайт под SEO не подходит.
  • Либо я указывал на проблему, она не решалась, и тогда последствия уже зависили не от меня.

Из-за этой своей установки приходилось, конечно, нести определенные потери. Т.к. есть клиенты и работодатели, перед которыми нужно постоянно бисер метать, иначе ты не специалист! Но разговор сейчас не об этом.

Вдохновившись самым популярным постом на vc.ru во вкладке SEO, я решил поделиться одной своей историей провала. Только в отличие от Никиты, который смело мог обвинить во всех бедах девочку в декрете, мне обвинять некого. Ну, себя, наверное, но это уже вам судить.)

Вводные данные

В апреле 2022 года ко мне пришел клиент по тематике кремации домашних животных. Запросы там были примерно следующие:

SEO-антикейс, или Как все зафакапить, но так ничего и не понять?

Всего ключей ~90 штук, но из них штук 50-60 уже и так в 10-ке, а проблемных было штук 30. Эту 30-ку и решили добавить в накрутку ПФ, чтобы сосредоточить серверные мощности на ниболее проблемных запросах.

В принципе, тематика не очень сложная, вполне продвигаемая, проблем возникнуть не должно. Мы оговариваем с заказчиком все детали работы, и первую половину месяца идет чисто базовая техничка:

  • Семантика;
  • Файл с техническими правками;
  • ТЗ копирайтерам;
  • Мета-теги;
  • Начало наполнения и исправления;
  • И т.д.

Одним словом, нестареющая классика, которую я делаю уже много лет подряд, и с которой никогда не было проблем.

Со второй половины оплаченного месяца начинается накрутка ПФ. Та же нестареющая классика, но уже в современных реалиях. Алгоритм и софт обкатанный, уже несколько десятков проектов были в работе, все ок.

Пару слов про накрутку

Конечно, накрутка ПФ не панацея. О тематиках, в которых она не помогает, я подробнее писал в предыдущем посте. И у меня бывали ситуации, когда полностью оптимизированный сайт с накруткой не давал нужных результатов. Такие ситуации обычно выглядят так:

  • Результат есть, но он не такой, какого хотелось бы заказчику. Вежливо расстаемся без обид, потому что есть понимание, что работа выполнена хорошо, и результат есть, но заказчику хотелось большего.
  • Накрутка не дает результата, т.к. сайт клиента долго выходит из под фильтра, который был наложен еще до начала наших работ.
  • Ситуация с мега-сложной тематикой. Типа МФО или "заказать продвижение сайта в Москве". За такие тематики я обычно не берусь, если заказчик не banki.ru, конечно :) И набиваю тут шишки исключительно на своих тестовых доменах за собственный бюджет. Но это уже другая история.

Что было дальше?

В первую половину месяца большая часть базовых работ по сайту была сделана. Семантика, наполнение, теги, техничка, начала работать накрутка. Т.к. проект небольшой, и программист с заказчиком реагировалы оперативно, все происходило довольно быстро.

А потом примерно в конце мая происходит резкий обвал позиций по 90% всех ключевиков. Причем по той части запросов, с которой все было нормально, и она даже отсутствовала в накрутке.

Я бы хотел приложить картинку спада, но проект удален из Topvisor, Allpositions и Метрики =(

В Topvisore только сами ключи остались. Все же это было 2 года назад, так что извините.

Естественно, начинается паника:

Сообщение от заказчика.
Сообщение от заказчика.

И обычно в такие моменты находится внешняя проблема: сайт кто-то взломал и установил вредоносный код, Яндекс наложили фильтр за что-то, заказчик забыл оплатить за хостинг/домен, и сайт был долгое время недоступен и т.д... Но не в этот раз.

Все прекрасно работало и открывалось. Никаких вирусов. Никаких фильтров. Платоны пишут про процветание и стабильность:

SEO-антикейс, или Как все зафакапить, но так ничего и не понять?

Ну и... на этом все. Еще 2 недели мы копошились, пытались выяснить причины, что-то поменять, но ничего не изменилось. Сайт лежал на дне, хотя через неделю после старта работ у проекта была видимость ~50-60%. Заказчик ушел, даже не оглянувшись посмотреть, не оглянулась ли она, а я после этой истории совершенно честно признаю:

Я не знаю, почему это произошло.

Могу точно сказать, что накрутка тут не при чем, т.к. десятки проектов ровно идут по одному и тому же алгоритму, и там все прекрасно.

Подобная ситуация единственная за 13 лет моей практики.

Т.к. Яндекс — это третьи лица, напрямую на которые повлиять невозможно, то в подобных ситуациях остается только догадываться.

Мои догадки

  • Возможно, массовое падение совпадает с майским штормом в Яндексе, которое тогда коснулось многих. И если бы заказчик не ушел, то с накруткой через пару месяцев у нас бы все восстановилось. Т.е. заказчик не дал нам времени покрутить и посмотреть на результат. А в классической накрутке идет примерно такой же долгосрок, как и в обычном SEO — результаты через месяцы с периодическими встрясками.
  • Возможно дело в паре новых страниц, из-за которых Яндекс никак не мог определить релевантность 5-7 запросов. Но вряд ли дело в этом, потому что просело более 50 других ключей, а не эти 5-7.
  • Возможно, сайт слишком быстро вырос (домену было всего 3-5 месяцев), и его падение было лишь частью работы алгоритма, который внедрил Яндекс в 2019 году.

Но главная мысль вот в чем:

Не знать, почему Яндекс повел себя так или эдак — нормально. Яндекс — отдельный организм, живущий по своим правилам. Он самообучается. И даже сами программисты Яндекса не всегда понимают, по какому принципу тому или другому сайту дается топ.

Резюмируя

Сегодня, отвечая в далекий 2013 год своему коллеге, я бы сказал следующее:

Не нужно корчить из себя гуру SEO межгалактического масштаба. Их все равно не бывает. Гуру межгалактического масштаба в SEO — это как гигачад из YouTube. Существует только в фантазиях школьников.

Если ты чего-то не знаешь, не стыдно в этом признаться. А при работе с такой рандомной штукой, как Яндекс, вообще не вижу смысла париться. И если заказчики этого не понимают — значит, вам просто не по пути.

Ну а я по прежнему к вашим услугам! Вот мой блог, а тут можно спросить про SEO-консультирование, продвижение и все такое :)

22
16 комментариев

Любые искусственные попытки вмешаться в работу алгоритма и влиять на сайте искусственно извне рано или поздно сделают свое дело. Нужно изначально создавать качественный контент и создавать условия для естественной вовлеченности. Сочувствую рабам-посредникам в виде SEO фрилансеров. Им нужно пытаться раскручивать изначально неперспективные проекты. Погоня за деньгами. Нужно выявлять причину отсутствия естественного ранжирования. На сайты нужна реальная аудитория и вовлеченность пользователей.

1

Расскажите об этом гуглу 😂 да и яше тоже расскажите

2

вы, случаем, не в яндексе работаете?

Обычно так радикально яндекс не выкидывает, что то вы недоговариваете.
1. 1 статья приносила 99% трафика, ее понизили в выдаче.
2. На сайте вирус. Есть много примеров, когда на сайте есть вирус, ты пишешь об этом хозяевам по доброте душевной, они говорят: ок, мы починем и ничего не делают! При этом продолжают крутить рекламу, но сайт редиректит каждого нового пользователя, а старых нет. И это не обычные сайты, а образовательные порталы по программированию!

1

не знаю, относится ли переезд с поддомена на папку со всеми прописанными редиректами, к мерам, на которые яндекс не должен реагировать радикально, но вот, имеем что имеем. При том, что переезжало несколько поддоменов и только на этом случилось такое

Спустя время не сканил позиции, может все отросло назад?

Проверял их где-то несколько месяцев назад. Их нет даже в топ-30. Крутятся в контексте.