Как оценить подрядчика по PBN
Создание Private Blog Network (PBN) — сложный процесс, где качество напрямую зависит от профессионализма подрядчика. Но как отличить опытную команду от любителей? Разбираем ключевые параметры выбора, которые помогут избежать ошибок и получить работающую сеть.
Количество доменов PBN, которые подняли за последние два года: больше или меньше
Объем работы — первый индикатор уровня компетенций команды. Сложность в том, что раскрыть конкретные кейсы никто не сможет — такие работы всегда под NDA. Но дать информацию о количестве доменов без упоминания клиентов не так уж и сложно.
Что вообще входит в работы по «поднятию» домена (на нашем опыте):
- Хостинг.
- Установка Wordpress.
- Установка кастомной темы WP с отсутствием футпринтов. Футпринт — это уникальный слепок (кусок кода, айпишник, автор в вордпрессе и другие факторы), по которому можно найти аналогичный сайт и вычислить всю сетку.
- Генерация контента и изображений.
- Размещение ссылок на целевой сайт клиента.
Если команда поднимает меньше 80 доменов в месяц, высока вероятность, что работает один специалист, никакой автоматизации нет, опыта для уверенной работы недостаточно. А еще есть риски: если со специалистом что-то случится (больничный, увольнение), работа встанет.
Команды, которые работают с большим потоком (более 500 доменов в месяц), требуют особого внимания: важно проверить, сохраняют ли они индивидуальный подход или полностью перешли на шаблонные решения. Такие подрядчики могут жертвовать кастомизацией ради автоматизации, что особенно заметно в нишевых задачах.
Например, создание трафиковой PBN-сети (ориентированной на привлечение органического трафика) требует:
- анализа тематики с высоким потенциалом трафика;
- рерайтинга конкурентных статей с сохранением ключевых запросов;
- генерации дополнительного релевантного контента.
Для крупных команд реализация таких проектов сопряжена с высокими затратами, так как каждый этап требует ручной настройки. Это делает индивидуальный подход экономически невыгодным при работе с большими объёмами.
На наш взгляд, лучше выбирать средние команды, которые обрабатывают от 80 до 500 доменов в месяц. При таких объемах гораздо меньше форс-мажоров, процесс уже хорошо автоматизирован, при этом остается возможности кастомизировать услугу под конкретный запрос.
Сколько доменов может поднимать
Здесь важно то, насколько качественно настроены процессы создания PBN. Если у подрядчика четкая система, он легко увеличит или уменьшит объём работ под ваши требования.
Например, если к нам придет клиент с запросом на 300 доменов, мы можем быстро увеличить наши мощности за счет собственной биржи качественных исполнителей и глубокой автоматизации.
Система оценки доменов
Нужно выяснить, каким образом подрядчик оценивает домены.
Для качественной оценки важны:
- метрики: Ahrefs, Majestic;
- опыт и насмотренность;
- аналитика контента, который ранее был на этом домене.
Если домены оценивают вручную, результаты будут слабыми, так как качественно обработать большой входящий поток доменов невозможно. Полностью автоматизированная система тоже не подойдет: можно пропустить хорошие домены. Дело в том, что метрики сервисов (Ahrefs, Majestic) — это синтетические показатели: их сформировали сами сервисы, полагаться на них полностью нельзя. Тем более, у одного и того же домена эти метрики часто различаются.
На наш взгляд, идеальный вариант — полуавтоматическая система, которая проверяет домены на базовые критерии, а затем перенаправляет на специалиста, который занимается более детальной оценкой.
Например, у нас такая система работает следующим образом:
- На этапе первичного фильтра происходит автоматический отбор доменов по базовым метрикам (Ahrefs DR, Majestic Trust Flow и др.).
- Через API Majestic проверяем историю ссылок: автоматически исключаем домены с упоминаниями порно, азартных игр и другого нежелательного контента в анкорах.
- Проводим ручную модерацию. Домены, которые прошли автоматическую проверку, попадают на дашборд к модераторам, которые анализируют историю через веб-архив, еще раз перепроверяют анкоры и принимают решение о допуске в «белый список».
Такой гибридный метод (алгоритмы + экспертиза) обеспечивает баланс между скоростью и качеством отбора. А еще благодаря регулярным проверкам у нас формируется база предварительно проверенных доменов.
Оценка и прогнозирование стоимости домена
Участие в аукционах предполагает временную блокировку средств. Если подрядчик не может заранее спрогнозировать итоговую стоимость лота, это приводит к нерациональному распределению бюджета: деньги «замораживаются» на неперспективных аукционах, а шансы выиграть ценные домены снижаются.
Как это решается:
- Анализ исторических данных — сравнение метрик (трафик, количество обратных ссылок) с ценами на прошлых аукционах.
- Расчёт справедливой стоимости — определение максимальной цены, которую стоит платить за домен с учётом его потенциала.
Такой подход минимизирует риски переплат и повышает эффективность участия в торгах.
В каких аукционах участвует и на каких площадках играет
У участия в аукционах есть свои нюансы. Так, есть самые крупные и известные платформы вроде Expired и Backorder, но помимо них — несколько небольших нишевых площадок. На таких площадках меньше лотов и игроков, но из-за этого можно получить нужный домен дешевле, чем на крупной площадке.
Если один и тот же лот отыгрывается на двух площадках одновременно, можно начать конкурировать с самим собой, повышая ставки на разных площадках. Например, если на Expired ставка на лот становится выше 3000 рублей, то площадка по API обращается к Backorder и выставляет ставку у себя, опираясь в том числе на то, сколько стоит этот же лот на Backorder.
Важно, чтобы подрядчик был в курсе подобных особенностей аукционов и смог грамотно распределить бюджет: зарезервировать деньги на тех площадках, где возможность выиграть интересующий лот выше.
Разобраться с этим вам помогут следующие вопросы:
- На каких площадках будете играть и почему?
- Какие есть нюансы в работе аукционов? Какие платформы сотрудничают друг с другом и как именно?
- Как влияет отраслевая специфика на выбор площадки?
- Где нужно сделать ставки, чтобы с большей вероятностью выиграть?
Автоматизация ставок за домены
Подрядчик должен уметь:
- Прогнозировать стоимость и адекватно оценивать, выше какой цены домена подниматься не стоит.
- Автоматизировать ставки. Делать ставки вручную — занятие рискованное, даже опытным специалистом может внезапно овладеть азарт и желание выиграть. К тому же ближе к концу аукциона нагрузка на систему растет, сервис может просто перестать работать — домен выкупить не удастся.
Например, мы разработали алгоритм, который отслеживает десятки лотов одновременно и начинает делать ставки в последние 30 минут аукциона. В системе мы задаем максимальную итоговую цену, выше которой ставку сделать не удастся.
В каком виде предоставляются PBN
От формата передачи доменов зависят затраты на поддержку и юридические риски.
Если подрядчик передает статический HTML, то это трудозатратно. Чтобы внести изменения, потребуется программист, а любое обновление контента или дизайна будет платным.
Домен на CMS — оптимальный вариант. В этом случае контент можно обновлять без привлечения разработчиков, и вы легко найдете специалиста для поддержки, даже если смените подрядчика.
Если вам предлагают контент из веб-архива — это «красный флаг» при работе с ru-сегментом. Значит, подрядчик не опытен: еще не сталкивался с исками правообладателей или выкупает никому не нужные сайты.
Какой контент размещают на поднятом домене
Копирайтинг с нуля — это очень дорого и никак не вписывается в экономику PBN. AI-генерация текстов — хороший выбор, тем более сейчас, когда генеративный ИИ очень активно развивается.
Важно уметь составлять очень подробные и четкие промпты, при этом разрабатывать новый промпт для каждого домена — тоже дорого. Поэтому у подрядчика должен быть хорошо отработанный каскад промптов, наработки, которые позволят ускорить создание новых ТЗ для искусственного интеллекта.
Чтобы это оценить, можно узнать, какие данные подрядчик использует для составления промптов, попросить описать процесс.
Автоматизация развертки сайтов
Автоматизация развертывания сайтов в PBN не опция, а необходимость.
Установка CMS, настройка тем, базовые плагины — вручную на один сайт уходит 1–2 часа. Для сети из 100 доменов это 200+ человеко-часов. Поэтому вы вряд ли встретите подрядчика, который никак не автоматизировал процесс развертывания сайтов. Основной вопрос: каков уровень этой автоматизации.
В идеале процессы установки самого Wordpress, темы WP, плагинов должны быть автоматизированы. Тогда развертывание сайта — дело нескольких минут. Создание и размещение контента — история опциональная. Если эту часть работы автоматизировать полностью, могут всплыть неприятные ошибки, поехать верстка и так далее.
Чистка шаблонов от футпринтов
Многие подрядчики заявляют о защите от футпринтов, однако на практике такие меры часто сводятся к базовым действиям — например, созданию облачных аккаунтов. Реальная борьба с цифровыми «отпечатками» требует глубокой технической проработки.
Многие до сих пор используют шаблоны из официального репозитория WordPress. Казалось бы, что плохого в стандартной теме? Но в её коде спрятаны десятки меток: версии плагинов, служебные комментарии, следы популярных конструкторов.
Поэтому перед сотрудничеством обязательно уточните, использует ли подрядчик скачанные шаблоны из репозитория WP или же предварительно чистит их от футпринтов и устанавливает из своего закрытого репозитория. Спросите, какое количество шаблонов он будет использовать для вашей сетки. Например, если вам нужно создать сеть из 100 доменов, нормальное количество шаблонов для нее — около 50.
Мониторинг и контроль сети
PBN-сеть важно контролировать: следить за работоспособностью, сроками регистрации доменов и сертификатов. Для этого подрядчики ставят ресурсы на мониторинг. Важно выяснить, будет ли работать и сколько будет стоить мониторинг после прекращения сотрудничества или вам придется настраивать собственную систему контроля.
Мы этот процесс организовали следующим образом: подключаем клиенту телеграм-бота, который отправляет уведомления в случае, если что-то происходит с доменом, предупреждает о сроках окончания действий сертификатов.
Даже если сотрудничество завершится, бот продолжит работать, а клиенту не придется ничего платить за такой мониторинг.
Помимо мониторинга технического состояния, нужна информация о самой сети: количество ссылок, на какие страницы сайта ведут и так далее. Если подрядчик этот процесс автоматизировал и вам не придется запрашивать эту информацию у него — это хороший знак.
Свою систему автоматизированных отчетов мы настроили в Looker Studio. Там можно получить следующую информацию:
- домены в сети;
- с каких доменов поставлены ссылки, на какие страницы и когда;
- количество ссылок на money-сайт;
- какие анкоры сколько раз и где использованы;
- когда было последнее обновление информации по PBN.
Даже если клиент самостоятельно разместит новую ссылку на домене, она также отразится в отчете.
Гарантированный аптайм PBN
Здесь важно выяснить, есть ли возможность репликации серверов, чтобы обеспечить гарантированный аптайм сети.
Например, для крупных сетей мы строим два сервера в разных дата-центрах. Раз в сутки slave-сервер реплицирует информацию с master-сервера. Балансировщик нагрузки проверяет доступность каждого сервера. И если основной по какой-то причине падает, балансировщик автоматически перенаправляет запросы к дублирующему серверу. Эта схема позволяет гарантировать высокий аптайм в районе 95–98%.
Индексация и проверка PBN
Как делают индексацию PBN и проверяют на фильтры? Гарантируют ли индексацию в течение срока контракта? Сколько стоит после окончания?
Индексация PBN включает обязательную проверку доменов на фильтры Google через добавление в Google Search Console (GSC). Это критически важно, но многие пренебрегают этим шагом из-за сложности создания и поддержки аккаунтов Google. Однако наш опыт показывает, что даже у внешне "белых и пушистых" доменов при добавлении в GSC могут выявляться фильтры. Без этой проверки обнаружить проблему невозможно, и включение такого домена в сеть несет риск.
Для ускорения первичной индексации новых доменов мы используем ключ Google Indexing API, обеспечивающий значительный буст. Однако следует учитывать, что эти аккаунты Google имеют крайне ограниченный срок жизни и быстро "умирают". В большинстве случаев один и тот же ключ API не cработает для повторной индексации.
Постоянный контроль за PBN после запуска жизненно необходим, так как сайты сети могут выпадать из индекса. Если на момент запуска все в порядке, то через год может не остаться ни одной проиндексированной страницы. А это выброшенные деньги. Поэтому проверять статус индексации нужно как минимум ежемесячно.
Задайте подрядчику вопросы:
1. Как заказчик будет поддерживать индексацию на протяжении всего срока контракта?
2. Сколько стоят регулярные проверки индексации и работа по возвращению выпавших страниц обратно в индекс после построения сети?
Развитие PBN
Разместить нужные ссылки с PBN-сети и просто поддерживать работоспособность доменов — допустимый вариант. Однако хорошо, когда подрядчик максимально вовлечен в работу и может предложить вам больше. Например:
- Работу с индексацией: искать методы, которые помогут проиндексировать страницы вне индекса.
- Построение Tier-ссылок (ссылок третьего уровня) на ваши PBN-сайты для усиления их авторитета.
- Другие варианты развития сети.
Аналитика
Главная задача ПБН — повысить видимость целевого сайта в поисковой выдаче. Недостаточно просто создать сетку ПБН и расставить ссылки — важно убедиться, что проделанная работа действительно дала нужный результат и повлияла на позиции сайта, конкретные кластеры, целевые страницы. Поэтому обязательно спрашивайте подрядчика, как именно он анализирует эффективность работы по развитию PBN.
Приведем пример того, как устроена аналитика в нашей команде.
Спустя минимум 3 месяца (оптимально — около 6 месяцев) после начала работы с PBN мы приступаем к первичному анализу. За это время страницы со ссылками успевают полностью проиндексироваться, а ссылочный вес распределиться и закрепиться в алгоритмах Google.
Мы используем данные из Google Search Console (GSC) и изучаем изменения позиций, показов и кликов. Делаем это как в целом по сайту, так и более детально — по отдельным группам страниц.
Какие группы страниц мы выделяем для анализа:
- Если работа была направлена на конкретные кластеры сайта, то оцениваем эффективность по этим кластерам.
- Если ссылки проставлялись просто на отдельные целевые страницы, то рассматриваем их в совокупности, либо по-отдельности (если их совсем мало).
Если работы по проставлению ссылок велись в разные периоды и были сильно растянуты во времени, мы выделяем отдельные когорты страниц по времени начала работ.
Для более точной оценки стараемся придерживаться принципов A/B-тестирования. Если это возможно, формируем контрольные группы для сравнения. В реальности это бывает сложно, поскольку заказчик обычно уже предоставляет список целевых страниц для работы, и возможность выбирать контрольную группу зачастую ограничена. Тем не менее, по возможности мы применяем статистические тесты для того, чтобы подтвердить или опровергнуть значимость наблюдаемых изменений.
Обязательно смотрим на поведение метрик как целевых страниц, так и всех прорабатываемых анкоров — что сработало лучше: связка «целевой URL + анкор», отдельные анкоры или сами целевые страницы выросли сильнее, независимо от используемых анкоров, сравниваем с другими страницами и запросами, не участвовавшими в работе.
При анализе стараемся учесть влияние сезонности и других известных факторов, таких как маркетинговая активность клиента и другие внешние события. Отдельное внимание уделяем отслеживанию апдейтов Google и их влиянию на динамику сайта.
Вывод
Чтобы выбрать качественного подрядчика по созданию PBN, нужно обращать внимание сразу на несколько аспектов, однако ключевые из них: системный подход, высокий уровень автоматизации, способность адаптироваться под ваши задачи, опыт участия в доменных аукционах и наличие аналитики для построения эффективных стратегий. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам выбрать надежного партнера.
Автор: Александр Чепукайтис, руководитель digital-агентства Ant-Team.ru.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.