Как устроены кластеры Wildberries: почему запрос «свечи микролакс» отминусовали рекламные показы по запросу «свитер»?

Привет, Seoremica на связи. Wildberries добавил возможность добавления минус-фраз в автоматические рекламные кампании, и тут же селлеры столкнулись с проблемой: минусация «мусорных» запросов приводит к отключению показов по релевантным фразам. Как все устроено, разбираемся, почему нормализованные запросы рекомендуют называть кластерами. Рассмотрим логику рекламы через опыт в SEO.

Что такое «кластеры»?

Так их называет сам Wildberries, хотя технически это нормализованные запросы.

Нормализация — это склейка запросов в один. Когда один и тот же товар пользователи ищут по-разному, а выдача должна быть одинаковая.

Например, мы должны увидеть одинаковую выдачу по запросам:

платье

платья

платьбя

В последнем случае допущена опечатка, но на помощь приходит нормализация и автозамена. Запрос с ошибкой или отклонением заменяется на корректный вариант.

Как устроены кластеры Wildberries: почему запрос «свечи микролакс» отминусовали рекламные показы по запросу «свитер»?

Поскольку мы понимаем, что термин кластеры не совсем корректен, но уже используется на маркетплейсе, предлагаю обозначать это явление как рекламный кластер.

Почему в рекламных кластерах так много мусора?

Wildberries исключил (максимально сократил) возможность пустых запросов в мобильном приложении, что раньше встречалось довольно часто. Не должна случиться ситуация, когда по запросу пользователя не будет ничего найдено.

В этом легко убедиться, если мы начнем вводить несуществующие запросы, например, с хвостом seoremica.

Произойдет автозамена на следующие варианты:

Платье Seoremica → платье женское

Юбка Seoremica → юбка шорты

Носки Seoremica теплые → теплые носки детские

Представьте, что на Wildberries мог существовать бренд Cecily Dress, который продавал платья. Тот есть это был брендовый запрос, по которому можно было увидеть товары конкретного продавца.

Со временем бренд уходит с Wildberries и товаров, соответствующих запросу, больше нет. Что можно сделать в этой ситуации?

  • Показывать пустую выдачу при отсутствии релевантных товаров;
  • Просто перекинуть пользователя на запрос «платье», где в общей выдаче он может найти подходящий товар.

Wildberries выбрал второй вариант и теперь при вводе запроса Cecily Dress происходит замена на «платье».

Такая ситуация произошла со многими брендовыми запросами, которые ушли с маркетплейса.

Но это еще не все, ведь автозамена происходит и при других запросах:

goblincore юбка → платье

spider gwen кроссовки → платье

zachrisso dress → платье

платье труп невесты → платье

дешевые платья → платье


Если вы добавите в минус-фразы любое слово из левого столбца, то отминусуете и запрос «платье», ведь для Wildberries это один и тот же запрос.

Именно вариации одного и того же запроса, которые приводят к общему итоговому виду после автозамены, Wildberгies предлагает называть кластерами.

Поэтому сегодня так важно проверять, какие еще варианты запроса встречаются на маркетплейсе.

Минусация одного из вариантов запроса в «кластере» приводит к минусации всей группы запросов, приводя к отсутствию рекламных показов.

Как происходила нормализация запросов?

Я заметил несколько сценариев формирования рекламных кластеров.

Запросы ушедших с Wildberries брендов автоматически переадресуются на главный запрос категории.

Ceccily Dress → платье

zny puff → пуховик

Запросы с несуществующими хвостами (которые ранее не встречались в базе) переводятся на общие категорийные запросы.

Платье Seoremica → платье женское

Запросы, где была утеряна актуальность (количество релевантных товаров сократилось до минимума или нуля) происходит переадресация на главный запрос категории по предмету в запросе.

Платье труп невесты → платье

Релевантность многих запросов определяет ИИ, зачастую игнорируя наличие предмета в исходном запросе.

Свечи микролакс → свитер

Могли ли мы знать, что отминусовав свечи микролакс, потеряем показы по запросу свитер?

Как устроены кластеры Wildberries: почему запрос «свечи микролакс» отминусовали рекламные показы по запросу «свитер»?

Логику конкретно в этом примере найти сложно. Релевантных товаров алгоритм не обнаружил, а значит запрос нужно было куда-то отнести. Возможно, ИИ руководствовался каким-то пользовательским сценарием? Каждый сам дорисует свои детали, а мы продолжим.

Как вообще образовалась исходная база запросов?

Wildberries собирал все вариации запросов, которые пользователи вводили в поисковую строку. Вышло около миллиона запросов с присвоенной частотностью. Эту базу мы видим в кабинете селлера в разделе Аналитика → Популярные запросы.

Как устроены кластеры Wildberries: почему запрос «свечи микролакс» отминусовали рекламные показы по запросу «свитер»?

Большая часть запросов уже закреплена в тематических словарях. Формируются чаще всего они по главному предмету. Так все запросы содержащее платье, оказываются релевантны категории платья.

Но есть запросы с нулевой или околонулевой частотностью, лексика которых не встречается в товарных карточках. В базе запрос есть, а релевантных товаров (где в описании эта лексика обнаружена) либо совсем нет, либо их мало для формирования выдачи.

Тогда на помощь пришел ИИ. Он самостоятельно склеил такие запросы, образовав тем самым рекламные кластеры. Все, что пока не входит в базу, заменяется на общий вариант.

Логика в склейке может отсутствовать, но ИИ решил главную задачу — отсутствует пустая выдача. А уже это решение потянуло за собой цепочку проблем, такую как зависимость запросов в рамках одного кластера друг на друга. Как итог, исключение всей склейки при минусации хотя бы одного запроса группы.

Могут ли обновиться рекламные кластеры?

Да, могут. Давайте приведем примеры, когда этот произойдет:

  • На Wildberries вернется бренд и брендовый запрос выйдет из общего кластера и снова будет относиться к конкретному продавцу;
  • Товары из категории начнут использовать лексику. Если 100 (сто) товаров в категории платье будут использовать seoremica в описании, в итоге автозамены не будет, вместо этого будут показываться товары, релевантные этому выдуманному запросу.
  • Тоже самое произойдет, если вернется тренд на платье по мотивам «труп невесты» и селлеры начнут использовать его в описании, запрос выйдет из кластера платье.
  • Работа асессоров. Когда человек вручную переместит нерелеватные запросы в нужный кластер;
  • ИИ перераспределит запросы.

Выводы

Считаю, что рекламные кластеры будут изменяться и нам предстоит проверять склейку по каждому запросу перед добавлением конкретного запроса в минус-фразы. Все текущие изменения вызваны особенностями движка и логикой приведения запросов к единому виду.

Лично я проверяю кластеры через удобное расширение для Google Chrome Mkeeper и в сервисе аналитики Wildbox.

Где проверяете кластеры вы?

Mkeeper для Google Chrome
Mkeeper для Google Chrome
Wıldbox
Wıldbox

На своем телеграм-канале SEOREMICA весь месяц буду делиться информацией о качественной настройке автоматической рекламной кампании. Присоединяйтесь!

Павел Михайлов
Эксперт SEOREMICA
2121
29 комментариев

Стало быть, то, как Яндекс взялся резать хвосты из конкретных запросов, может быть прямым следствием того, что у него на маркетплейсах эта тема набита плотно и речь о прямом влиянии того же ВБ на тот корпус, на котором Яша учится?
Вот это поворот

2
Ответить

Я слышал, что на WB перешли некоторые сотрудники из Яндекс. Не знаю, правда ли это.

И команда из Ozon начала работу на WB — так некоторые нововведения повторяют логику Ozon.

Теперь видим параллели с Яндекс.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Но в вашем примере интрига есть, у нас триллер сплошной 😃🙌🏻

1
Ответить

Я думаю, что допиливание алгоритма запросов и выдачи еще будет, так как текущая настройка напрямую уводит от покупки.
Когда покупатель вводит низкочастотный длинный запрос, его пожелания к покупке, как правило, четкие. И уводить его из запроса «платье вечернее короткое с пайетками» в просто «платья» - верный путь к снижению конверсии в заказ. Это вызывает раздражение.

По сути вб встал перед выбором: вести клиента на пустую страницу или вести на не подходящую страницу. По моему мнению, решение неверное. Как если бы покупатель пришел в магазин за зимними штанами, а назойливый консультант снова и снова совал ему в руки лосины.
Логичнее было бы выделять ключевые значения запроса и предлагать по ним клиенту варианты поиска, по которым есть выдача.
Что то похожее вроде как бы и есть, вб предлагает вариант, но только в рамках общей группы. Например, вместо запроса «расческа комбинированная скошенная 20 см», предложил искать «расческа маленькая». Как верно написал автор статьи, логика пока что недосягаема))).

1
Ответить

Кстати, ваш пример «платье вечернее короткое с пайетками» выдачу формируют, не все так плохо 🙌🏻

На общую выдачу уводит, когда нет товаров с подходящей текстовой релевантностью.

Думаю, если появится целая коллекция «гангстерских платьев» на WB, то запрос с общего на частное поменяется довольно быстро.

Пока явных примеров, где режется конверсия, не обнаружил. Она падала бы, если по запросу вместо разнообразия приходилось показывать один с половиной товар 😃🙌🏻

Сейчас как раз такую возможность исключили полностью.

Ответить

Качаю напрямую информацию по кластерам из рекламного кабинета WB. Внешним сервисам не доверяю

https://t.me/aiaiaisasha/28 - вот тут выложил скрипт, который работает в новом ЛК и грузит все

Ответить