{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}
SEO
Seowork

SEO и IT: как выстроить эффективную коммуникацию

Мы накопили большую экспертизу в SEO и, как правило, наши публикации на vc.ru посвящены аналитике, данным и SEO-кейсам, но в этой статье мы хотим поговорить о коммуникациях, так как зачастую именно они, а вернее — их отсутствие, мешает сайтам расти и достигать результатов.

Практически каждый SEO-специалист сталкивался с ситуацией, когда незначительное изменение на сайте со стороны IT-отдела сводило на нет его усилия и сайт терял позиции и трафик. И как ни парадоксально, чем больше компания, тем проблема острей.

В небольших группах синхронизация происходит как бы “сама собой”, но чем больше и “распределенней” команда, тем чаще информация теряется, участники не знают про планы и приоритеты друг друга и начинают конфликтовать.

Яркий пример рассинхрона ИТ- и SEO-департамента мы наблюдали пару лет назад в одной крупной компании. Тогда разработчики без согласования с SEO-специалистами закрыли доступ к сайту краулерам, в том числе поисковым роботам, и в какой-то момент страницы сайта стали просто пропадать из индекса и поиска.

С аналогичной проблемой столкнулся один крупный спортивный портал, когда из-за ошибки администрирования был ограничен доступ поисковикам и трафик просел в несколько раз.

В обоих случаях ошибки быстро выявили и устранили, но “осадок” остался. Можно было эти ситуации избежать? Однозначно! Наладить взаимодействие между отделами. Как это сделать - поделимся своими наблюдениями, рекомендациями и советами SEO-экспертов

Заказчик < - > Клиент

В случае, когда поисковой оптимизацией проекта занимается агентство или приглашенный эксперт, коммуникации формализованы, прописаны в договоре и риск ошибок минимален.

С заказчиком сразу оговаривается, что любые изменения на сайте с его стороны влияют на результат работ по продвижению, а все нововведения согласуются заранее и фиксируются.

Вести реестр работ с сайтом в документе с общим доступом (самое простое - Google таблицы). В этом документе должны фиксироваться названия задач по внесениям правок на сайт, их приоритеты, статус выполнения, ссылка на ТЗ по каждой задаче, датой постановки, датой приёма в работу и датой реализации с возможностью оставлять комментарии.
SEO-специалисту важно постоянно мониторить этот список. Так с одной стороны он может обнаружить нежелательные для SEO правки, а с другой - контролировать исполнение важных задач со своей стороны, и если они подвисают, забываются, откладываются, пинговать разработчиков и акцентировать внимание клиента, что часть важных задач по каким то причинам не выполняются.

Александр Александров
Руководитель отдела SEO в Mello Design

Эксперты TRINET.Group отмечают:

Важно, чтобы информация об изменениях на сайте, инициированных заказчиком, доходила до SEO-специалиста, и не важно, насколько оно кажется заказчику некритичным для поисковой оптимизации.

К примеру, обновление дизайна сайта влечет череду проблем со стороны SEO:

  • рушится текстовая оптимизация, потому что изменена вся структура, к тому же часто “побиты” все ссылки;
  • огромная часть контента не индексируется, так как многие крутые фишки реализованы так, что не видны роботу поисковых систем, так как использовали SPA технологию без предварительного рендеринга;
  • удалены SEO-тексты (“ну а кто их будет читать, зато у нас крутая анимированная “шапка”);
  • “едут” прямиком в ад микроразметка, настройки пагинации и другие важные элементы, о которых IT-специалист не подумает.

Последнюю рекомендацию хочется подкрепить примером из нашей практики, когда заказчик решил удалить из корпоративного блога “устаревшие” статьи без согласования с SEO и в итоге ресурс потерял более 50% своего поискового трафика.

Факапы могут случатся и из-за “человеческого фактора”. О таком случае из своей практики вспомнил Александр Александров:

"У автодилера в продажу должна была поступить новая модель автомобиля. На сайте уже имелась для нее страница и на ней были выполнены работы по оптимизации. В какой то момент страница с текущим URL стала недоступной, а вместо неё появилась новая, с другим URL и не оптимизированная. Обнаружилось это уже по факту обновления. К счастью, удалось оперативно выполнить все необходимые работы из ТЗ по оптимизации предыдущей версии страницы, но двойной работы явно можно было бы избежать."

Какой можно сделать вывод?

Максимально погружайте SEO-исполнителя в происходящие на сайте работы, согласуйте с SEO все правки и внимательно читайте договор: ряд агентств чтобы дополнительно дисциплинировать заказчиков, фиксируют повышенную стоимость работ, необходимых для исправления просадок из-за внесения несогласованных правок.

Отдел < - > Отдел

Этот случай сложней, так как в разных компаниях разная культура коммуникации и процессы выстроены по-своему.

Если схема взаимодействия отлажена — отлично! Но поверьте, даже в крупных компаниях это не всегда так.

Какие варианты решения проблемы существуют?

Во-первых, на уровне руководителей команд обсудить ценности и четко донести до сотрудников отделов, как увязываются их цели с общей целью компании, чтобы отдел разработки понял, что маркетологи и SEO драйвят продажи и приносят компании и лично им прибыль.

Во-вторых, необходимо ввести регламент - любые изменения на сайте должны проходить через SEO-отдел, тогда ни одно изменение не останется незамеченным.

Также могут помочь чек-листы от SEO-отдела, по которым разработчики самостоятельно могут оценивать критичность правок на сайте для SEO. И это оптимальное решение, если по каким-либо причинам проводить согласования между отделами не получается.

Будет полезно провести ряд митапов, на которых SEO раскроют базовые принципы поисковой оптимизации и подсветят возможные риски, а ИТ поделятся своими задачами и “болями”. За несколько таких получасовых собраний отношения к проблемам друг друга совершенно меняются.

Впрочем, это необязательно должно быть внутренне образовательное мероприятие - ряд команд вполне успешно решают вопрос выстраивания коммуникаций через серии неформальных встреч команд.

Даниил Монин предлагает еще один прием для развития коллективной ответственности:

Дашборды на мониторах - на кухне, при входе в офис, в комнате отдыха. Это позволит сотрудникам ощущать себя частью глобальной команды, а не частью только своего отдела.

Даниил Монин
ex-head of SEO СТАВКА TV

Если договориться не удалось: как выявить негативно повлиявшее на SEO обновление?

Как бы ни дружили и не договаривались SEO и IT-отделы (или не дружили), нюансов в поисковой оптимизации много и сбои случаются. Как можно понять, что ухудшение результатов SEO связано с какими-то изменениями на сайте, о которых SEO-специалист мог не знать - рекомендациями делятся SEO-эксперты:

Александр Александров:

Для этого важно фиксировать дату внедрения и название по каждой задаче, которая предположительно может повлиять на динамику позиций. Делать это в идеале, как минимум сразу в двух местах, это в Яндекс.Метрике, чтобы видеть задачи на графиках посещаемости, а также на дашборде видимости в аналитической платформе SEOWORK, чтобы видеть задачи на графиках с важными метриками видимости.

И если возникла ситуация, что после внедрения задачи, стали наблюдать ухудшение результатов, нужно посмотреть когда была внедрена задача и проверить, учлось ли поисковыми системами то, что вы сделали, например, изменился ли индекс поиска, изменились ли сохраненные копии страниц, на которых выполнены правки и т.д.

Если изменения касаются определенного типа страниц или просто отдельного списка страниц, то стоит фиксировать текущие метрики видимости для данного узкого сегмента и наблюдать за ним отдельно и сравнивать динамику видимости по сайту/категории с динамикой видимости сегмента, выбивается она или нет.

TRINET.Group:

Фиксировать потенциально “рискованные” изменения (а лучше - все изменения), вести регулярный мониторинг позиций (у нас - еженедельный), трафика и поддерживать связь с IT-отделом.

Если падение позиций уже произошло, а ничего “особенного” на сайте не внедрялось, тут только смотреть и анализировать. Иногда помогают сохраненные копии и вебархив, по которым можно отловить изменения. Порой приходится даже играть в “найди 10 отличий”, но здесь уже важна цель - обнаружить проблему.

Также помогает отследить, не начали ли ранжироваться нецелевые страницы. Если да - стоит проверить, почему “вылетела” одна страница и “зацепилась” другая. Важны регулярные проверки на наличие 404-ого ответа сервера. Если резко просел только один раздел на сайте, это уже сужает круг поисков.

Отчетность и аналитика - в SEO две важнейших задачи. Привязка работы ко времени позволяет прогнозировать эффект от её положительного или отрицательного внедрения на проекте.

Александр Чепукайтис
Руководитель Digital-агентство Ant-team

Даниил Монин:

Логи — всему голова. Правильно настроенная система логирования в связке с логикой позволяет в большинстве случаев точно назвать причину проблемы там, где без логов приходилось бы гадать.

Добавим от себя: SEO-специалистам всегда стоит проверять выполненную разработчиками задачу и ее корректность с точки зрения продвижения — в идеале непосредственно перед релизом.

p.s. мы будем рады, если вы поделитесь своим опытом — с какими сложностями в коммуникациях между SEO и IT отделом сталкивались и как их решали.

0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Виктор Каргин

давайте еще мануал напишем. как лягуху на сервак поставить, чтоб она обохдила раз в день сайт и генерила отчеты. которые потом в общий отчет сеошникам приходят или попадают в общую аналитику по проекту?

Ответить
5
Развернуть ветку
Настоящий украинец

👏

Ответить
0
Развернуть ветку
George Karakeyan

Виктор, можешь пояснить, что ты имеешь в виду? Чувствую сарказм, понять не могу, откуда

Ответить
0
Развернуть ветку
Виктор Каргин

никакого сарказма )
нашел как-то статью на серченджинленде о настройке лягухи и потом сбора с нее репортов. Думаю ребята могут или ее перевести или сами написать )
Если не асилят, то я может у себя на стримах расскажу. С первой попытки тогда не удалось

Ответить
0
Развернуть ветку
George Karakeyan

асилить то асилят, вопрос во времени - свободного не бывает, как ты понимаешь

Ответить
0
Развернуть ветку
George Karakeyan

А также, нам нужно больше аналитиков, чтобы проверять всякие штуки! Го к нам, Стас создал!

Ответить
0
Развернуть ветку
Юрий Калашников

"SEO-специалистам всегда стоит проверять выполненную разработчиками задачу и ее корректность с точки зрения продвижения — в идеале непосредственно перед релизом." - я бы сказал так: проверять во время реализации, на моменте тестирования, перед релизом и сразу после релиза :) тк просто проверить перед релизом - не работает, ибо пути IT неисповедимы!

Ответить
3
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

И через пару недель после релиза, так как: "Ой, ну решили совсем чуть поправить, чтобы красивше было"))

Ответить
1
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

В случае, когда поисковой оптимизацией проекта занимается агентство или приглашенный эксперт, коммуникации формализованы, прописаны в договоре и риск ошибок минимален.
Неа, риск ошибок такой-же, или даже выше, чем когда работают "отдел - отдел".
Минимален риск отгрести от заказчика, так как попа прикрыта договором, по которому в случае чего клиент будет неправ.

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Клиенты бывают с ох какой сильной командой юристов...) мало того, на аутсорсе обязательно есть специалисты-консультанты. Да и условия договоров порой Ооочень жёсткие.)
Перед тем как брать кого то на продвижение, особенно на такое, следует проводить комплексный аудит, фиксировать всё и вся. Если не можешь дать гарантии роста позиций/целевого трафика/продаж - не стоит браться за проект. Хотя, как показывает практика, иногда жажда "заработать" по быстрому, у людей сильнее чем инкстинт самосохранения. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Если не можешь дать гарантии роста позиций/целевого трафика/продаж - не стоит браться за проект.
Ну что Вы тут про "сильные команды юристов". Директор агентства, который подпишет договор, что гарантирует рост позиций/целевого трафика/продаж - по сути подписывает договор на то, что он продаст всё свое имущество и еще назанимает у друзей и родственников, лишь бы не уехать по уголовной статье.

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Ренат, таки об этом я вам и говорю... Просто многие агентства, и частные специалисты не понимают, каким может быть договор продвижения с предприятием, основа которого торговля в инете. Договор, это двусторонняя "палка"... 

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Господа, есть железное правило:
продвигаемый сайт полностью подконтролен SEO-шникам. Все изменения, обновления и прочее обязано согласовываться и подлежит мониторингу. В договоре должно быть прописано, что любые изменения контента на сайте без контроля seo-специалиста, снимают с него всякую ответственность за результаты ранжирования, трафик и, соответсна, заказы, выручку и прочее.

Ответить
1
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Так в договорах как правило это и так прописано, более того, у SEO-компаний и не может быть никакой вообще ответственности по договору за результаты ранжирования и трафик. Могут быть прописаны различные суммы вознаграждений, в зависимости от показателей и бонусы, только и всего.

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Договоры бывают разными... Смотря как и кем они составлены. На некоторых проектах, прописывается все, в том числе и ответственность, в случае провала сайта, в результате экспериментов, или недосмотров seo-шников. Ну, это на серьёзных проектах. И когда ведут сайты специалисты, а не товарищи после курсов. Конечно, брать на себя ответственность, финансовые гарантии никому не хоцца! Но, сё ля ви! Такова жизнь. )
Оговорка, это с серьёзными проектами и серьёзными подрядчиками. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ткач Тариэл

У большенства индивидуально..но посыл очень правельный..

Ответить
1
Развернуть ветку
Эмилия Теплова

Вы накопили опыт, а экспертиза это услуга!

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
Polars: самая быстрая библиотека для обработки данных

Polars или Pandas? Кто быстрее?

Безуспешные попытки подарить другу Яндекс Станцию на День рождения

Краткая предыстория: наша компания друзей на 5 человек из разных городов, мы дружим, но 90% времени общаемся онлайн (нет мы не 14-летний фан клуб по Майнкрафту — все взрослые дядьки, кому третий десяток идет, а кому уже и четвертый).

Как я решил производить велопарковки для Австрии
Кейс Pirelli: переводим станки на человеческий язык
Что такое аномалии фондового рынка
Наша статистика – это ваши поддержка и доверие
Эксклюзивные промокоды для читателей виси на скидки до 75%

Видео-редактор Supa.ru, бот для ведения личных финансов Мобс бот, приложение для запоминания иностранных слов MemoWord и еще 20 полезных сервисов от читателей для читателей.

Доллар на бирже превысил 79 рублей впервые с 2020 года, ЦБ остановил покупку иностранной валюты на неопределённый срок Статьи редакции

Что происходит 24 января: в падении рубля виновата геополитика, но ему могут помочь высокие цены на нефть.

Режим Хеджирования
Я готов месяц счищать снег с тротуара перед зданием ЦБ РФ в костюме жабы

Вот уже полгода мы подстраиваем свою работу под требования 259 федерального закона, чтобы создать полностью легальную криптоплощадку на территории РФ. Я потратил несколько миллионов долларов на разработку платформы, работу юристов и оценщиков.

null