Как восстановить позиции после Google Update: разбор реального кейса зарубежного финтех проекта

Последние 3 недели наблюдается хороший рост финтех проекта, который я веду в качестве in-hose специалиста — сайт почти вернулся на доапдейтные позиции, а в некоторых ГЕО даже улучшился. А это значит, что пришло время сами знаете каких историй. В этой этой статье я расскажу что и как я делал, чтобы реанимировать сайт после мартовского Google Update.

На картинке рост продвигаемого сайта по Франции. Возможно это Олимпиада во всем виновата, но хочется верить, что я.
На картинке рост продвигаемого сайта по Франции. Возможно это Олимпиада во всем виновата, но хочется верить, что я.

К слову, это не первый апдейт, который рушит проект, над которым я усердно работаю последние 4 года. Первый Google апдейт застал меня в далеком 2021, когда я был еще не очень уверенным в себе мидлом. Тогда было абсолютно непонятно, что делать, и я занял выжидательную позицию. И это, кстати, дало свои плоды и помогло не наделать фигни по незнанию — после очередного апдейта сайт отрос обратно. В текущем моменте оставить как есть — значит расписаться в собственной несостоятельности как специалиста, а такое нам не надо.

И так каждый апдейт
И так каждый апдейт

Как нас раскатало

В этом году Google уже успел выпустить 2 апдейта: первый в марте — Core Update* и второй в июне — Spam Update.

* На самом деле в Марте было 2 апдейта, которые шли параллельно — https://status.search.google.com/products/rGHU1u87FJnkP6W2GwMi/history.

Примечательно, что сайт начал терять позиции несколько заранее (примерно за неделю до официального старта апдейта) в обоих случаях. Второе интересное наблюдение — сильнее всего пострадали коммерческие страницы, причем 1 из 2-х кластеров сильнее и на всех основных ГЕО, над которыми я работаю. Это изначально привело меня к мысли, что виноват вовсе не апдейт, а что сайт частично улетел под фильтр. А это, как вы понимаете, всегда крайне печально.

На провал в кривых не обращайте внимания  — это я снимал позиции по одной странице в рамках кластера.
На провал в кривых не обращайте внимания — это я снимал позиции по одной странице в рамках кластера.

Что мы имели и к чему пришли

Цифры по кластеру в ГЕО US, который пострадал сильнее всего:

Цифры наше всё
Цифры наше всё

Обиднее всего в этой ситуации то, что и ссылочное качественное, и техничка проработана, и тексты по пузомеркам ок и теги ракета. А Google тебя сажает на жопу и на твое место ставит сайты, у которых на странице толком-то ничего и нет.

Это почти весь контент страницы, которая стоит в ТОП-1 в US по запросу buy bitcoin. Вот и как после этого верить советам гуглоидов про сайты для людей?
Это почти весь контент страницы, которая стоит в ТОП-1 в US по запросу buy bitcoin. Вот и как после этого верить советам гуглоидов про сайты для людей?

Что я делал и к чему это привело

Собираем данные

Первое, что необходимо сделать — посмотреть, а кто же стал бенефициаром всего этого беспредела. Для этого вполне подойдет и топвизор, но там есть 2 проблемы:

  • Чем больше конкурентов в динамике вы отслеживаете, тем больше денег вы тратите
  • Снимки выдачи штука крайне полезная, но не очень наглядная

Поэтому я заморочился и с помощью Python + BQ собрал дашборд в Looker.

Вместо тысячи слов, покажи мне свой дашборд
Вместо тысячи слов, покажи мне свой дашборд

После того, как стало понятно, а кто же вырос и кто упал, настало время сбора данных. Я собрал показатели по 20+ параметрам по более чем 20 сайтам. В таблицу включил как тех, кто хорошо вырос, так и тех, кто является сильным конкурентом, но апдейт на нем никак не сказался.

Постапдейтный анализ = Google Sheets + много ручной работы.
Постапдейтный анализ = Google Sheets + много ручной работы.

Скорим гипотезы

Второй этап — обработать данные, выдвинуть гипотезы для теста, проскорить и начать тестировать.

Я сеошник, я так скорю
Я сеошник, я так скорю

В рамках скоринга я выделил следующие, наиболее сильные гипотезы:

  • Технические проблемы. Из криминального, что удалось накопать по техничке: разработчики запилили новый раздел исключительно для технических задач, никому о нем не сказали и конечно же не закрыли его от ботов. В итоге до 25% краулингового бюджета сайта уходило на страницы с 404 кодом ответа.
  • Высокий % страниц без трафика. Когда-то существовало расхожее мнение, мол генерь страницы под потенциальный спрос и микро-НЧ запросы. Больше страниц — сайт лучше ранжируется, привлекает кучу трафика и т.д. Возможно оно так где-то и работало, но не сейчас. Ваши страницы-пустышки никому не интересны — ни людям, ни ботам. Но зато вы бонусом получаете проблемы с индексацией и регулярным переобходом действительно важных страниц. Сейчас за такие финты можно реально отхватить пессимизацию. Проверено на собственном опыте.
  • Фильтр. Ночной кошмар любого специалиста. В данном случае я опасался фильтра за ссылки, а именно за переспам мани-анкорами.

В приоритет не была вынесена достаточно интересная гипотеза, связанная с низким (в сравнении с конкурентами) процентом прямого и брендового трафика. Ее не стали тестить, а просто взяли в работу как задачу. В отношении EEAT факторов — аналогично.

Что в итоге сработало

Невероятно, сеошник восстановил сайт после апдейта используя простой советский…

Если вы тоже хотите узнать секреты Ланнистеров, то я вас разочарую: это обычный скриншот.
Если вы тоже хотите узнать секреты Ланнистеров, то я вас разочарую: это обычный скриншот.

На данный момент реализованы п.1 и п.2: на стороне разработки закрыли дыру с 404 и удалили кучу страниц без трафика. Помимо этого внедрили несколько новых блоков на страницы (по большей части для улучшения конверсии) и обновили анкорную перелинковку. Задача по ссылкам (обновление disavow и смещение анкорного баланса в сторону безанкора) еще в работе.

Невероятно, но из того, что более-менее коррелирует в плане позитивного эффекта с датами реализации — анокрная перелинковка. У нас есть небольшой блок на сайте, в котором находятся анкорные ссылки на продвигаемые страницы. С этим блоком и раньше проводились работы, но особой отдачи не наблюдалось. Сейчас же расклад такой: где обновили анкоры — сайт подрос, причем очень хорошо, где не обновили — без изменений.

Пример блока с анкорной перелинковкой
Пример блока с анкорной перелинковкой

Неожиданно? Очень! Пока что тестирую эту гипотезу на других локалях параллельно с текстовой оптимизацией на основных страницах (нет предела совершенству). На подходе новый disavow, новые безанкорные ссылки и..новый апдейт Google 😂 Очень надеюсь, что нас в него не выстегнет, а подбустит.

Заключение

Из всей этой ситуации я сделал два вывода:

  • не бывает нерешаемых проблем

  • сработать может даже та гипотеза, на которую вы делаете минимальную ставку

По традиции, всем топов 🏆

******************************************************************************

Статья подготовлена автором канала SEO PM

22
Начать дискуссию