Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)

Всем привет. Это статья о том, как работают колдунщики Яндекса, зачем они нужны бизнесу и как в них попасть. Вокруг них много мифов, многие думают, что они недоступны обычным смертным. На самом деле, там все просто — с колдунщиками могут работать все, для этого не нужно быть ИТ-гигантом.

Три мифа о колдунщиках

В двух словах: колдунщики — это элементы выдачи, которые сразу отвечают на вопрос пользователя. Часто приходится слышать мифы о колдунщиках Яндекса — они особенно распространены среди клиентов и начинающих веб-мастеров. Вот мой личный хит-парад популярных заблуждений:

Миф №1: «Колдунщики доступны только самому поисковику»

Этот миф даже стал инфоповодом: несколько компаний («Авито», ЦИАН, 2ГИС и другие) обвинили Яндекс в том, что попасть в его колдунщики сторонние сервисы не могут. Теперь ФАС хочет, чтобы Яндекс обеспечил равный доступ к колдунщикам для всех компаний. Самое поразительное, что попасть в колдунщики давно может любой желающий — например, это сделали около 30 тысяч интернет-магазинов.

Миф №2: «Яндекс ворует позиции в выдаче»

Идея в том, что колдунщики якобы занимают позиции в выдаче, которые могли бы достаться сайтам. На самом деле, колдунщик — это дополнительная позиция в выдаче. Они не влияют на положение ваших сайтов, вы по-прежнему можете получать поисковый трафик.

Миф №3: «Колдунщики делают выдачу неконтролируемой»

Ок, мы научились оптимизировать сайты, а потом появились колдунщики и все испортили. Опять же, верно обратное: колдунщики делают выдачу более контролируемой. Благодаря ним, в выдаче появляются площадки, с которыми вы можете работать. Сейчас расскажу об этом подробнее.

Как попасть в колдунщики Яндекса

Итак, содержание колдунщиков по брендовым запросам можно контролировать. Главный совет: работайте с обратной связью, общайтесь с пользователями и следите за актуальностью информации на сайте. Я проанализировал методичку Яндекса и собственный опыт, чтобы составить несколько рекомендаций, которые помогут получить хороший результат от колдунщиков.

Список организаций

Когда люди ищут что-то вроде «где купить пиццу на ВДНХ», появляется колдунщик с каруселью релевантных организаций. Там отображаются адрес, фото, время работы, оценки, отзывы — в общем, информация, которая помогает людям принять решение о том, стоит ли обращаться именно к вам. Где Яндекс берет данные для этого колдунщика? В карточке компании из Справочника — и ее содержанием можно управлять.

Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)

Добавьте информацию о компании в Справочник и дождитесь проверки модераторами, чтобы получить синий бейджик верификации. Организации с бейджем вызывают больше доверия. Заполнение всех полей карточки повышает рейтинг компании в глазах алгоритмов Яндекса. Другой способ попасть в сниппет — разметить сайт с помощью Schema.org, тогда робот Яндекса сможет корректно обработать информацию и добавить ее в Справочник.

Ах, да, у вас должно быть много отзывов (само собой, положительных) — мотивируйте клиентов рекомендовать вас на Яндекс.Картах, напоминайте об этом после покупки. Обязательно отвечайте на негативные отзывы — Яндекс это учитывает при формировании рейтинга.

Рецепты

Идеальный вариант для кулинарного сайта: человек ищет рецепт борща, видит колдунщик с фотографиями и кратким описанием шагов, после чего может перейти по ссылке за подробностями. Попасть в этот сниппет можно, добавив на сайте разметку Recipe стандарта Schema.org или создав турбо-страницы с разметкой для рецептов. Такая возможность доступна только для чисто кулинарных проектов: не удастся привлечь трафик на корпоративный сайт с помощью рецепта вареников, которые готовила бабушка директора.

Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)

Товарный сниппет

Интернет-магазинам доступны разные варианты колдунщиков — например, сниппет с галереей предложений и богатый сниппет для товара. Остановлюсь подробно на одном из них — товарном сниппете. Этот колдунщик показывает рейтинг магазина на Маркете, рейтинг товара, фото и цену. Удобно для пользователей — можно сразу понять, есть ли в магазине нужные товары. И удобно для бизнеса — это шанс привлечь дополнительный трафик и совершить продажу. Чтобы попасть в колдунщик, нужно сформировать товарный фид в формате YML и загрузить его через специальный интерфейс. Модераторы проверят его в течение пары дней — после этого сниппет появится в поиске.

Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)

Не Яндексом единым: пытаемся занять место в колдунщиках Google

Свои колдунщики есть и у Google — там они называются OneBox. Хорошая новость: в колдунщики Google тоже можно попасть. Плохая новость: это не всегда тривиальный процесс.

Пожалуй, самый «вкусный» гугловый колдунщик для бизнеса — это, собственно, Google My Business. Он показывает дополнительную информацию в ответ на запрос с упоминанием бренда — например, часы работы, адрес и т.д. Для магазинов или ресторанов — то, что нужно.

Как же туда попасть? Здесь начинается самое интересное: сперва придется зарегистрироваться в сервисе Google Мой бизнес и пройти там верификацию. У кого-то это получается быстро, но некоторые компании жалуются, что ждать верификации приходится месяцами. Как повезет, в общем. Затем нужно заполнить профиль и внимательно следить за отзывами, которые оставляют вам пользователи Google. Работайте с негативом, отвечайте на вопросы — чем больше отзывов и ваших реакций на них, тем выше шансы попасть в колдунщик. И не забудьте про микроразметку на сайте — она поможет Google быстрее получить данные о вашей компании.

Чуть проще дело обстоит с некоторыми другими колдунщиками, например, со сниппетом Google Images, который показывает релевантные изображения по запросу. При клике на картинку пользователь переходит на сайт — это может стать хорошим источником трафика. Чтобы попасть в этот колдунщик, нужно использовать оригинальные картинки в хорошем разрешении, заполнять атрибуты title и alt, добавлять ключевые слова в названия файлов (например, stiralnaya-mashina-vyatka-avtomat.jpg), а также внедрить разметку schema.org.

Вывод

Колдунщики — удобный инструмент для пользователей, но и бизнесу не стоит их игнорировать. Они доступны всем, на их содержание можно влиять, чтобы привлекать клиентов. Еще раз напомню алгоритм: зарегистрируйтесь везде, используйте возможности всех сервисов поисковика, актуализируйте информацию о своей компании и настройте разметку там, где это уместно.

57
42 комментария

Ооооокей, Илья. Спасибо за уж очень лояльный Яндексу разбор (второй по счету) и подмену понятий. Давайте на минуточку остановимся на «мифах» и парочке примеров. Итак, присаживайтесь поудобнее, берите попкорн.

«Теперь ФАС хочет, чтобы Яндекс обеспечил равный доступ к колдунщикам для всех компаний». Подмена. Речь не о колдунщиках и якобы невозможности в них попасть. Прочитайте на досуге текст предупреждения. ФАС хочет, чтобы Яндекс перестал давать ПРЕИМУЩЕСТВО (техническое, визуальное и иное) своим сервисам.

Рассказать вам, что такое преимущество? Ну вот, например, https://prnt.sc/1184moz Весь первый экран. А вы не скажете, как нам простым смертным получить такой сниппет в органике? Ну только давайте без этого «продолжайте улучшать свой сайт».

Яндекс пользуется положением, где это оправдано, где это не оправдано и в откровенно бредовых случаях. Еще парочка примеров. А что же мы увидим в выдаче, если интент информационный? Вуаля - https://prnt.sc/1184l2v 

Итак, к чему это приводит. Что будет, если к любому (откровенно бредовому) запросу добавить слово «услуги»? Пожалуйста — https://prnt.sc/11859wu. Здесь не первое место у Услуг, но пугает абсолютно бесстыдное автоматическое добавление расширенного блока (противоречащего здравому смыслу, а иногда и закону) в органику.

Продолжаем разбирать подмену понятий. Преимущество в выдаче — это еще и когда вот так - https://prnt.sc/1185c2g Расшифровать вам этот длинный скрин? Дело было так. Яндекс Маркет выиграл аукцион на приоритетное размещение в Яндекс Директе над и под результатами выдачи. Также Яндекс Маркет только лишь из-за релевантности занимает две позиции в органической выдаче. Это сарказм. Надеюсь, понятно.

А вот здесь https://prnt.sc/1185k7t Яндекс, видимо, тестирует новый сервис Яндекс Maps? Иначе как объяснить эти два странных результата в органике?

Продолжать? Пользователи и специалисты видят и документируют сотни подобных примеров каждый день. Их набралось уже на книгу. А что вы? Вы же представитель Яндекса, насколько помню из комментариев. Почему вы держите нас за дебилов? Хотя, это, видимо, корпоративная политика. Вопрос, снимается. Извините.

54
Ответить

Как уже писал ранее - разделяю праведный гнев в отношении Яндекса. В части присутствия его сервисов в выдаче в том числе (если не в первую очередь). Но хочется быть объективным, хотя понимаю, что здесь это не совсем принято.

То, что пишете про аукцион Директа, наверное имеет место, тут не скажу, не мой профиль.

Но если говорим про приоритетную выдачу, вот мой первый экран по вашему же запросу: 

3
Ответить

Автор или действительно не понимает разницу между колдунщиками и расширенными сниппетами, или заведомо все смешивает в кучу.

17
Ответить

Вопрос в том, что даже в расширенных сниппетах, и то нет добросовестной конкуренции.

6
Ответить

Колдунщики — это элементы поисковой выдачи, которые отвечают на ваш вопрос прямо на странице с результатами поиска. Это может быть прогноз погоды, картинка, перевод слова, расписание электричек и многое другое. Данные для колдунщиков поступают из официальных источников (например, график отключения горячей воды).
https://yandex.ru/support/search/wizards.html

Автор, какое отношение к этому имеет микроразметка  и блок организаций из Справочника ?

11
Ответить

Вы говорите о колдунщиках в поисковой выдаче, я же — о колдунщиках по брендовым запросам. Я делал на этом акцент в начале статьи

Ответить

Совершенно бессовестная подмена понятий. Обогащенный ответ - это не колдунщик. Колдунщик - это вот что

8
Ответить