Поведенческие факторы Google

Всем большой и оптимизированный SEO привет! Друзья, сегодня поговорим о такой довольно важной вещи в мире профессиональной оптимизации, как поведенческие факторы пользователей, какими они бывают, как их получить и как эти данные можно применить в контексте SEO.

Поведенческие факторы Google

Одним из триггеров написания этой статьи стало судебное разбирательство над Google по делу о злоупотреблении доминированием в интернете. Google всегда открыто говорили, что поисковик далеко не всегда берет в учет поведенческие факторы вроде кликов для ранжирования в SERP. А Мюллеру часто задавали вопросы о влиянии кликов на ранжирование, на что он отвечал у себя в твиттере следующим образом:

John Mueller
John Mueller

И все бы хорошо, но буквально недавно Эрик Леман, бывший сотрудник Google сказал следующую фразу.

“Практически все знают, что мы используем клики при ранжировании. В связи с этим возникает дискуссия: "Зачем Google пытается скрыть это, если все знают?”

Полное интервью с Леманом вы можете почитать это по ссылке у наших коллег из Search Engine Journal, ну а мы перейдем к основной теме нашей статьи — влияние поведенческих факторов на ранжирование в поисковой выдаче (SERP) Google.

Поведенческие факторы Google

Поведенческие факторы это…

Для начала, давайте разберемся, что такое поведенческие факторы и как вы можете их отслеживать с помощью сервисов веб-аналитики.

Поведенческие факторы — это все действия пользователей, от момента поиска сайта по определенному ключевому слову до окончания его пребывания на сайте.

Поведенческие факторы Google

К ним можно отнести:

Где, когда и как пользователей совершает свой клик в поисковой системе;

Как и сколько пользователь взаимодействует (скроллит) с сайтом;

Когда пользователь закрывает страницу и уходит с сайта.

Работая с этими данными, вы можете отследить проблемы, которые отталкивают ваших пользователей. Теперь плавно переходим к поведенческим факторам и поисковым системам.

Поведенческие факторы Google

Виды поведенческих факторов

Поведенческие факторы делятся на две категории:

Внешние — это те действия пользователей, которые они совершают в поисковой выдаче (SERP). В эти данные входит информация о том, откуда пользователь пришел, какие запросы использовал, как долго он искал нужную ему информацию и т.д.

В статье про прогнозирование трафика мы упоминали параметр, который назывался CTR в SERP. Это коэффициент отношения пользовательских кликов к показам вашего сайта в выдаче поисковика.

Так же к внешним факторам поведения относятся:

Смена поисковой системы (например, когда пользователь не нашел нужную ему информацию и ушел с Google в Bing);

Какой клик становится финальным для пользователя, что сигнализирует алгоритмам, что именно данный результат стал качественным и отвечающим на вопросы пользователя;

Среднее количество переходов на сайт по поисковому запросу;

Среднее количество времени до перехода на нужный сайт;

Это основные внешние факторы пользовательского поведения, которое учитывает поисковая система Google.

Поведенческие факторы Google

Теперь, рассмотрим внутренние поведенческие факторы. Это те, действия пользователей на вашем сайте, которые собирают алгоритмы поисковой системы для ранжирования в SERP.

К ним относятся:

Количество пользователей, посетивших ваш сайт(в сервисах веб-аналитики, данный параметр называется посещаемостью сайта);

Время сессии пользователя — n-ое количество времени, которое пользователь проводит на вашем ресурсе;

Глубина пользовательской сессии и скролла страницы — первый параметр сигнализирует о среднем количестве страниц, которые пользователь посетил за время одной пользовательской сессии, а вот второй параметр отвечает за глубину просмотра определенной страницы;

Bounce rate – коэффициент отказов пользователя, который сигнализирует, что пользователь покинул ваш сайт с первой страницы.

Дополнительно к внутренним факторам можно отнести такой показатель, как конверсия.

Поведенческие факторы Google

Вот один важный документ от компании Google, с которым мы вам очень рекомендуем ознакомиться. По факту Гугл запатентовал поведенческие факторы пользователей, чтобы использовать их в своих алгоритмах.

Второй важный момент — это постоянный мониторинг данных показателей.

Чтобы отследить внешние поведенческие факторы, воспользуйтесь сервисом Google Search Console. А для мониторинга внутренних факторов используйте GoogleAnalytics 4, чтобы получать данные действий пользователей с вашего сайта. Например, чтобы посмотреть средний CTR вашего сайта в поиске, достаточно перейти на раздел SearchResults в категории Performance.

Поведенческие факторы Google

Там же, выбрав пункт Pages, вы получите статистику CTR по отдельным страницам. Что касается Google Analytics, то в одной из наших статей, мы уже писали о том, как подключить и настроить GA4 к вашему сайту на Wordpress. В целом процесс настройки схож для многих веб-движков, поэтому рекомендуем к ознакомлению.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

Интент поискового запроса

Важным аспектом для понимания поведенческих факторов является поисковый интент. По сути интент — это подтекст или намерение пользователя, которые он закладывает в поисковый запрос.
Интент ключевых вопросов безумно важен при разработке SEO
стратегии и разработке семантического ядра.
И да, интент не является
видом поведенческих факторов, однако тесно связан с ними.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

Существует 4 вида пользовательского интента:

Информационный: Пользователь ищет конкретную информацию или ответ на вопрос. В преимуществе ищет учебные материалы или информационные статьи. Например, если кто-то ищет "The best places in Amsterdam", его намерение — информационное.

Навигационный: Пользователь ищет конкретный веб-сайт, ресурс или страницу. Например, пользователь ищет “IMAX web site”, его намерение — навигационное.

Транзакционный: Пользователь хочет купить конкретный товар или услугу. Например, пользователь ищет “buy iphone 15 pro max titan”, его намерение — транзакционное.

Коммерческий: Пользователь находится на стадии изучения нужного товара или услуги, сравнивает различные сервисы и/или предложения. Например, его запрос “best tablet for drawing”. В таком случае его намерение — коммерческое.

Поведенческие факторы Google

Уметь работать с интентом поисковых запросов очень важно. Ведь алгоритмы поисковой системы нацелены на то, чтобы ранжирование в поисковой системе было максимально релевантно.

Тут, как и в тиндере должен быть полный “match” между двумя сторонами, в нашем случае между ключевым запросом с определенным интентом и контентном, который вы хотите отображать по данному запросу.

Один из простых вариантов понять, какой поисковый интент подразумевает под собой ключевое слово, это воспользоваться сервисом Semrush. Конкретно эту функцию можно использовать и в бесплатном режиме, но с ограничениями. Открываем Keyword Magic Tool и вводим нужный нам ключевой запрос, в нашем случае возьмем “best tablet”.

Поведенческие факторы Google

Собственно, вот вам и интент по ключевым запросам во втором столбце после самих ключевых слов. Так что при сборе семантики не забудьте проверить интент и разбить ключи по категориям.

Поведенческие факторы Google

Как клики влияют на ранжирование в Google

Переходим к самому интересному вопросу данной статьи –
“Как клики влияют на поисковую выдачу в Google?”

Для начала погрузимся в теорию и интересные факты. Например, коллеги из команды Backlinko в своем исследование органического CTR изучили
4 миллиона поисковых запросов и выдачи по ним, чтобы узнать об его влиянии на ранжировании в Google.

Поведенческие факторы Google

И вот подборка интересных фактов, которые они обнаружили:

1.Средний органический CTR первой позиции в Google – 27,6%;

2. Вероятность клика по первой позиции в органическом поиске,
в 10 раз выше, чем на странице, находящейся на 10-м месте;

3. Средний CTR для 8 и 10 позиции в выдаче практически одинаковый;

4. В среднем перемещение на 1 позицию вверх в SERP увеличивает
CTR на 2,8%. Однако это зависит от того, с какой позиции перемещается ваш сайт. Перемещение с третьей на 2 позицию обычно приводит к значительному увеличению CTR. Однако перемещение с десятой на девятую не дает статистически значимой разницы.

5. Тайтлы содержащие вопрос имеют такой же CTR, как и те тайтлы, которые вопрос не содержат;

6. Более длинные ключевые слова, как правило, имеют более высокий CTR: ключевые слова из 10-15 слов получают в 1,76 раза больше кликов, чем ключи из одного слова.

7. URL-адреса, содержащие термины, схожие с ключевым словом, имеют на 45% более высокий показатель кликов по сравнению с URL-адресами, не содержащими ключевого слова;

Поведенческие факторы Google

Что касается фактического подтверждения влияние кликов на ранжирование в поисковой выдаче, то все чуточку сложнее, но есть несколько весомых доказательств того, что клики все же имеют значение.

Первый случай — это презентация сотрудника Google Пола Хаара на тему
“Как работает Google: Взгляд инженера по ранжированию”. Да, эта презентация достаточно стара, тем не менее актуальна.

Если еще не смотрели, рекомендуем ознакомиться.
SMX West 2016 - How Google Works: A Google Ranking Engineer's Story

Из презентации становится понятно, что Google использует CTR, но не для прямой корректировки ранжирования. Вместо этого они используются косвенно в контролируемых ситуациях для проверки качества SERP.

Контролируемые ситуации подразумевают собой следующее –
Google берет часть результатов выдачи поисковика, тестирует изменения алгоритмов и использует CTR в качестве индикатора изменений.
CTR повысился – отлично, упал – значит, что-то пошло не по плану.

Как раз это и подтверждает слайд из презентации Хаара.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

Второй интересный эксперимент провел наш коллега Ренд Фишкин.
В апреле 2014 года он разместил публикацию в своем блоге, которая заняла
7 место в выдаче.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

Затем у себя в твиттере, он попросил продвинуть пост, чтобы проверить гипотезу.

Поведенческие факторы Google

Как думаете, получилось ли у него в итоге?
Запись получила более 200 посещений из-за помощи людей,
которые увидели пост.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

И вот сама статистика:

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

А вот выдача на следующий день.
И страница блога уже находится на первой позиции.

Поведенческие факторы Google
Поведенческие факторы Google

Резюмируя данный эксперимент, то можно сделать вывод, что
клики влияют на не персонализированную выдачу. Остается резюмировать, что поведенческие факторы, в том числе и клики влияют на ранжирование позиций в поиске. Да, возможно оно работает не совсем прогнозируемо, но все же работает.

В следующей статье мы продолжим тему поведенческих факторов и поговорим про их накрутку и ее необходимость при SEO-продвижении.

Поведенческие факторы Google

Друзья, спасибо, что дочитали статью до конца. Надеемся статья была интересной, а главное полезной! Мы будем рады, если вы напишите в комментариях ваше мнение!

Поведенческие факторы Google
33
3 комментария

Кейс 2014 года в конце 2023 это круто, конечно

1
Ответить

Это классический кейс.
Вот поновее данные: https://searchengineland.com/google-search-ranking-documents-434141

1
Ответить

Да, проскакивали тут давеча откровения из буржа, что Гугл реально не понимает контента, на самом деле ориентируется на пользовательские сигналы в оценке, а все данные на эту тему гуглоиды рекомендуют просто умалчивать. Чисто по классике:
"Ребята, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте, что тут писалось. Я вполне понимаю, что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут."

Ответить