Юридические требования для медицинских сайтов: соблюдаем закон и улучшаем SEO

В статье рассмотрим, какие юридические документы и сведения должны размещать на своих сайтах медицинские организации, и проанализируем, влияет ли наличие этих данных на SEO-продвижение. Эта информация поможет снизить юридические риски в деятельности клиники или медицинского центра и улучшить видимость сайта в Google.

В конце статьи вас ждет чек-лист, по которому вы сможете проверить, есть ли на вашем сайте необходимая информация.

Рис.1. Юридические требования для медицинских сайтов.
Рис.1. Юридические требования для медицинских сайтов.

В одной из предыдущих статей мы рассказали про обязательные юридические сведения для всех типов веб-ресурсов. Здесь же говорим о дополнительных требованиях именно для медицинских сайтов.

Сайты медицинских организаций относятся к категории сайтов YMYL-тематики. По мнению Google это означает, что ложные или недостоверные сведения, размещенные на таких ресурсах, могут причинить вред финансовому состоянию, здоровью или благополучию пользователей.

Поэтому поисковик с особым вниманием относится к контенту на подобных площадках и стремится обеспечить высокий уровень качества информации. Для более детальной оценки ресурсов YMYL-тематик Google разработал E-E-A-T-факторы.

Е-Е-А-Т (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — аббревиатура, используемая Google для обозначения экспертизы и опыта авторов контента, авторитетности ресурса и его надежности. Эти факторы играют важную роль в ранжировании сайта.

Подробнее про YMYL и Е-Е-А-Т можно узнать в Инструкции для асессоров Google или в нашем видео на YouTube, VK video или Rutube.

Повышенные требования к содержанию сайтов медицинских услуг предъявляет не только Google, но и российское законодательство.

Согласно закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», граждане имеют право на информацию о медицинской организации, ее деятельности, врачах, их уровне образования и квалификации.

Медицинские организации должны предоставлять эту информацию гражданам в доступном виде, в том числе на сайтах, соблюдая требования к ее содержанию и форме. Эти требования определены тематическим приказом Министерства здравоохранения РФ.

Перечень сведений, которые нужно опубликовать на официальном сайте медицинской организации, можно найти в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736.

Звучит сложно? Понимаем. Чтобы облегчить задачу, расскажем, какие конкретно данные нужно разместить на сайте медицинской организации. А также рассмотрим, как они соотносятся с Е-Е-А-Т-факторами и насколько влияют на ранжирование сайта в поисковой системе Google.

Сведения о медицинской организации

Что говорит закон:

На сайте медицинской организации необходимо указывать следующие сведения.

  • адрес юридического лица в пределах его места нахождения (территориально обособленного структурного подразделения юридического лица);
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

Для индивидуальных предпринимателей:

  • основной государственный регистрационный номер;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • адрес/адреса места жительства и осуществления медицинской деятельности;
  • методы оказания медицинской помощи, связанные с ними риски, виды медицинского вмешательства, их последствия и ожидаемые результаты оказания медицинской помощи.

Как информация влияет на ранжирование:

Указание адреса и телефона (с кодом города) является E-E-A-T-фактором. Эта информация также важна для повышения доверия со стороны пользователей и робота поисковой системы, подтверждения легитимности и надежности бизнеса. Кроме того, наличие адреса и контактных данных повышает вероятность лучшего ранжирования сайта в локальном поиске. А это важно для организаций, которые продвигаются в конкретном регионе.

Лицензия

Что говорит закон:

В соответствии со статьей 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», медицинская организация должна разместить информацию о лицензии на осуществление медицинской деятельности. Указать ее номер, срок действия, информацию об органе, который выдал документ.

Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2014 г. 956н предписывает, помимо текстовой информации, также публиковать электронные образцы лицензий.

Как информация влияет на ранжирование:

Наличие лицензии является E-E-A-T-фактором и подтверждает, что организация соответствует определенным стандартам и требованиям, установленным регулирующими органами в области здравоохранения. Размещение этого документа способствует повышению видимости сайта в поисковой системе Google.

Рис.2. Пример с сайта https://www.onclinic.ru/
Рис.2. Пример с сайта https://www.onclinic.ru/

Перечень платных медицинских услуг и цена в рублях

Что говорит закон:

Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 г. № 736 требует от медицинской организации размещать информацию о ценах на услуги. Наличие этих сведений обеспечивает прозрачность деятельности медицинской организации и гарантирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Цены должны быть указаны в рублях.

Как информация влияет на ранжирование:

Полная информация о медицинских услугах и ценах является не E-E-A-T-, а коммерческим фактором ранжирования*. Эти данные позволяют поисковым системам лучше понять, на чем специализируется организация, а также улучшают релевантность сайта по коммерческим запросам пользователей.

Указание стоимости услуг на сайте помогает повысить позиции ресурса в выдаче по запросам с коммерческим интентом (“цена”, “стоимость” и т.п.).

*Для справки: коммерческие факторы ранжирования — это факторы, которые поисковая система, например Яндекс, учитывает при формировании результатов поисковой выдачи по коммерческим запросам пользователей (например, содержащим слова купить, заказать, цена и т.п.). Посредством этих факторов оценивается удобство сайта для пользователя, который хочет заказать услугу. Подробнее про коммерческие факторы в нашем видео YouTube, VK video или Rutube.

Сведения о медицинских работниках

Что говорит закон:

Законодательство требует, чтобы на официальном сайте медицинской организации размещалась следующая информация о медицинских работниках:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
  • сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
  • сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
  • график работы и часы приема медицинского работника.

Как информация влияет на ранжирование:

Наличие сведений о специалистах является E-E-A-T-фактором и может улучшить показатели качества контента, репутацию и доверие к сайту в глазах робота поисковой системы Google. Это важно для ранжирования YMYL-сайтов и их видимости в поисковой выдаче.

С точки зрения потенциальных клиентов, информация о команде, образовании, опыте и стаже сотрудников, дипломы и сертификаты также повышают уровень доверия и влияют на выбор медицинской организации.

Рис.3. Пример с сайта https://www.1-clinic.ru/doctors/antonevich-marina-evgenevna.html
Рис.3. Пример с сайта https://www.1-clinic.ru/doctors/antonevich-marina-evgenevna.html

Вакансии

Что говорит закон:

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 30 декабря 2014 г. 956н, медицинская организация должна размещать сведения о вакантных должностях.

Как информация влияет на ранжирование:

Такие же рекомендации дают и SEO-специалисты в свете проработки E-E-A-T-факторов, поскольку наличие такой информации способствует повышению доверия со стороны поискового робота. Наличие страницы с вакансиями помогает укрепить имидж компании как стабильного и надежного работодателя.

Рис.4. Пример с сайта https://www.emsclinic.ru/vacancies
Рис.4. Пример с сайта https://www.emsclinic.ru/vacancies

Отзывы

Что говорит закон:

Отзывы клиентов нужно публиковать на сайте медицинской организации согласно требованиям приказа Минздрава РФ от 30 декабря 2014 г. 956н.

Как информация влияет на ранжирование:

Отзывы — важный E-E-A-T-фактор, который помогает продвигать сайты услуг. Такая информация укрепляет доверие к сайту и компании, улучшает пользовательский опыт и служит источником полезной информации для потенциальных клиентов.

Для лучшего ранжирования мы рекомендуем предоставить пользователям возможность самостоятельно оставлять отзывы и комментарии на вашем сайте. Так вы продемонстрируете прозрачность и готовность к открытому взаимодействию с клиентами.

Кроме того, можно интегрировать отзывы с внешних платформ, таких как Яндекс Карты и Google Карты. Для этого достаточно создать специальный раздел на странице и настроить регулярный сбор отзывов с профилей на Картах с помощью специальных виджетов и плагинов. С негативными отзывами обязательно нужно работать: отвечать на вопросы клиентов и решать их проблемы. Это поможет улучшить пользовательский опыт и повысить видимость сайта. Подробнее про работу с отзывами и репутацией читайте в статье.

Рис.5. Пример с сайта https://openclinics.ru/
Рис.5. Пример с сайта https://openclinics.ru/

Другая информация

Что говорит закон:

Помимо упомянутого списка информации, на медицинском сайте должны быть размещены и другие сведения:

  • Перечень платных медицинских услуг, соответствующих номенклатуре медицинских услуг.
  • Сроки ожидания бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при участии исполнителя в их реализации.

Иными словами, на сайте нужно прописывать максимальные сроки, в течение которых пациент может ожидать получения бесплатной медицинской помощи. Если частная клиника участвует в такой программе и принимает пациентов по ОМС, она также должна указывать и соблюдать эти сроки ожидания.

Примеры:

Рис.6. Пример с сайта https://www.avaclinic.ru/upload/iblock/ec7/Poleznaya-informatsiya-po-OMS.pdf
Рис.6. Пример с сайта https://www.avaclinic.ru/upload/iblock/ec7/Poleznaya-informatsiya-po-OMS.pdf
Рис.7. Пример с сайта https://medi-center.ru/priem-po-polisu-oms1
Рис.7. Пример с сайта https://medi-center.ru/priem-po-polisu-oms1
  • Стандарты и клинические рекомендации, определяющие порядок предоставления медицинских услуг.

Если говорить проще, то это специальные правила для врачей, которые объясняют, как лечить людей и что нужно делать в каждой конкретной ситуации, чтобы пациенты получали подходящее лечение.

В таких материалах должны быть размещены ссылки на «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, на которых опубликован рубрикатор клинических рекомендаций.

Пример:

Рис.8. Пример с сайта https://www.smclinic.ru/info/#standards
Рис.8. Пример с сайта https://www.smclinic.ru/info/#standards
  • Сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг.
  • Образцы договоров.
  • График работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.
  • Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот при получении платных медицинских услуг, если они установлены учредителем медицинской организации в рамках государственной или муниципальной систем здравоохранения или руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения.

Есть категории людей, которые по закону имеют право на льготы при получении платных медицинских услуг. Например, участники и инвалиды ВОВ, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. и др.

При этом медицинская организация может установить дополнительные льготы, решение о которых принимается учредителем в государственных и муниципальных клиниках или руководителем частной клиники. Например, такие льготы могут предоставляться сотрудникам этой медицинской организации и членам их семей, медицинским работникам в целом или другим категориям граждан, которые медицинская организация решит поддержать.

Пример:

Рис.9. Пример с сайта https://eyesurgerycenter.ru/akcii-i-skidki/socialnye-lgoty-i-skidki.html
Рис.9. Пример с сайта https://eyesurgerycenter.ru/akcii-i-skidki/socialnye-lgoty-i-skidki.html
  • Для медицинских организаций государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения — адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Рис.10. Пример с сайта https://gp66dzm.ru/kontakty-organov-sfery-zdorovya/
Рис.10. Пример с сайта https://gp66dzm.ru/kontakty-organov-sfery-zdorovya/

Как информация влияет на ранжирование:

Для SEO эти сведения не являются прямыми факторами ранжирования, но могут повысить доверие к организации со стороны пользователей — они получат больше информации о деятельности клиники и условиях оказания медицинских услуг.

Подводим итоги

Соблюдение законодательных требований к содержанию информации на сайте помогает избежать правовых и репутационных проблем и может положительно сказаться на ранжировании в поисковой системе Google.

Чтобы упростить работу с юридическими документами и информацией на сайте, мы подготовили чек-лист для сайтов медицинских организаций. С его помощью вы сможете проверить свой сайт и внедрить недостающие сведения на ваш веб-ресурс.

Если вам потребуется помощь в проведении YMYL-аудита или продвижении сайта с использованием SEO-техник, обращайтесь в Ant-Team.ru! Наша команда готова предложить свои услуги и помочь вам достичь желаемых результатов.

Автор: Анастасия Пономарева, SEO-специалист Ant-Team.ru.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.

77
1 комментарий

Классная статья. У меня возник именной такой вопрос и ваша статья закрыла все вопросы!

1
Ответить