«Магия SEO»: как поисковая оптимизация превращает трафик в прибыль
Вкладывая деньги в поисковое продвижение, владельцы сайтов нередко испытывают сомнения. Окупятся ли затраты? Удастся ли получить нужный результат? Это вполне разумные и закономерные вопросы для каждого, кто делает ставку на SEO-оптимизацию.
SEO-продвижение и прибыль компании связаны намного теснее, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Что такое SEO
SEO — это поисковая оптимизация. Она включает различные стратегии и методики, суть которых состоит в том, чтобы улучшить видимость сайта в поисковиках, поднять его на более высокие позиции в выдаче. При грамотном SEO сайт становится более привлекательным для поисковых систем, а пользователи быстрее находят его по релевантным запросам.
Влияние SEO на бизнес и прибыль
Спойлер. Если говорить о влиянии и пользе для бизнеса, то поисковое продвижение всегда показывает отложенный результат. Правильно выбранная SEO-стратегия — это скорее долгосрочная инвестиция, которая приносит доход спустя время, а не быстрый куш.
Поисковая оптимизация помогает привлекать заинтересованных клиентов, получать целевой органический трафик, увеличивать количество уникальных посетителей, превращая сайт в постоянный источник продаж.
Среди бизнес-задач, которые решает SEO, можно выделить три основных: рост позиций сайта, трафик и конверсии. На этих «трех китов» и опирается поисковая оптимизация.
Рост позиций, улучшение видимости
Повышение позиций и улучшение видимости в SEO — это два неразрывно связанных параметра. Прежде всего потому, что позиция сайта определяет его посещаемость. Чем выше сайт расположен в поиске, тем быстрее его увидят потенциальные клиенты, которые интересуются той или иной услугой, товаром.
Комплексная оптимизация поднимает сайт в выдаче по тематическим, релевантным ключевым словам. В результате пользователь, вбивая определенный запрос, сразу видит продвигаемый сайт. Чем чаще название бренда, компании или веб-сайта будет появляться перед целевой аудиторией, тем быстрее запомнится. В дальнейшем люди с большей долей вероятности будут возвращаться на площадку с уже знакомым названием и совершать нужные действия, например, оставлять контактные данные, подписываться на рассылку или делать заказы.
Увеличение посещаемости сайта и другие плюсы
Пункт прямо вытекает из предыдущего. Грамотно выстроенная SEO-стратегия улучшает видимость сайта компании в поисковиках, притягивая тем самым стабильный органический трафик. При этом для привлечения пользователей не нужно тратить деньги на контекстную рекламу.
Как еще влияет SEO на прибыль? Например, повышает узнаваемость бренда, повышает репутацию компании в сети, помогает формировать целевую аудиторию или расширять существующую. Оптимизация способна подчеркнуть преимущества компании и выделить на фоне конкурентов.
Рост конверсий
Поисковая оптимизация помогает не только привлекать заинтересованных пользователей (лидов), но и способствует увеличению количества целевых действий на сайте. Повышать конверсии помогает комплексный подход к продвижению:
- Полная техническая оптимизация — начиная от скорости загрузки страниц и дизайна сайта, заканчивая правильным заполнением тегов и удалением дублей контента/страниц. Проработка этих моментов положительно влияет на ранжирование сайта и улучшает пользовательский опыт.
- Создание оптимизированных страниц с привлекательными заголовками и описаниями. Проработка таких элементов мотивирует посетителей совершать те или иные действия, например, заполнять формы для заказа конкретных товаров.
- Загрузка качественного контента. SEO помогает определить наиболее релевантные ключевые слова и фразы, привлекающие нужную аудиторию. Подготовка полезного контента, в свою очередь, позволяет дольше удерживать пользователей на сайте и повышает вероятность совершения целевых действий.
Влияние SEO-продвижения на прибыль компании проявляется и в повышении удобства для своей ЦА. Благодаря грамотной оптимизации контента на сайте пользователям становится проще найти то, что они ищут.
Как понять, что SEO идет на пользу бизнесу
Чтобы понять, насколько эффективно работает внешний подрядчик или штатная SEO-команда, важно отслеживать правильные KPI. При этом желательно держать в голове тот факт, что поисковая оптимизация — это всегда работа вдолгую. При оценке результаты рассматривают комплексно. Ведь если акцентировать внимание лишь на отдельных моментах, можно что-то упустить.
Тут сделаем небольшое отступление и рассмотрим, какими бывают метрики оценки эффективности SEO.
Запаздывающие
Output, или запаздывающие метрики, показывают уже свершившийся результат, на который нельзя повлиять. По ним можно оценить ситуацию в текущий момент, посмотреть, как обстоят дела после того тех или иных действий. Наиболее яркий пример запаздывающей метрики — доход.
Доход относится к показателю, о котором компания узнает постфактум. То есть на момент получения информации о повышении или, например, снижении показателя сделать с ним уже ничего не получится.
Опережающие метрики
leading indicators, или опережающие метрики, указывают на происходящие изменения. Их можно отслеживать в реальном времени, а значит, влиять на них, меняя тем самым результат, то есть запаздывающие метрики.
Основные метрики оценки эффективности SEO
Рассмотрим основные показатели, по которым можно судить об эффективности поисковой оптимизации.
- Увеличение показов. Относится к опережающим показателям и помогает оценить, насколько часто сайт появлялся в результатах поисковой выдачи.
- Увеличение доли поискового трафика, включая переходы по брендовым запросам. На сайт переходит больше пользователей, повышается общая лояльность аудитории — она дольше задерживается на площадке, просматривает сразу несколько страниц, а общий процент отказов минимален. Оценить, насколько сильно вырос трафик можно с помощью «Яндекс.Метрики».
- Рост конверсии. Понять, как SEO-продвижение влияет на конверсии и прибыль поможет расчет. Его формула проста: конверсия = лиды/поисковый трафик х 100%. Коэффициент конверсии также относится к запаздывающим метрикам.
- Успешность ранжирования по ключевым словам. Определяет позиции сайта в выдаче, показывает, насколько хорошо сайт привлекает целевую аудиторию и обеспечивает лидогенерацию.
- Рост позиций в поисковой выдаче. Если сайт появляется в поиске на первой странице по небрендовым запросам, это говорит об успешной оптимизации.
Понять, что SEO реально работает, а не просто «съедает» бюджет, помогает и оценка ROI (return on investment). Это коэффициент возврата инвестиций, с помощью которого оценивают рентабельность вложений.
При расчете ROI в SEO сравнивают сразу несколько показателей.
- Уровень затрат и объем полученной прибыли
Расходы на оплату специалистов, применение инструментов и ПО сравнивают с прибылью, которую получают в результате продвижения. Учитывают процент роста продаж
- Конверсии
Какой процент посетителей из органического поиска совершает целевые действия на сайте? Высокая конверсия указывает, что продвигаемый сайт привлекает ЦА и превращает ее в реальных клиентов
- Ключевые слова
Для оценки эффективности важно понимать, по каким поисковым запросам пользователи находят сайт. Отслеживание позиций помогает понять, насколько эффективна выбранная SEO-стратегия и нужно ли ее корректировать
В упрощенном варианте коэффициент ROI рассчитывают по следующей формуле:
- Прибыль от SEO-оптимизации – Затраты на оптимизацию/Затраты на SEO х 100%.
Примеры успешной реализации SEO
Итоговая цель всех вложений в бизнесе, включая SEO, — это повышение дохода. Если рассматривать поисковую оптимизацию, то увеличение органического трафика помогает наращивать показатели доходности и увеличивать прибыль. Докажем это на одном из примеров.
Кейс: увеличение органического трафика и прибыли крупного интернет-магазина
Несколько лет назад команда нашего агентства занималась продвижением одной из крупных онлайн-площадок — сети гипермаркетов премиальной бытовой техники. Перечень задач состоял из следующих пунктов:
- увеличение семантического охвата по средне- и низкочастотным запросам;
- удаление дублей страниц и устранение технических ошибок, влияющих на ранжирование;
- работы по привлечению регионального трафика;
- оптимизация скорости загрузки страниц, уникализация контента.
Объем работ получился внушительным. При этом определенные сложности были связаны с особенностями ценовой политики и концепцией работы интернет-магазина, направленной на премиальный сегмент.
По объему и многообразию задач проект получился интересным, а по результатам — вполне успешным и для нашей команды, и для стороны клиента. Так, видимость сайта по небрендовым запросам в «Яндексе» выросла более чем в три раза. Доход с органического трафика за три года увеличился на 300%. За все время сотрудничества (четыре года) нам удалось привлечь на сайт около 3 млн новых посетителей из поисковиков.
Заключение и выводы
Так или иначе, но наиболее важным показателем для любого бизнеса являются деньги. Это касается и вопросов SEO-оптимизации: если сайт не приносит прибыли и не помогает увеличивать доходы, то остальные факторы не имеют значения. Несмотря на то что эффективность поисковой оптимизации оценивают помощью других метрик, таких как трафик, позиции в выдаче и конверсии, она влияет на показатели доходности.
Прибыльность ресурса и бизнеса в той или иной сфере связаны опосредованно, поскольку на конверсию влияют и другие факторы, включая качество работы отделов продаж, УТП, качество предлагаемого продукта и другие. Тем не менее чем лучше проведены работы по оптимизации, тем лучше индексируются страницы, быстрее растет органический трафик и больше пользователей и потенциальных клиентов приходят на сайт через поисковую систему. Расширение клиентской базы обычно влечет за собой развитие компании и постепенный рост прибыли.