Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Этот материал не связан с продвигаемыми сайтами клиентов и носит аналитический характер.

Отмеченные баги приведены с целью показать, как можно улучшить сайты.

В статье рассмотрим баги и фичи страниц из ТОП-10, а также особенности алгоритмов.

Для исследования мы взяли выборку из 1800 запросов с общей базовой частотность 182423. По ним мы отобрали 50 сайтов-лидеров ниши, которые доминируют по количеству запросов в ТОП-10 (анализировали Яндекс и Google).

Особенности пользовательского спроса и выдачи

Так как образование актуально для разных социальных слоев – дошкольники, школьники, абитуриенты, студенты, то мы встречаем разные типы запросов:

Запросы по ГДЗ наиболее популярны:

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Это типичная картина ТОПов в тематике «Образование». Сайты достаточно слабые и бедные по контенту, без особой ценности для пользователя:

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

При этом на белые сайты (работающие без нарушения алгоритмов ПС) также идет трафик по ГДЗ-запросам:

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Запросы приходят со страниц, которые находятся на 20-50 позициях. Это не опасно для основного сайта, но показывает ошибки алгоритмов: белый сайт может выходить по нерелевантным запросам на определенные позиции.

Второй по популярности блок в нише – агрегаторы репетиторов.

Здесь представлены одни из самых старых сайтов Рунета и одни из первых сайтов, внедривших микроразметку для улучшения сниппетов:

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Из новых сайтов только https://uslugi.yandex.ru/ и https://www.avito.ru/ как альтернативный вариант для поиска репетиторов.

Все сайты качественные, полностью закрывают потребности пользователей в поиске репетиторов. Появление новых лидеров маловероятно из-за высоких требований.

При этом для лидеров есть существенные преференции со стороны поисковых систем. Например, https://profi.ru/repetitor/english/ может высоко ранжироваться даже без стандартных листингов, просто используя лендинги под каждое направление.

Сайты вузов на низком уровне, они редко обновляются и мало оптимизированы. Однако есть полезный агрегатор https://vuzopedia.ru/, на котором представлены листинги вузов и информация о всех университетах страны. Подобные сайты имеют большой потенциал, так как других лидеров здесь нет.

Примечательно, что многие страницы в разных сегментах создают дополнительный и нестандартный функционал. Например, реалити-шоу студентов: https://vuzopedia.ru/vuzopedia-live-reality/.

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Сайт https://zoon.ru/msk/p-repetitor-anglijskij_yazyk внедрил также фильтры для поиска репетиторов:

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Некоторые онлайн-школы создают мобильные приложения, например: https://onlineschool-1.ru/ar/.

Как ранжируются сайты в тематике «Образование»?

Таким образом здесь высока вероятность выхода в ТОП за счет уникального функционала. Чего нет у сайтов по ГДЗ. Они, скорее всего, выходят в ТОП за счет спамных методик, которые могут давать результат, но с высокой долей риска.

На основе наших наблюдений можно сделать вывод, что крупным сайтам в этой тематике необходимо постоянно улучшать функционал, чтобы обеспечить себе лидерство в долгосрочной перспективе.

Выводы

Образование – ниша с разными типами запросов и лидеров. Здесь доминируют агрегаторы и локальные сайты по отдельным направлениям: школы, репетиторы, вузы, готовые домашние задания. Также популярность набирают новые белые сайты по образовательным программам, спискам учебных учреждений, курсов и репетиторов.

В этой тематике можно выходить в ТОПы Яндекса и Google за счет качества продукта, контента и формата подачи данных даже при недостаточной проработке структуры сайта, локализации и количестве страниц в индексе.

В выдаче встречаются аномалии, что говорит о динамичности поисковых алгоритмов. Они допускают расконсервацию ТОПов, но в то же время имеют определенные погрешности.

Лидеров-гигантов рынка нет. Есть ряд сильных сайтов, но их не много, поэтому в ТОПы могут выходить новые страницы.

Коммерческие и ЕАТ-факторы имеют большое значение. Прежде всего это функционал и дополнительные разделы, которые несут ценность для клиентов.

Баги алгоритмов практически не встречаются, лидерство в выдаче возможно только за счет белых рыночных методов.

Необходимо постоянно улучшать структуру и функционал, анализировать конкурентов в Рунете и за рубежом.

В Яндексе и Google лидеры практически совпадают, так как их не много и они занимают доступные места для ранжирования.

Необходимо постоянно прорабатывать разные типы запросов и страниц.

Работа по продвижению здесь, в первую очередь, основана на постоянном улучшении сайта и его структуры.

Материал подготовлен в рамках исследования на базе компании Ingate Group

22
11 комментариев

А вы ответите на вопрос, как ранжируются сайты в тематике "Образование"?! Процесс ранжирования зависит от кучи факторов, начиная с внутрянки и заканчивая бустом через РК. В чем суть вашей статьи? Запилить сквозные ссылки на тех, кто вам их дал? В один пулл конкурентов вы сейчас ставите сайты с разным диапазоно сегментов, тот же инфоурок и гимназия. И почему именно их?) Насколько я знаю, если мы говорим о сегменте именно онлайн-школ, там верхний топ иной. Почему нет разницы по ПС. Очень смазано все и тупо кликбейтно по заголовку.

1

Егор, здравствуйте! Могу ошибаться, но ваши вопросы кажутся риторическими. Если действительно хотите разобраться, пишите нам, расскажем подробнее о своих выводах. Спасибо за внимание к статье!)

Спасибо за статью. Эта ниша мне близка ;)

"Все сайты качественные, полностью закрывают потребности пользователей в поиске репетиторов. Появление новых лидеров маловероятно из-за высоких требований."

Требования не высокие! Посмотрите на низкое качество статей агрегаторов! Многие из них ничего не писали уже несколько лет. Почему никто не заходит? SkyEng зашёл и ещё будут заходить, но, скорее всего, ровно тогда, когда поднимется общий уровень SEO c, "заспамленность" и напихивания заголовком рандомными ключами до понимания контектуальных векторов и построения семантических сетей контента

"При этом для лидеров есть существенные преференции со стороны поисковых систем. Например, https://profi.ru/repetitor/english/ может высоко ранжироваться даже без стандартных листингов, просто используя лендинги под каждое направление."

Профи.ру падает в позициях по Google и держится за счёт historical data, вкидывая, как я понимаю, кучу бабок "в поддержание штанов" в маркетинг и контекстку.

Ваня Гавс, мы оцениваем историческую динамику по публичным сервисам, и, хотя полного доверия конкретным цифрам нет, но общие тренды показываются достаточно точно. https://skr.sh/sMWXUv0B4rr по данному сайту не видим падения тоже. По отдельным выборкам запросов проскальзывают спамные страницы, верно. Всё же общая закономерность, что уровень качества сайтов в выдаче по этой тематике достаточно хороший, и ожидаем, что сайты будут развиваться в будущем.

Екатерина, вы не понимаете этот сегмент. Дохода с него практически нет, единственный вариант продавать трафик всяким курсам. Но! Курсы просто делают лендинг, закупают рекламу и получают клиентов, прокладки не нужны. Всё, климакс! Так работают уже несколько лет, потому нет смысла делать качественный материал, заходят и слава богу.

В А, мы отталкиваемся в своих статьях исключительно от своего (достаточно не малого) опыта, но с уважением относимся к альтернативным мнениям, спасибо )

В начале статьи написано, что сайты в топах очень слабенькие, но в конце статьи написано о том, что сайты надо постоянно совершенствовать.
Какой-то очень странный вывод. Или я что-то не так понял?