SEO оптимизация сайта для смартфонов
Привет всем SEO оптимизаторам и всем тем, кто заглянул на эту страницу!
В данной статье мы поговорим об оптимизации вашего сайта и контента на нем для мобильных устройств, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни.
В одной из наших статей про AMP мы уже приводили статистику популярности мобильных устройств. Если вам интересно, то вот ссылка на оригинальное исследование, которое было в той статье. Достаточно полезный материал, которые рекомендован для анализа поведения пользователей.
Введение
Предлагаем немного освежить статистические данные для мотивации по оптимизации сайта под мобильные устройства и поиск. По данным Similar Web а августе 2023 года мобильный трафик занимает 65,67%, десктопам достается 32,89%, ну и меньше 2% планшетным устройствам.
Все, что будет написано ниже в основном применимо к поисковой системе Google, и вот почему.
В августе этого года, доля Google среди мобильных поисковых систем составляет 95%. Для более подробной статистики возьмем данные с августа 2022 по август 2023 года:
По графику ниже видно, что доля Google среди поиска на мобильных устройствах практически не изменилась, а значит в первую очередь стоит задуматься о SEO оптимизации под данный поисковик.
Mobile SEO vs. Desktop SEO
Сам процесс индексации мобильной версии сайта (или как его называет сам Google – индексированием с приоритетом мобильного контента) практически не отличается от классической индексации десктопнных версий.
“При индексировании и ранжировании главным образом используется мобильная версия сайта, просканированная с помощью Googlebot для смартфонов.” Почитать подробнее про Googlebot Smartphone можно по ссылке.
Возвращаясь к различиям мобильного и десктопного SEO, то самым
главным отличием был и будет пользовательский опыт. Ведь контент, техническая оптимизация и ссылочная масса по-прежнему влияет на ваши позиции в поиске.
Но в мобильном SEO больше внимания уделяется скорости загрузки страниц, структуре сайта и удобству взаимодействия со страницей. Так же важную роль в мобильном SEO играет локальный и голосовой поиск.
Основные различия
Если вы думаете, что мобильный поиск, отличается от полной версии только форматом - вы заблуждаетесь. Мобильный поиск Google это отдельный продукт со своими правилами. Причиной тому идет анализ поведенческих факторов с устройств разных форматов.
Для справки: Наши коллеги из Diginow в 2019 году провели крутое исследование. Они взяли 50 000 случайных ключей и изучили статистику совпадений позиций в мобильном и десктопном SERP. Результат оказался неожиданным, только 13% сайтов из выборки удерживают одинаковые позиции по одному и тому же запросу в поиске на разных видах устройств.
Изучить данное исследование подробнее можно по тут.
Вторым интересным моментом является отображение title и description вашего сайта в мобильном поиске. В некоторых случаях (например на устройствах с небольшими экранами) метатеги могут обрезаться раньше, чем вы в классическом Google.
Поэтому вам стоит внимательно подойти к оптимизации тегов. Пользователи на мобильных устройствах провели получать максимально релевантную информацию вводя в поисковую строку короткие запросы. Согласитесь, если мы ищем кафе в Нью Йорке, мы рассчитываем увидеть расширенную выдачу с рейтингами и фото, а не статью-лонгрид на тему «10 лучших кафе в Нью Йорке».
Третье отличье заключается в структуре самой выдачи. Результаты поисковой выдачи на ПК часто содержат больше элементов: текста, изображение, видео и т.д.
Ну и четвертым пунктом выделим то, что в мобильном SEO можно провести оптимизацию под голосовой поиск, который в последнее время становится все более популярным.
Исследование Google
У Google есть целое подразделение, которое занимается работой и изучением пользовательских данных. Называется оно Think with Google. Так вот, у них есть 7 интересных инсайтов, которые прекрасно дают понять, почему вам стоит уделить время на разработку качественной мобильной версии сайта.
63% пользователей в США с большей вероятностью совершат покупку с помощью мобильной версии сайта, если ваше предложение релевантно их поисковому запросу.
А вот 50% пользователей совершают серфинг или покупки с помощью мобильных версий сайтов, потому что не хотят скачивать мобильные приложения.
Еще один интересный факт люди, получившие негативный опыт работы с мобильными устройствами (мобильной версией сайтов и приложений), на 62% реже совершают покупку в будущем таким же методом – независимо от того, насколько эффективны ваши рекламные кампании.
Изучить данные исследования самостоятельно можно по этой ссылке.
На что стоит обратить внимание
Чем отличается мобильное SEO от десктопного мы обсудили, а теперь пройдемся по факторам ранжирования, которые напрямую влияют на ваши позиции в мобильном поиске. Еще раз напомним, что большинство факторов ранжирования для мобильной выдачи – поведенческие факторы.
Что касается дизайна, то до сих пор находится сотни тысяч сайтов, которые просто игнорируют мобильную верстку, что черевато тем, что пользователю будет просто неудобно пользоваться вашим сайтом. А значит повысит процент отказов на вашем сайте, что скажется на вашей позиции в Google.
Мобильная версия сайта должна автоматически подстраивается под разрешение экрана мобильного устройства, а весь контент должен быть понятен для использования на смартфонах. Особенно, это заметно на изображениях и кнопках.
На текущий момент есть два подхода, которые позволяют сделать ваш сайт удобным в использовании для различных устройств:
● Адаптивный дизайн - более сложный метод, который подразумевает изменение структуры сайта под определенный тип устройства. То есть сайт не просто подстраивается до нужного вам формата, а может менять принцип своего взаимодействия в зависимости от устройства и разрешения. Страницы для каждого вида устройств, например планшетов, небольших ноутбуков и смартфонов прорабатываются вручную. Метод отлично подходит для тех сайтов, которые уже приносят вам прибыль, ведь требует больше ресурсов на разработку.
● Респонсивный дизайн - строится на контейнерах и брейкпоинтах, которые позволяют масштабировать: изображения, текст и макет сайта, чтобы веб-сайт мог «сжиматься» до любого размера экрана. Данный подход проще и быстрее, чем адаптивный дизайн, но влияет (пускай и не сильно) на скорость загрузки сайта. А также в отличие от адаптивного дизайна ваши возможности контроля расположения контента на странице ниже.
Кстати, если вы хотите найти удобно структурированный материал на тему респонсивного (отзывчивого) дизайна, то у подразделения Google, которое называется Web.dev есть целый курс.
Чтобы проверить ваш сайт на мобайл-френдли, достаточно воспользоваться встроенным в Google Search Console инструментом.
В целом, к мобайл френдли можно отнести не только удобство дизайна, но и качество самого контетна, метатегов и других заголовков. Чем лучше и проще структурирован контент на странице, тем проще пользователю его использовать. Если вы планируете статью, сразу подумайте о том, как пользователь будет читать ее на мобильном устройстве.
Скорость загрузки страниц
Не менее важна скорость загрузки страниц на мобильной версии сайта, особенно это касается блогов, новостных сайтов и интернет-магазинов. Для этого обратимся к сервису исследований Think with Google.
По данным 2018 года, средняя скорость загрузки страницы на мобильном устройстве с помощью 4G интернета занимала более 15 секунд. И это долго, очень долго.
Потому что уже в 2017 были данные о том, что если скорость загрузки страницы повышалась с 1 до 3 секунд, показатель отказов вырастал до 32%.
Ну и финально – задержка на коммерческих сайтах в 1 секунду при загрузке сайта может понизить конверсию на 20%.
А с 1 до 10 уже на 123%, и мы думаем, это все, что стоит знать о влиянии скорости загрузки на ваши позиции в SERP.
Теперь рассмотрим способы, которые помогут вам повысить скорость загрузки мобильных страниц:
● Для начала оптимизируйте все изображения на вашем сайте. В рамках этих действий, сначала приоритезируйте изображения в порядке важности, наверняка далеко не все из них необходимы для мобильной версии сайта. Что-то можно заменить текстов, а что-то с помощью CSS (ваши разработчики будут в восторге). И по возможности сожмите ваши фотографии в формат .webp.
● Раз уже мы заговорили про контент, то для оптимизации мобильного контента существует подход, который называется AMP (Accelerated Mobile Pages), суть его в том, что на странице остается только максимально оптимизированный и необходимый контент. Мы посвятили данному вопросу две статьи. Первая - теоретическая часть . Вторая практическое использование AMP для новостных сайтов и блогов. Если вы хотите понизить скорость загрузки ваших страниц ниже 2-3 секунд - обязательно к прочтению.
● Оптимизируйте ваш код. Google предлагает для этого следующие инструменты: Для HTML можно использовать, например HTML Minifier. Для CSS - CSSNano или csso. А для скриптов на JS - UglifyJS.
● На скорость загрузки напрямую влияет расположение серверов на которых находится ваш сайт. Поверьте, от Франции пинг до Японии будет очень высоким. В таком случае стоит использовать CDN, о котором мы писали ранее.
● Также вы можете “почистить” вашу базу данных сайта от ненужного мусора, среди которого: неподтвержденные и заспамленные комменты, ненужные черновики страниц, удаленные посты и страницы. Если ваш сайт разработан с использованием CMS, например WP, то это вполне можно сделать самостоятельно без вмешательства разработчиков.
Посмотреть скорость загрузки вашей страницы можно с помощью инструмента Google Pagespeed Insights. Переходите по ссылке, введите URL вашего сайта и нажмите на кнопку.
Для примера мы взяли домен medium.com и получили следующие результат:
Если вы проскролите ниже, то увидите конкретные пункты, которые влияют на скорость загрузки вашего сайта:
Выполнив эти рекомендации, постепенно вы сможете добится нужного вам результата.
Локальная оптимизация
Буквально под руку вместе с мобильным SEO идет и локальная оптимизация, ведь большинство поисковых запросов с мобильных устройств направлены на быстрые запросы для поиска товара, услуги или места в определенном месте.
Вам стоит понимать, что данный подход актуален при условии, что вы представляете локальную компанию в вашем регионе.
Несмотря на то, что само по себе локальное SEO является отдельным аспектом, вам стоит взять на вооружение следующие советы:
- Укажите в вашем Google Business Profile (далее GBP) корректные данные NAP: название компании, адрес и телефон;
- Используйте GBA на все 100%: следите за наполнением профиля, добавьте фотографии и отзывы. Если ваш профиль релевантен ключевому запросу пользователя + у вас достаточное количество положительных отзывов — ваш позиции в расширенной выдачи и Google Картах будет значительно выше конкурентов;
- Локальные ключевые запросы: пуская частотность локальных запросов и меньше, за то их использование в метатегах и других заголовках повышает ваши позиции и CTR. Ведь на простой ключ “кофейни” выдача будет достаточно разношерстной, в то время, как по ключу “кофейни в городе X” SERP будет достаточно конкретным.
- Когда будете создавать ссылочную массу из обратных ссылок — имейте в виду, что приоритетнее будут домены, которые располагаются в вашем регионе.
Голосовой поиск (voice search)
Большую популярность сейчас набирает использование голосового поиска с мобильных устройств. Его использование практически повсеместно. Вот например интересная статистика от издания Thrive My Way по использованию голосового поиска.
Более 71% пользователей в США по данным исследования PwC в 2018 году предпочитают использовать голосовой поиск.
А более 35% жителей США уже приобрели себе умные колонки для дома. Данные: Statista от 2022 года.
А вот более интересная статистика, которая уже относится непосредственно к SEO:
● Более 20% голосовых поисковых запросов формируются на основе набора из 25 слов, таких как "что" или "как", и прилагательных, таких как "легкий" или "лучший";
● Примерно 76% пользователей, использующие колонки с голосовыми ассистентами выполняют поиск по локальным запросам не реже 1 раза в неделю;
● 46% пользователей ежедневно ищут информацию о местных компания / услугах;
● Самая популярная категория компаний, встречающая в голосовом поиске — предприятия общепита;
● Еще лучше звучит статистика, что 28% пользователей, которые использовали голосовой поиск определенной компании, затем совершают звонок;
● А вишенкой на торте станет то, что телефонные звонки приносят в 10 - 15 раз больше прибыли, чем заявки на сайте (p.s. касается только сферы услуг и HORECA)
Да и в современных реалиях голосовой поиск в целом стал неотъемлемой частью SEO, особенно локальной SEO оптимизации.
Вот небольшой план необходимых действий, чтобы ваш сайт был релевантен для голосового поиска Google:
- Учитывая, что оптимизация под голосовой поиск тесно связана с локальной оптимизацией обязательно ознакомьтесь с
предыдущим разделом, там как раз есть ссылка на нашу статью по-локальному SEO. Чтобы лучше понять свою аудиторию вы можете использовать Google Trends, чтобы понять, какие поисковые запросы будут актуальны для них именно сейчас. - Старайтесь делать ваш контент полезным и понятным для пользователей. Порой можно даже допустить разговорный стиль, однако помните, что чем лаконичнее контент для мобильных устройств, тем лучше;
- Используйте микроразметку, чтобы контент на вашей страницы был понятен для поисковых роботов. Когда пользователь в голосовом поиске будет искать “кинотеатр на улице х”, данные на вашем сайте должны быть размечены так, чтобы соответствовать поисковому запросу;
- Оптимизировать мобильную версию сайта можно с помощью контента, который будет релевантен для низкочастотных и среднечастотных запросов, которые выглядят как вопросы, например, “что делать, если телефон упал в воду?”.
Кейсы по SEO под мобильные устройства
Скажем сразу, кейсы взяты у наших коллег, все ссылки, как всегда — прилагаем ссылки для самостоятельного ознакомления.
Кейс #1 - Сервис IT-саппорта из Азии
Данный кейс принадлежит ребятам из компании LeadtoConversion. Кейс целиком по ссылке.
Сам кейс весьма обычный, ребята изучили конкурентов, сделали качественную SEO стратегию, которая включала в себя: семантическое ядро, on-page оптимизацию, линкбилдинг и разработка новых страниц под ключевые слова и услуги.
И у них получилось, планомерная работа и огромное количество тестов дали результат:
● Органический мобильный трафик вырос на 148% (с 1,015 до 2,517 пользователей)
● Конверсия по целям выросла на 73%
Мы поддерживаем такой подход, когда компания специализируется на определенных нишах и всегда показывает положительный результат!
Кейс #2 - Образовательный портал
А вот этот кейс принадлежит компании TechMagnate. Их клиент - крупный национальный образоветельный портал для профориентации студентов и школьников.
Задача была весьма нетривиальная. В данной нише повысилась конкуренция, потоэтому заказчик хотел повысить количество органического траффика перед сезоном.
Сделано было следующее:
● Проведена On-page оптимизация;
● Внедрена технология AMP контента;
● Создание ссылочной массы;
● Проведена работа с разметкой для расширенного сниппета и быстрых ответов.
Все эти работы длились на протяжении полугода, планомерно внедряя изменения и исправляя возникшие ошибки. AMP, кстати, дали отличный результат:
С Января 2018 года по Июнь 2018 года мобильный трафик вырос на 728% и это потрясающее.
Заключение
Подведем итоги, в основном мобильное SEO отталкивается от поведенческих факторов пользователей, просто следуйте нашим советам, чтобы снизить отказы и удержать пользователей на ваших страницах:
● Следите за скоростью загрузки ваших страниц;
● Следите за вашим профилем GBP (отзывы, фотографии и актуальность информации);
● Следите за отображением и работой вашего сайта на мобильных устройствах;
● По возможности привлеките специалиста для тех аспектов, которые вы не можете сделать самостоятельно.
Друзья! Спасибо, что дочитали статью до конца! в ближайшем будущем мы выпустим статью, которая расширенно расскажет о действиях для оптимизации вашего сайта под голосовой поиск. Сейчас голосовые ассистенты набирают популярность с огромной скоростью, поэтому использовать его для усиления вашей SEO стратегии — отличная идея!
Отличная полезная статья с большим количеством исследований, спасибо!
Спасибо за отзыв! Мы старались!:)