Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче

Некоторые предприниматели прекрасно себя чувствуют с лендингами, на которые льется трафик из контекстной рекламы. И хотя контекстные объявления на поиске забирают все больше мест в выдаче, SEO-трафик по-прежнему остается самым эффективным и дешевым. Если система управления контентом (CMS), на которой построен сайт, не «заточена» под SEO-продвижение, сделать что-то по этой части будет очень трудно.

К нам в WebCanape часто приходят клиенты с сайтами на экзотических CMS. Иногда обращаются стартапы, которые создают свои сайты самостоятельно на самописных движках. И те, и другие руководствуются потребностями своих проектов, но в 90% совершенно не учитывают потребности SEO.

Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче

Большинство сайтов в WebCanape мы делаем на платформе собственной разработки. Работая над своей CMS, мы набили шишек, потому актуальная версия Canape CMS – результат сотен доработок, каждый модуль был неоднократно обкатан на практике. В статье мы, собрав свой опыт SEO-продвижения, делимся советами, каким должен быть движок, чтобы сайт приводил клиентов через поиск и не стал головной болью интернет-маркетолога.

Базовые требования по SEO: чек-лист для CMS

Подходящая для поискового продвижения система управления контентом позволяет проводить техническую оптимизацию как на уровне всего сайта, так и точечно – по отдельным страницам. Пробежитесь по следующим пунктам и проверьте, отвечает ли ваша CMS минимальным требованиями по SEO.

1. Редактирование метатегов

Тонкая настройка метаданных (title, description) позволяет сформировать качественный сниппет, занять более высокие позиции и сделать сайт более заметным среди результатов выдачи. В SEO-дружелюбном движке должна быть возможность как задать шаблон метатегов для категорий, так и прописать уникальные для каждой страницы. Формирование индивидуальных метатегов для страниц – самая первая фишка нашей Canape CMS, которую мы внедрили еще 10 лет назад. Тогда такой функцией могли похвастаться единицы.

Сейчас у нас есть модуль управления метаданными для всех типов страниц, который позволяет задать умные шаблоны для title и description с подстановками или редактировать их для каждой страницы вручную.

Рис. 1. Пример настройки шаблона метатегов в Canape CMS
Рис. 1. Пример настройки шаблона метатегов в Canape CMS

2. Правка текстовых заголовков H1

К ключевым словам, содержащимся в H1, поисковые роботы относятся с большим вниманием. Поэтому важно, чтобы заголовок страницы не только содержал ключевой запрос, но и был заключен в тег <h1>. Некоторые CMS не прописывают тег для названий разделов автоматически. Размечать заголовки придется вам вручную.

Движок делает это сам? Отлично! Но еще лучше, если в нем предусмотрена возможность перекрыть название раздела, заключенное в <h1>…</h1>, «ручным» заголовком в случае необходимости.

Например, в поле «Альтернативный заголовок» в системе администрирования Canape CMS можно прописать собственный H1, отличный от названия раздела, для любой страницы.

Рис. 2. Пример указания собственного текстового заголовка H1 на странице
Рис. 2. Пример указания собственного текстового заголовка H1 на странице

3. 301 редирект

Требуется в случае переноса/объединения страниц, когда нужно перенаправить пользователя в актуальный раздел, а также при переезде сайта на https-протокол или при его реконструкции. Если CMS не поддерживает эту настройку, перенаправление придется прописывать вручную в коде. Без редиректов удаленная страница будет отдавать ошибку 404, а это плохо для ранжирования сайта в поисковиках.

Рис. 3. Модуль «Редирект 301» в Canape CMS
Рис. 3. Модуль «Редирект 301» в Canape CMS

4. Удобная настройка зеркал сайта

Это нужно, чтобы, например, склеить домены с www и без www. Если этого не сделать, один из вариантов адреса будет выдавать 404 ошибку. Посетитель уйдет, так и не получив информации, которую искал на вашем сайте. Все это плохо влияет на позиции сайта в поисковой выдаче.

В популярных движках Bitrix и WordPress этот вопрос решается подключением соответствующих плагинов, иначе придется обращаться в программистам.

5. Нет автоматической генерации дублей

Движок не должен генерировать дубликаты страниц. Помимо прочих критериев, поисковые роботы оценивают контент сайта еще и по его уникальности. Если же страницы дублируются, то уникальными их уже не назовешь – вес страниц (а значит, и всего сайта) для ранжирования будет снижен.

Некоторые движки создают полные дубли пачками (привет, Joomla). Самые частые проблемы:

  • в URL бесконтрольно добавляются и удаляются «/»;
  • к одному адресу дописываются окончания .html, .htm, .php – сразу три полных дубля;
  • базу данных поисковой системы вместо полезных страниц сайта занимают дубликаты (страницы пагинации и фильтрации), в результате поисковая система считает, что на сайте нет полезного контента, а до важных разделов поисковый робот может не добраться;
  • для страниц с ЧПУ создаются дубли со служебным ID в адресе;
  • динамический контент (отзывы, комментарии и проч.) генерирует кучу ненужных страниц, которые попадают в индекс.

Избавиться от дублирующихся страниц можно, либо удалив их вообще, либо скрыв от поисковых роботов. Скрывают дубли в файле robots.txt или с помощью атрибута rel=”canonical” в зависимости от конкретного случая. Однако в 90% случаев руки до этого не доходят. Хорошо, когда это решается средствами CMS. Так, например, Canape CMS генерирует минимум мусора, и у нас в robots.txt по умолчанию закрыто все, что можно закрыть.

6. Скорость CMS

Скорость сайта – один из важных факторов ранжирования в поисковой выдаче. Чем медленнее работает сайт, тем хуже его позиции в Google и Яндекс. Да и пользователи не любят ждать. Оптимальная скорость загрузки страницы составляет 2–3 секунды, но чем меньше, тем лучше. На скорость влияют движок, размер страниц и хостинг.

Многие разработчики проводили тесты для сравнения производительности движков, анализируя как рабочие сайты, так и «голые» CMS из коробки. Вывод обычно следующий. Популярный движок Wordpress выдает средние показатели по скорости. Он быстрее, чем Bitrix и Joomla, но сильно отстает в производительности по сравнению с менее нагруженными системами управления. Чем больше плагинов и чем хуже качество сверстанного шаблона, тем ниже скорость.

Самый простой способ проверить этот параметр – инструмент PageSpeed Insights от Google.

7. Изменение robots.txt

В robots.txt содержатся указания для поисковых роботов. Здесь можно закрыть отдельные страницы и разделы от индексации и прописать исключения для конкретных страниц скрытого раздела. Обычно скрывают технические страницы, страницы с результатами поиска в рамках сайта, дубли и корзины. Если этого не сделать, в выдачу попадут страницы, ухудшающие представление сайта с точки зрения поисковых машин, и позиции сайта в поиске могут снизиться.

В большинстве CMS есть возможность отредактировать файл robots.txt, а вот конструкторы не всегда предоставляют такую возможность. Например, служба поддержки Tilda отвечает про robots.txt следующее:

Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче

8. Автоматическая генерация sitemap.xml

Карта сайта облегчает для поисковых роботов процесс индексации страниц, а значит, больше ссылок с вашего ресурса попадут в базу данных поисковых систем. В Bitrix, например, при настройке автогенерации sitemap иногда возникают сложности. В WordPress это реализуется подключением плагина, у нас функция предусмотрена в базовой сборке и работает по умолчанию. Здесь можно прописать приоритет страницы для сканирования (<priority> от 0.1 до 1.0), также средствами CMS можно запретить выводить отдельные страницы в sitemap.xml.

Идеально когда генератор sitemap.xml автоматически убирает страницы, закрытые в robots.txt. В нашем движке реализован ручной режим – любую страницу можно исключить из карты сайта.

Рис. 4. Пример реализации настройки приоритета страницы для сканирования в Canape CMS
Рис. 4. Пример реализации настройки приоритета страницы для сканирования в Canape CMS
Рис. 5. Пример запрета выведения страницы в sitemap.xml в Canape CMS
Рис. 5. Пример запрета выведения страницы в sitemap.xml в Canape CMS

9. Простота подключения SSL-сертификата

Безопасность в сети – больной вопрос для интернет-аудитории, а значит и для поисковых систем, которые (как заявляют их представители) делают все, чтобы пользователям было хорошо. HTTPS – это протокол передачи данных на основе криптографических протоколов TLS/SSL, он создает дополнительный барьер, защищающий от перехвата данных злоумышленниками. Подключив SSL-сертификат, вы обеспечиваете защиту транзакций внутри сайта и, как следствие, лояльность посетителей.

Google заявляет, что отдает преимущество в выдаче ресурсам с HTTPS, а в адресной строке возле доменного имени на HTTP-сайтах можно увидеть восклицательный знак, служащий предупреждением.

Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче
Рис. 6. Предупреждение об отсутствии SSL-сертификата на сайте в Google Chrome
Рис. 6. Предупреждение об отсутствии SSL-сертификата на сайте в Google Chrome

Вот как должно быть:

Рис. 7. Значок-уведомление о подключенном SSL-сертификате на сайте в Google Chrome
Рис. 7. Значок-уведомление о подключенном SSL-сертификате на сайте в Google Chrome

Удобно, когда подключение SSL-сертификата в CMS реализовано одним кликом, не нужно привлекать программистов. То есть сертификат подключается на сервере, но в самой CMS достаточно отметить один флажок, чтобы работа robots.txt и sitemap.xml перестроилась в соответствии с требованиями протокола.

10. Управление URL

Как правило, в движках предусмотрены шаблоны формирования адресов страниц на основе заголовков. Однако часто требуется вручную изменить URL, чтобы, например, сократить его или при переносе сайта на другую систему управления сохранить прежние адреса страниц. Ситуаций много, и этот функционал нужен обязательно.

Хорошо, когда формируемые URL понятны для человека. Если посетитель по названию адреса может понять, что его ждет на странице после нажатия на ссылку, это повысит доверие к ресурсу. Такие адреса страниц называются ЧПУ (человекопонятные URL) и могут быть полезны для поисковой оптимизации, если будут содержать ключевые слова.

Так, например, редактирование URL реализовано у нас:

Рис. 8. Пример реализации возможности редактирования URL в Canape CMS
Рис. 8. Пример реализации возможности редактирования URL в Canape CMS

11. Поддержка мультирегиональности

Часто бывает, что сайт нужно продвигать на несколько регионов. Обычно это решается путем создания сайтов под конкретные города на доменах третьего уровня. На каждом автоматически подставляются нужные заголовки страниц, контактные данные, картинки, метатеги.

В Bitrix и WordPress это сделать не так просто, и придется подключать разработчиков. Мы же создали простой готовый модуль, который подключается за 10 минут (работа программиста здесь обычно заключается только в настройке хостинга). С помощью модуля мультирегиональности можно создать поддомены для любого количества регионов.

Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче
Рис. 9. Пример работы модуля мультирегиональности в Canape CMS
Рис. 9. Пример работы модуля мультирегиональности в Canape CMS

12. Автоформирование хлебных крошек в формате v:Breadcrumb

С хлебными крошками пользователю легче ориентироваться в структуре сайта.

Рис. 10. Пример хлебных крошек на сайте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.web-canape.ru%2F&postId=52199" rel="nofollow noopener" target="_blank">www.web-canape.ru</a>
Рис. 10. Пример хлебных крошек на сайте www.web-canape.ru

Кроме того, Google использует этот элемент при формировании сниппета – небольшого фрагмента информации со страницы, который отображается в результатах поиска. Благодаря проработанным хлебным крошкам ваша ссылка будет заметнее в поисковой выдаче. При правильной разметке каждый сегмент хлебных крошек в сниппете кликабельный. И если CMS позволяет автоматически сформировать их в нужном формате (v:Breadcrumb) без необходимости лезть в код, это значительно экономит время и нервы SEO-специалиста.

Рис. 11. Пример сниппета страницы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.web-canape.ru%2Fprodvizhenie-sajtov%2F&postId=52199" rel="nofollow noopener" target="_blank">«Продвижение сайтов»</a> в результатах поиска Google
Рис. 11. Пример сниппета страницы «Продвижение сайтов» в результатах поиска Google

13. Микроразметка из коробки

И снова про сниппеты. Красивые превью в поисковых системах и социальных сетях формируются благодаря микроразметке. Речь идет о ее двух типах:

  • Schema.org – для товаров, контактов, отзывов, статей, вакансий и проч.;
  • OpenGraph – для соцсетей.
Как подружить CMS и SEO: 16 шагов к первым строчкам в поисковой выдаче
Рис. 12. Примеры ссылок с разметкой Schema.org
Рис. 12. Примеры ссылок с разметкой Schema.org

Микроразметка делает ваши ссылки в поисковой выдаче и ваши посты в соцсетях более кликабельными, но если она не встроена в CMS по умолчанию, придется попотеть, чтобы получить красивый сниппет – каждый элемент нужно разметить в коде страницы.

Рис. 13. Пример ссылки с разметкой OpenGraph в Facebook
Рис. 13. Пример ссылки с разметкой OpenGraph в Facebook

14. Корректная обработка ошибки 404

Страницу с кодом 404 видит пользователь, если перейдет по несуществующему адресу на вашем сайте. Должен увидеть, если ошибка обрабатывается правильно. Системы управления сайтом, в большинстве случаев, умеют обрабатывать код 404 и выдавать сформированный контент на странице. Этот контент – сообщение о том, что такая страница отсутствует или что товар был удален. Используя соответствующий модуль в CMS, можно сформировать шаблон для всех таких страниц, а в шаблоне - указать, что пользователю делать, если он попал на эту страницу.

Если ошибка обрабатывается некорректно, пользователь увидит в браузере пустоту и, возможно, запаникует.

Например, такое сообщение видит посетитель несуществующей страницы на сайте WebCanape. Мы предлагаем посетителю найти информацию, за которой он к нам пришел, с помощью поиска по сайту.

Рис. 14. Пример страницы с кодом 404 на сайте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.web-canape.ru%2F&postId=52199" rel="nofollow noopener" target="_blank">www.web-canape.ru</a>
Рис. 14. Пример страницы с кодом 404 на сайте www.web-canape.ru

15. Возможность прописать alt и title для изображений

Изображения на сайте делают текст читабельнее – визуальный контент воспринимается проще. Кроме того, изображения могут влиять на ранжирование страниц в поиске. Поисковые роботы пока не научились с точностью до ключевого запроса распознавать содержимое картинок, потому для них нужно прописывать атрибут alt.

Идеально, если движок позволяет автоматически создавать и устанавливать alt и title для графических элементов. В Canape CMS есть модуль, который прописывает alt и title у изображений товаров на основе заголовка H1 страницы (названия товара). По тому же принципу формируются теги для картинок в статьях.

16. Удобный редактор контента

Для достижения верхних строчек поисковой выдачи контент на вашем сайте должен быть уникальным, полезным для людей и SEO-оптимизированным. Тексты, изображения, формы и прочие блоки – продающие элементы, которые необходимо постоянно улучшать и модернизировать.

Рис. 15. WYSIWYG-редактор в Canape CMS
Рис. 15. WYSIWYG-редактор в Canape CMS

Движки, не дающие достаточно инструментов для работы с содержимым страниц, серьезно затрудняют продвижение в поисковиках. Запутанная админка не позволит вам быстро менять метатеги, тексты, изображения. Придется самостоятельно копаться в коде или просить разработчиков сделать это за деньги.

В процессе работы в редакторе не должен генерироваться лишний код: специализированные теги, ненужные пробелы и строки. Этот недостаток часто встречается в шаблонах WordPress.

Хорошо, когда прямо в админке можно защитить контент страницы от кражи. Особенно ценно, если это можно сделать без привлечения разработчика – просто поставив галочку в нужном месте. В нашей CMS есть такой модуль, и запретить копирование содержимого страницы можно силами контент-менеджера. Понятно, что при достаточном упорстве можно украсть любой контент с сайта. Однако дополнительные барьеры помогут отвадить от ваших текстов любителей поживиться чужим творчеством.

Каждый разработчик обязан знать

Практически любую CMS можно доработать под требования SEO. Различается объем необходимых «допиливаний» и итоговый ценник на разработку. В нашей практике был случай, когда реализация типовых требований по SEO на «экзотической» CMS клиента обошлась дороже стоимости разработки сайта.

Одни системы требуют масштабных доработок и подключения целого вороха дополнительных модулей, что сказывается на стоимости разработки. В другие все нужные для поисковой оптимизации модули встроены по умолчанию, и за каждое минимальное требование SEO-специалиста заказчику доплачивать не придется. Когда мы 10 лет назад начинали работать над Canape CMS, наши разработчики закладывали фундамент SEO-функционала на этапе ТЗ и с тех пор его постоянно расширяют и модернизируют.

Все перечисленные модули – это обязательный минимум, который должен быть включен в платформу сайта до начала продвижения. Проверить выбранную CMS по этим параметрам лучше перед передачей ТЗ разработчикам. Тогда вы уже «на берегу» сможете примерно прикинуть, какие сложности вас ожидают на пути к верхушке поисковой выдачи. Чтобы избежать проблем, почему бы сразу не выбрать систему, которая изначально пригодна для SEO и удобна в настройке? Если же сайт уже готов, а CMS не отвечает требованиям по SEO, этот чек-лист пригодится вам в качестве ТЗ на доработки для разработчика.

Какие модули, обязательные для поискового продвижения, мы не указали? Пожалуйста, напишите в комментариях.

Какая из CMS лучше остальных подходит для SEO?

1С-Битрикс

WordPress

NetCat

CS-Cart

OpenCart

Joomla!

ImageCMS

MODX

DIAFAN.CMS

Свой вариант в комментариях

2121
28 комментариев

Да, хреново, когда cms коряво работает с seo. На wp, к примеру, без плагинов не обойтись, а их сперва подобрать нужно. Даже на редиректы требуется. Удобно, когда все под рукой в одной системе собрано, здорово облегчает работу и часы экономишь

2
Ответить

В голой версии из коробки всех модулей нет ни в одном движке. Суть в том, чтобы на старте дать правильное ТЗ разработчику.

1
Ответить

Беда в том, что чаще всего разработка и маркетинг разорваны. Сайт делают одни люди, а дальше двигают и развивают его в сторону маркетинговых задач уже другие. Идеально создавать сайт сразу же с перспективой дальнейшего маркетинга и единого понятийного поля у разработчиков и маркетологов. Очень крупные агентства так и поступают, но там чек только за предварительный этап будет с шестью нулями. Если не готов к таким тратам, то выбирай хотя бы CMS с качественной заточкой под SEO.

2
Ответить

Узнаю старый добрый ExtJS.
Эх были времена...
Жаль теперь в Sencha все так грустно.

1
Ответить

Как ни странно, большая часть наших клиентов при опросе "дружелюбности" интерфейса, сказали, что им удобно) Вообще уже идет разработка новой версии CMS и как раз вопрос с обновлением интерфейса.

2
Ответить

ничего нового. запустите новый сайт в конкуретной нише, сделайте все рекомендации и ... даже не ждите высоких позиций

1
Ответить

Эти рекомендации не гарантирую выход в топ. Эти требования обязательны, чтобы начать что-то делать в направлении SEO-продвижения. Естественного, без грамотного интернет-маркетолога пробиться в топ очень сложно, но если CMS изначально не очень приспособлена для поискового продвижения, то это усложнит работу по SEO в разы.

Ответить