Почему Perplexity и ChatGPT search не заменят Google?

Вчера OpenAI анонсировала поиск. Пишут, что это вызов Google, и лишь вскользь упоминают Perplexity. Впервые я опубликовал свои размышления по поводу Perplexity в своем небольшом Telegram-канале еще в июне, теперь эта тема снова актуальна. Просто держите в уме chatGPT search, когда читаете Perplexity.

Почему Perplexity и ChatGPT search не заменят Google?

Perplexity - поисковая система на базе AI, по интерфейсу очень похожая на ChatGPT (основатели - бывшие сотрудники OpenAI и Meta). В феврале в New York Times вышла статья, посвященная Perplexity: Can This A.I.-Powered Search Engine Replace Google? It Has for Me, из которой хочется процитировать этот отрывок:

Зачем журналистам, блогерам и авторам обзоров товаров продолжать выкладывать свои работы в сеть, если поисковая система AI будет просто поглощать их и переваривать? Я высказал эти опасения мистеру Шринивасу. Он признал, что Perplexity, вероятно, будет направлять на сайты меньше трафика, чем традиционные поисковые системы. Но оставшийся трафик будет более качественным и издателям будет легче его монетизировать, потому что он будет результатом более качественных и целевых запросов.

Я сильно сомневаюсь в том, что авторы контента согласятся с этим утверждением, поскольку в данном случае Perplexity выступает посредником, сильно фильтруя конечный трафик. На этом фоне Google в роли навигатора - более выгодный партнер для владельцев сайтов. Не смотря на AI Overviews, Google продолжает придерживаться «традиционной» модели поиска:

Хотя AI Overviews работает на основе специализированной языковой модели, она интегрирована в текущую систему рейтинга и предназначена для выполнения традиционных задач «поиска».

По прогнозам Gartner, к 2028 году органический поисковый трафик брендов снизится на 50% и более, поскольку потребители начнут использовать генеративный поиск на основе искусственного интеллекта. Google очевидно уже сейчас проигрывает эту гонку Perplexity, который пытается сформировать у пользователей новые привычки. На мой взгляд, главная задача Perplexity и аналогичных инструментов сейчас - завоевать молодую аудиторию, которая все чаще ищет информацию в Reddit и TikTok. Именно поэтому Perplexity внедрили поиск по Reddit. Вот что они пишут по этому поводу:

Вы когда-нибудь добавляли «Reddit» в конец поиска, чтобы избежать спонсорских постов или сайтов с партнерскими ссылками? Или иногда вам нужны результаты поиска только в проверенных научных изданиях? Мы понимаем необходимость точности в поиске.

Позже Perplexity заменили название вкладки YouTube (принадлежит Google) на Video 

Другими словами, Perplexity бьют по болям, которые не способен исправить тот самый «традиционный» поиск в Google:

  • Топ выдачи Google завален копирайтерскими обзорами и ненадежными сайтами, цель которых не помочь пользователю, а заработать на нем.
  • Молодая аудитория доверяет личному опыту, поэтому идет в социальные сети и на форумы в обход поисковой выдачи (даже если использует Google для этих целей).
  • Поиск информации в Google занимает больше времени, чем поиск в Perplexity. Лично для меня поиск в Google, к примеру, научных статей - очень утомительный процесс.
  • Контекстная реклама является дополнительным барьером для поиска нужной информации.

Традиционная выдача в Google

Традиционная выдача в Google 
Традиционная выдача в Google 

На данный момент главная проблема Perplexity (и теперь chatGPT search) - оторванность от привычной экосистемы, люди все еще пользуются браузерами, и в этом смысле у Google сохраняется монополия на внимание. Ситуация, возможно, изменится, когда мы первым делом будем открывать не привычный браузер, а Perplexity/ChatGPT или их аналог, в который будет встроена функция не только поиска, но и перехода на нужные сайты напрямую. Поэтому на данный момент Perplexity - аналог Google, а не его замена, для тех, кому важны быстрые ответы, отсутствие рекламы в выдаче, фильтрация ненадежных источников и более точный поиск. Досадно, что Google так и не превратил операторы во что-то действительно удобное и очевидное, так что даже в таких мелочах главный поисковик в интернете проигрывает молодым стартапам.

Update по абзацу выше: chatGPT оказались умнее Perplexity, так как сразу же выпустили расширение, которое заменяет стандартный поиск в поисковой строке Chrome на chatGPT search.

Если вам интересно SEO и маркетинг, подписывайтесь на Gray Hat SEO в Telegram.

Начать дискуссию