Что говорите? Сделать план работ на год? Без проблем, хоть на 10 лет!

Сегодня я хочу порассуждать на тему планирования работ по SEO оптимизации.

О том, каков оптимальный горизонт планирования, о планах, предлагаемых в предпродажных аудитах, и других моментах.

Зачем? Я хочу чтобы обе стороны имели однозначное представление о ситуации. Но не стоит забывать, что это мое личное мнение, оно может отличаться от вашего. Можем подискутировать далее в комментариях 👌.

Пожалуй, начну с самого дна.

Планы работ, предлагаемые в предпродажных аудитах.

Что такое вообще этот предпродажный аудит? Это экспресс анализ сайта, нацеленный на то, чтобы понять есть ли у него потенциал роста, какие есть ЯВНЫЕ ошибки, и те неявные, что найдутся за время аудита умноженное на скилл SEO специалиста.

Всё это нужно чтобы были рычаги воздействия на потенциального клиента. У вас вот тут не так, вон там ошибка, а потенциал огого, трафика гарантируем море.

Главная особенность данного аудита в том, что время на него отводится очень малое. Поэтому о качестве тут говорить сложно.

Что дальше? Вместе с аудитом клиенту обычно предоставляется план работ. Который, как правило, строится на основании предпродажного аудита.

Вы наверное уже поняли прикол. План строится от низкокачественного аудита. А ещё сюда же добавляется прогноз...

В принципе в этом нет ничего плохого, при условии, что данный план после подписания договора будет забыт как страшный сон. И SEOшник, взявшись за проект возьмёт из него только полезные вещи, и построит новый план на основе действительно хорошей аналитики.

Но бывают случаи когда клиенты требуют выполнения именно того плана, вставляя своему же проекту палки в колеса.

А агентство или фрилансер не всегда решаются сказать, что этот план плохой, что надо делать иначе. Ок, клиент всегда прав...

Дальше поговорим про дистанцию.

Горизонт планирования. Какой оптимальный?

Те, кто работал в агентстве, наверняка много раз делали план работ на пол года. А избранные делали его на год и даже два. И все они, я предполагаю, подтвердят в комментариях, что это глупая, жестокая и бессмысленная затея.

Мне очень хочется чтобы обе стороны осознавали, что этот план не имеет ничего общего с результативной работой. Это просто бюрократия, бумажка которую ЛПР может показать начальству, чтобы то видело за что будет оплачивать счета.

Тут нужно сделать оговорочку, если речь идёт о плане работ, построенном на качественном аудите, то это может быть действительно хороший план. Но говоря "качественный аудит", я подразумеваю аудит за *** *** рублей и длительностью от нескольких недель.

SEO в настоящее время это скорее итерационная работа. Подумал - сделал, подумал - сделал. И на мой скромный взгляд, оптимальный горизонт планирования от пары недель до пары месяцев. В этом диапазоне можно итерационно строить планы опираясь на текущую картину.

Кстати, как правило в инхауз командах планирование строится всего на пару недель. Head of SEO строит цели, а его подчинённые опираясь на них ставят себе задачи (или сам Head ставит им задачи) на пару недель вперёд, чтобы Head понимал чем занимается команда и направлял проект в нужное русло.

Мы плавно пришли к целеполаганию.

План строится от цели. Ежу понятно, что цель любого проекта в SEO это рост позиций, трафика, видимости.

Что говорите? Сделать план работ на год? Без проблем, хоть на 10 лет!

Итерационно мы ищем потенциальные точки роста проекта. Ставим эти точки как цели, будь то это раздел, кластер запросов или даже один частотный ключ. Строим планы работ, которые направлены на достижение этих конкретных целей, строим гипотезы, действуем. Ищем новые точки роста и так по кругу.

Мне очень хочется, чтобы клиенты осознавали, что требуя план работ на длительный период они получат либо хрень, либо план описанный абстрактными формами, что тоже такое себе.

Реальный горизонт планирования гораздо короче. Интересуйтесь процессом, вникайте в подробности, но на коротких промежутках. И тогда все будут счастливы и эффективны.

1313
7 комментариев

Да, всё так, с некоторыми поправками и вариациями. Первичный аудит - это больше для самого сеошника, понять, стоит ли браться за проект - есть ли перспективы роста, справишься ли сам или задачки слишком специфические. Планы на этом этапе - скорее, общая формулировка задач, то есть и не план даже.
А вот само продвижение всегда начинается с углубленного аудита, и сроки там - от объёма сайта, и редко когда такой анализ занимает меньше пары недель - там не только данные из систем статистики и консолей ПС, там ещё конкурентов надо пощупать, семантику полноценно оценить, логи разобрать за период, посмотреть, как ПС на изменения на сайте реагируют и т.п.
И только тогда можно по приоритетам выбирать какие-то реальные задачи на короткий срок и строить планы - с поправками на непредсказуемую реакцию ПС. Проблема в том, что реакция эта чем дальше - тем непредсказуемей, и неизвестных в уравнении всё больше.

4
Ответить

Согласен со всем вышесказанным. Хочется чтобы клиенты это понимали. Просьбы сделать план на годы вперёд, к сожалению, всё ещё присутствуют.

3
Ответить

Оптимально план работ ставить на 3 месяца с корректировкой каждые 14 дней. Декомпозиция и ежу понятно 🤣 от цели.
Успехов!

2
Ответить

Примерно так же делаю, есть цель, есть средства, планируем на ближайшие месяцы и корректируем, а четкий план, еще и годовой, просто будет причиной для претензий и сковывания специалиста.

2
Ответить

Буду рад новым подписчикам в моем телеграм канале https://t.me/biryukovseo

Ответить