PRO SEO c Галиной Бакушевой

PRO SEO c Галиной Бакушевой

Если вы все еще считаете, что SEO — это серые схемы и занятие для фрилансеров, наш спецпроект, навеянный SEOWORK HUB, PRO SEO для вас.

Расскажем, чем живет SEO сегодня и почему это уже давно не про массовую закупку ссылок, а про глубокую аналитику. Наши герои — эксперты и специалисты из топовых компаний, расскажут, кто такой современный SEO, поделятся инсайтами, как устроиться в ведущие компании (российские и не только) и построить успешную карьеру в SEO.

Запускаем серию интервью с людьми из мира SEO: экспертами, фрилансерами и специалистами ведущих компаний. Будем рады видеть в комментариях ваши пожелания или вопросы к будущим гостям рубрики.

Наша первая гостья – Галина Бакушева, независимый эксперт, ведет свои проекты и помогает запускать новые в высококонкурентных нишах, автор телеграм-канала @Seoschinitsa.

Галина абсолютный self-made специалист, поделилась, как вырасти в SEO и на что обратить внимание, если работаешь в русскоязычном и зарубежном SEO.

Расскажите о своем пути в SEO: с чего начинали, какой путь прошли и чем сейчас занимаетесь?

С 2005г. я занималась разработкой сайтов на html, но это никогда не звучало как цель “научиться делать сайты”, скорей было подработкой на время учебы. У нас были ребята в университете, которые оказывали компьютерную помощь и ремонтировали технику, и как один из способов привлечь клиентов, мы сделали им сайт. Потом я поняла, что в принципе можно сделать любой сайт, и мы стали делать сайты. Тогда это было недорого и приравнивалось просто к чему-то одноразовому – нарисуй мне сайт. Так проходило мое студенчество в РУДН и МТУСИ.

После вузов я устроилась на “нормальную”, скажем так, работу, в IT-компанию. В 2011 году я поняла, что онлайн завоевал мир и там много реальных денег. Делать сайт, отдавать его и ждать следующего заказа была не лучшая идея. Я решила, что надо искать что-то с абоненткой, чтобы можно было каждый месяц получать деньги, и выбрала SEO, т.к. оно связано и с чем-то стратегическим, и с техническим, и с маркетингом и, мне кажется, очень подходит под мой тип мышления. И вот я здесь:)

Вы работали в русскоязычном SEO и SEO под бурж (продвижение за рубежом) – насколько они различаются? Если да, то в чем основные отличия?

Они различаются тем, что в русскоязычном интернете поиск делят две поисковые системы – Гугл и Яндекс. Надо удовлетворить потребности обоих, это сложно, но можно. Даже если ты делаешь анализ спроса в обеих поисковых системах, чтобы узнать в какой из систем продвижение даст профит, а в какой ниша непопулярна - это может быть не репрезентативная статистика из-за таких тактик и методик как накрутка поведенческих, накрутка поисковых запросов и т.д. Практика показывает, что большинство пользователей в РФ все же используют Яндекс. Но есть же другие страны СНГ – Казахстан, Узбекистан, Украина. Там пользователи часто используют обе системы, и если в вашей нише актуальные данные гео, то нужно работать над SEO в нескольких поисковых системах. Для меня это разрыв мозга – работать над одним сайтом с Яндексом и Гуглом одновременно. Часто сложно сделать все, как требует Яндекс для ранжирования, если у тебя сайт не подразумевает определенных фишек (например, быть на их картах, быть в их справочнике, новостном сервисе или покупать у них рекламу).

В нишах, в которых я работаю, приходится постоянно быть на нервах, если работаешь под рунет и под Яндекс. Слишком динамичный SERP, и если завтра с утра конкурент проснется и у него на карте окажется больше денег, чем у меня на то, чтобы встать в топ – думаю, мне не сдобровать. Поэтому я предпочитаю бурж – если ты достигаешь чего-то через тернии и встаешь в топ - то это как забраться на Эверест. Надо сильно постараться и не у всех хватает сил и желания, чтобы повторить.

Какие ожидания от SEO и SEO-специалистов в русскоязычном и бурж сегментах?

Специалист под Ру должен, как мне кажется, отлично разбираться в SEO и в Яндексе – его сервисах и их работе, влиянии на ранжирование, разбираться в нише, в которой работает над сайтом, потому что это важно для Яндекса. У каждой ниши есть свои нишевые факторы ранжирования, которые формируются из анализа пачки сайтов и пользовательских действий на них.

Специалист под Бурж должен уметь хорошо анализировать конкурентов, их ссылки, динамику развития сайта с точки зрения ссылок, доноров ссылок, структуру и параметры посадочной страницы под те запросы, по которым вы также хотите продвигаться.

Какие требования предъявляет сегодня рынок к кандидатам: 5 hard скилов – в разрезе русскоязычного SEO и бурж.

Специалист под рунет должен иметь опыт работы с достаточным количеством сайтов (5-10 и более), т.к. это позволяет специалисту наглядно понимать, что и как работает. На меньшем количестве сайтов это вряд ли можно понять. Должен знать важные сервисы поисковых систем и присутствие в каком сервисе жизненно необходимы для сайта в той или иной нише. Человек должен уметь работать с семантикой, понимать целесообразность сбора или нецелесообразность, должен уметь делать ТЗ на контент и работать с биржами ссылок/аутричить.

Независимо, работает специалист с русскими или зарубежными проектами, важно, чтобы человек был системным, любил и мог анализировать информацию и делать из этого выводы.

Специалист на западе должен уметь анализировать конкурентов, их стратегии, анализировать доноров, должен уметь аутричить, придумывать новые способы получения ссылок, собирать семантику и понимать, для чего он это делает.

Нужны ли SEO soft-skills? Если да, то какие?

Гореть глаза должны:) Увлеченный должен быть. Должен хотеть зарабатывать и совершенствоваться в своем деле.

Важно, чтобы человек был целеустремлен и ставил амбициозные цели – для меня это даже важней, чем дипломы об образовании.

Так же я отдам предпочтение людям, которые считают, что учиться нужно всю жизнь, а не будут считать, что все знают и умеют. Очень важна эмпатия и одна волна с человеком – это же про работу в команде!

А где ищете людей в свою команду вы?

Больной вопрос: спецов я ищу через hr-менеджера, и это очень сложно!!! Их почти нет…

Какие компании выбирать, если хочешь развиваться и строить карьеру?

Если хочется строить карьеру в SEO уверена, что лучший способ - бросить себя с лодки в пучину SEO, на глубине желательно)) Тогда, если захочешь жить – точно выкарабкаешься и будет супер крутой недоступный многим опыт. Правильно же?) А если серьезно – идите в быстрорастущие, конкурентные ниши. Какие компании выбрать? Важней выбрать правильного руководителя, он должен быть реальным практиком, а не просто менеджером. Ищите людей, у которых вы точно можете чему-то научиться.

Если подбираете людей к себе в команду, на что смотрите и что оцениваете первую очередь?

В целом то, что описала в предыдущем вопросе про требования. А так – стараюсь в первую очередь обращать внимание на людей из своего круга общения. Мне важно, чтобы наши ценности с кандидатом совпадали, он имел высокую степень обучаемости, наряду с хард-скилами, естественно.

Карьера специалиста в SEO: какие перспективы развития у сотрудника?

Развитие заключается только в личном желании это делать. Никто не заинтересован в большинстве случаев тебя повышать или развивать. Есть исключения, но SEO – это про саморазвитие и про деньги. Хочешь зарабатывать больше - придумай как это сделать. Чаще всего тут никакой зависимости от компании и клиентов нет. Но в небольших командах человек действительно может вырасти, так как он ближе к людям, принимающим решение, и они наглядно понимают вклад специалиста в доход команды/компании.

Каким должен быть SEO-специалист завтра?

Увлеченным SEO, с широким видением.

Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года, чтобы вырасти?

Нужно уметь находить выгодные для себя как специалиста уязвимости в работе поисковых систем, нужно уметь выводить сайты в топ быстро и быстро показывать результат. Насколько это позволяет ниша!!

Однозначно стоит владеть парадигмой веб-мастера. Нужно знать как устроены этапы работы сайтов в Сети, как работают поисковые системы, понимать как сайт показывается пользователям и из чего он состоит.

Порекомендуйте, что делать SEO-специалисту, чтобы развиваться?

Учитесь у гуру и экспертов, и старайтесь обрабатывать эти знания правильно - проецируйте их на свою работу. Не всегда рекомендации нужно применять прямо так же, как их подают. Работайте сразу с десятками сайтов, чтобы понимать что работает в SEO, а что нет на больших статистически значимых значениях. То, что у вас сработало один раз – не значит, что вы придумали супер фичу, которая покорит мир. Возможно, это просто стечение обстоятельств или баг поисковых систем.

Из обучения: мое отношение ко многим вещам в бурж SEO изменил курс Димы Петренко по PBN. Хочу сказать спасибо Диме и никогда не устану это повторять, хотя проходила его еще в 2019 году.

Полезен нетворкинг на конференциях: 8P, BDD (Baltic digital days), Кинза, Optimization, SEO SPB клуб. А вообще, при выборе мероприятия ориентируйтесь на организаторов - если знаешь, кто организатор, сразу понимаешь, круто это или нет. Организаторов этих ивентов я знаю - им можно доверить свое время и это точно будет не зря!

2121
25 комментариев

Наша первая гостья – Галина Бакушева, независимый эксперт, ведет свои проекты и помогает запускать новые в высококонкурентных нишах, автор телеграм-канала @Seoschinitsa.

Кроме активной торговли лицом в телеге она разве чем-то еще известна?

11
Ответить

Дмитрий, у нас запланирован ряд статей, будем рады если поделитесь, с кем вам было интересно интервью? 

Ответить

Когда видишь новое что угодно с Бакушевой

6
Ответить

Мы пригласили поучаствовать в рубрике разных людей из SEO. Будем рады услышать, интервью с кем бы вам было интересно:)

Ответить

Галя молодец, несет позитив. А то слушаешь сеошников он крутой остальные лохи, все плохо сео умирает, денег нет итд.

2
Ответить

Зачастую, наиболее экспертные эксперты вообще в конфах не участвуют:)

2
Ответить

Просто по фоткам заметьте, что Галя живет раз в 5 богаче вас, щенки

1
Ответить