Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Ведущий специалист отдела интернет-маркетинга Ареал, Кирилл Безбородов, рассказывает о тенденциях, проблемах, новых технологиях и лайфхаках.

Не изменяем осенней традиции побывать на конференции Optimization 2019 и поделиться с вами самыми свежими новостями и исследованиями в SEO.

Фото позаимствовано из группы «<a href="https://vk.com/ashmanovandpartners%E2%80%8B" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ашманов и партнёры</a>»
Фото позаимствовано из группы «Ашманов и партнёры»

Как создавать новые листинги, чтобы они попадали в потребность пользователей

Евгений Сызранцев, руководитель агентства kite

Евгений начал с базы. Что такое листинг, какие бывают листинги товаров и какой трафик на них идет.

Листинг — список от двух и более сущностей (товары, объявления. билеты, услуги и т.д).

Категорийный спрос — коммерческие запросы без привязки к определенным сущностям (аренда квартиры, купить кресло, кулинарные книги).

На многих интернет-магазинах листинги товаров — основные страницы входа — поэтому они требуют максимальной проработки. Существует несколько основных типов.

«Классические» листинги

Наиболее популярный тип. Состоят из списка каких-либо товаров, объявлений или услуг.

«Классические» листинги стоит применять на страницах категорий, брендов, тегов, результатов поиска по сайту.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Состав листинга:

1. Базовые элементы — title, description, h1 заголовок, хлебные крошки, фильтры, сортировки, меню категорий-подкатегорий, пагинация.

2. Список-сетка (мини-карточки) — товары, услуги, объявления:

  • Категории и подкатегории.
  • Фильтры-характеристики (например, красный, из дерева и т.д.)
  • Сортировки (например, аренда квартиры недорого).
  • Маркеры в поисковых фразах: дешево / дорого, рейтинг / популярные, новинки / акции.
  • Страницы со списком товаров одного бренда.
  • Выборки по популярным запросами.
  • Тэги — сочетания перечисленных типов друг с другом и уникальные запросы (например, сортировка + 2 фильтра или фильтр + результат поиска).

3. Дополнительные блоки — дополнительная ценность к выдаче, для тех кто пролистал сетку, но ответа на запрос не нашел:

  • карта с объектами;
  • перелинковка;
  • отзывы;
  • генерируемый текст;
  • уникальный текст (списки, таблицы, картинки);
  • хиты продаж/популярное;
  • скидки;
  • лайфхаки;
  • видео;
  • вопрос-ответ;
  • анонсы статей;
  • подписка/консультация;
  • калькулятор;
  • условия доставки.

Для листингов в целом важно соблюдать:

1. Соответствие товаров и продвигаемых на странице запросов.

2. Минимум от трех товаров в наличии.

3. Полнота заполнения мини-карточек товаров:

  • вхождение слов из запроса на карточках;
  • полнота важной для пользователей информации;
  • вид:
  • плитка или список;
  • количество карточек;
  • возможность быстрого просмотра;
  • наличие цен, диапазонов цен, отзывов от карточек, рейтинга;
  • элементы, направленные на повышение конверсии: бейджики на скидки и акции, хиты продаж, счетчики ограниченного предложения.

Хабовые листинги

Страницы, содержащие не полный ассортимент товаров, а наиболее популярные позиции, плюс полезная информация. Например: ссылки на основные категории, отзывы, обзоры.

Хабовые листинги стоит применять:

  • На корневые разделы.
  • Для сложных или слишком похожих товаров.
  • Для главных страниц сайта.

Листинги-лендинги

Используются, когда полноценная сетка, без уточнения интента, не поможет пользователю. Например при покупке авиабилетов невозможно предоставить релевантный ответ без конкретизации запроса.

Блоки на листингах-лендингах практически аналогичны классическим листингам. Но первый экран — фильтр для перехода к классическому листингу с выбором конкретных характеристик или параметров (например, город и даты заезда в отель).

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Редакторские подборки

Это подборки товаров с дополнительным контентом и экспертной выборкой, на грани коммерции и информации. Такие страницы подходят для рейтингов определенных электротоваров, книг, фильмов, курортов и прочего.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Ответом на главный вопрос — как попасть в потребность пользователя? — стало резюме, руководство к действию:

  • Определить, что ищут люди.
  • Разделить по типам листингов поисковой спрос.
  • Понять, какие типы листингов мы можем использовать, что удовлетворит потребности наших пользователей.
  • Спланировать внедрение новых функций, определить ресурсоемкость.

После попадания в потребность и создания хорошего листинга важным этапом будет индексация. Для контроля и улучшения индексации Евгений посоветовал:

  • Не заморачиваться с индексацией, если сайт меньше 10 000 страниц и нет регулярного обновления информации. Все проиндексируется и так.
  • Помнить о людях. Не нужно людям — не нужно поисковым системам.
  • Постоянно думать над способами сократить в индексе поисковых систем страницы без поискового спроса, а не пытаться их добавить.

Советы проверены на практике кейсом индексации onrealt.ru.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

На проекте были закрыты все карточки объектов тегом meta name=”robots” content=noindex, follow”, что не совсем типично. Евгений объяснил это тем, что в нише недвижимости отсутствует спрос на объекты и они только мешали индексации необходимых страниц.

Кроме того:

  • Настроена автоматическая перелинковка всех листингов друг с другом.
  • Велась активная работа с Webmaster Yandex по «Недостаточно качественным» страницам: повышение качества маркированных страниц или изначальный запрет на индексацию.
  • Настроен код ответа 200 ОК для листингов с тремя и более объявлениями.

Также корректно настроены технические параметры:

  • Код ответа 404 на листинги без объявлений.
  • Менее 0,1% ошибок на объем в >3 000 000 страниц.
  • Высокая скорость первичной загрузки страниц.
  • Актуальный sitemap.xml.

Доклад Евгения очень актуален. Современное seo строится на создании качественных страниц, которые в первую очередь нацелены на удовлетворение потребностей пользователя. Важно правильно выбрать тип страницы и детально проработать интент. Классические списки товаров не всегда позволяют решить задачу, важно обеспечить страницу необходимыми функциями и дополнительной ценностью, помочь принять решение. Быстрые ссылки, отзывы, калькуляторы, фильтры, вопросы-ответы — все это способствует повышению качества ответа, решению задачи пользователя и, как главный результат, приводит к стабильным позициям в топе и увеличению конверсии.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Технологии текстового контента.Как делать текст, который полюбит поиск

Алексей Чекушин, Just-Magic.org

В своем докладе Алексей анализировал сложные отношения между двигателем продвижения — текстами и их главным оценщиком — поиском. Какие алгоритмы и технологии пришли на смену классическим и как с этим жить.

Как поиск оценивает тексты

1. Факторы ранжирования:

  • Текстовые факторы (классические).
  • New-gen текстовые факторы (новое поколение, machine learning).
  • Поведенческие факторы.

2. Антиспам.

Старые технологии ранжирования текстов

В качестве классических факторов Алексей рассказал о «мешке слов» — модель, в которой текст раскладывается на отдельные слова без учета последовательности между ними, и биграммах — сочетания, в которых учитываются пары слов идущих друг за другом.

​Классический текстовый фактор — мешок слов
​Классический текстовый фактор — мешок слов
​Классический текстовый фактор — биграммы
​Классический текстовый фактор — биграммы

В результате такого разложения:

  • Теряется информация о расположении слов.
  • Теряется информация о словах не содержащихся в запросе.

И возникают сложности:

  • Машинное обучение не дает идеальных результатов.
  • Происходит большая дисперсия результатов в выдаче.
  • Влияют другие факторы.

Для оптимизации документа под текстовые факторы применяются анализаторы, которые учитывают вхождения слов в различные зоны документа: seo-текст, title, анкоры исходящих ссылок, текстовые фрагменты.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Новое поколение текстовых факторов

Поисковые системы развивают свои алгоритмы и стремятся лучше понимать тексты. В результате выходят алгоритмы, которые более глубоко анализируют текстовое содержание страницы:

  • DSSM (Яндекс). Алгоритм Палех запущен в ноябре 2016 года и применялся только на title страниц. Как расширение был выпущен алгоритм Королев в августе 2017 года, в котором уже учитываются все слова в документе для построения семантического вектора.
  • BERT (Google). Алгоритм запущен в октябре 2019 года и применяется пока только на 10% англоязычных запросов.
  • NLP. Пока не применяется.

DSSM. Палех/Королев

DSSM — deep structured semantic model.

На первый взгляд Палех и Королев работают по тем же принципам, что и «классические», старые текстовые факторы.

Оперирует:

  • Буквенные тринраммы.
  • Слова.
  • Пары слов.

Но разница заключается вот в чем:

  • В оценку идут все слова, а не только содержащиеся в запросе.
  • Модель натренирована не на вхождения слов и биграмм запроса, а тематичность содержания текста.
  • Анализируются все текстовые блоки страницы (Королев).

Новые алгоритмы значительно влияют на поиск. По запросам могут показываться документы, которые в «важных» зонах не содержат слов из запроса.

Влияние алгоритма на процесс оптимизации проявляется в:

  • Учете тематических слов.
  • Уменьшении одинаковых слов в запросах, что увеличивает количество кластеров и низкочастотных запросов на страницы.
Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

BERT

BERT — bidirectional encoder representations from transformers. Алгоритм «читает» слева-направо и справа-налево, пытается угадать слово по контексту. Часто применяется в Q/A, проверка гипотез и т.д.

Охват этого алгоритма пока очень мал. Как он повлияет на поиск и оптимизацию пока неизвестно. Точно известно одно — алгоритм все еще не будет понимать смысл текста.

Доклад Алексея на этот раз был без формул, но от этого не стал проще. Человеку далекому от seo и теории поиска будет сложно понять, о чем идет речь. В качестве основного вывода скажу: поисковые системы движутся в сторону понимания смысла текстов, что от оптимизаторов требует более детальной проработки содержания. Снижается значимость употребления точного количества ключевых слов и фиксированных словоформ. Теперь важна общая тематическая направленность текста и его польза для читателя.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Популярные проблемы при работе с текстами, с которыми специалисты сталкивались в 2019 году

Сергей Юрков, директор по развитию интерет-рекламы Пиксель плюс

В Пиксель Плюс изучили 70 вопросов от seo-специалистов и 50 от интернет-маркетологов. Рассматривали только вопросы, касающиеся текстовой оптимизации. Самые популярные — о On-page оптимизации, текстовых фильтрах и уникальности текста.

Вопрос 1. Сайт не находится в Яндексе по точным цитатам, хотя проиндексирован

Некоторые отрывки текста не находятся цитатным поиском (запрос в кавычках) в общем поиске. Но при поиске по сайту страница, содержащая данный отрывок, находится.

Чтобы ответить на вопрос «Почему так происходит?» Сергей провел исследование:

  • 500 коммерческих URL, полученные по случайным поисковым запросам.
  • В выборке как интернет-магазины, так и сайты услуг.
  • В анализе участвовали только seo-тексты.
  • Текст разбивался на отрезки из 5 слов «нахлестом».
  • Проверили находится ли отрезок в общем поиске и по URL.
  • Посчитан % отрезков текста, по которым находится URL и определена видимость URL по семантическому ядру.
  • Проанализировано более 100 000 отрезков текста.
  • Вопрос не в уникальности текстов.
​Процент запросов в топ-10
​Процент запросов в топ-10
​Средняя позиция по запросу
​Средняя позиция по запросу

Анализ показал, что чаще находятся тематичные отрезки текста, которые содержат слова характерные для товаров или услуг страницы (читай LSI).

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Нахождение отрезков текста не зависит от типов URL. Главные страницы, карточки товаров, листинги и страницы услуг имеют сходные данные.

«Баг» появился после внедрения алгоритма «Королев», поддержка говорит об отсутствии проблем в связи с этим «багом». Почему он возникает:

  • Поисковый алгоритм «Королёв» сравнивает семантические векторы поисковых запросов и веб-страниц.
  • Подбор веб-страниц, соответствующих запросу по смыслу, производится на ранних стадиях ранжирования для 200 000 документов.
  • На этих этапах происходит сравнение векторов документ-запрос и принимается решение не показывать URL по запросам (=цитатам из текста) с неподходящим смыслом.
  • Не ищутся отрезки текста, которые носят общетематичный характер, либо нетематичны по отношению к URL (по алгоритму BM25 должны находиться).

При ограничении поиска по единственному сайту отрезки текста находятся чаще, здесь работает ранжирование с приоритетом на ключевые слова.

Поскольку выявлена зависимость позиции с процентом найденных фрагментов, необходимо его повышать. Сергей предлагает следующее:

  • Проверить тексты и найти отрезки, которые не находит поиск.
  • Проверить найденные отрезки на их близость к тематике.
  • Переписать нетематичные отрезки, которые не ищутся.

Проверить отрезок на тематичность можно при помощи инструмента https://tools.pixelplus.ru/tools/intent

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Вопрос 2. Размещение оптимизированных текстов под листингами в интернет-магазине

Гипотезы:

  • Удаление seo-текстов со страниц с хорошей видимостью не приведет к падению позиций в Яндекс и Google, если seo-тексты не работают.
  • Добавление seo-текстов на страницы с плохой видимостью не приведет к росту позиций в Яндекс и Google, если seo-тексты не работают.

Было взято 2 выборки из 30 URL каждая:

  • С seo-текстом и высокими позициями.
  • Без seo-текста и без позиций.

В выборках содержались как сайты услуг, так и интернет-магазины. На URL не проводились значимые работы за месяц до эксперимента и после.

В результате эксперимента в Яндексе наблюдается слабое влияние для сайтов услуг:

  • Удаление текста привело к небольшому проседанию в рамках топ-5/10 и повлияло на большую долю запросов страницы.
  • Добавление текста привело к небольшому росту малой части запросов страницы.

На страницах оставались коммерческие элементы: таблицы, цены, формы заказа, инфографика с текстом и CTA. Отсутствие падения может быть обусловлено накопленными ПФ.

Аналогичные результаты наблюдаются и в Google:

  • Удаление seo-текстов привело к небольшому проседанию позиций по большой доле запросов. Все изменения происходили только в рамках топ-5/100.
  • Добавление seo-текстов привело к небольшому росту позиций по небольшой доле запросов. Все изменения происходили только в рамках топ-5/50.

Для интернет-магазинов в Яндексе также наблюдается очень слабое влияние:

  • Удаление seo-текстов привело к небольшому росту позиций по небольшой доле запросов. Изменения происходили в рамках топ-5/50.
  • Добавление seo-текстов привело к значимому росту позиций по большей доле запросов, но при совпадении ряда условий (НЧ/НК + большой листинг + нет НЧ в тексте страницы).

Большую часть запросов изменения не затрагивают.

  • Удаление seo-текстов привело к небольшому проседанию позиций по небольшой доле запросов. Все изменения происходили только в рамках топ-10, топ-50, топ-100.
  • Добавление seo-текстов привело к значимому росту позиций по большей доле запросов, но при менее жестком совпадении ряда условий (НЧ/НК + большой листинг + нет НЧ в тексте страницы). Все изменения по большей части происходили в рамках топ-5/100.

Вопрос 3. Как снять текстовый фильтр Баден-Баден

Наиболее популярный вопрос, тревожащий seo-специалистов.

Было представлено несколько кейсов-способов снятия фильтра.

Постраничный дисконт

Был интернет-магазин с объемными текстами на листингах. Зафиксировали резкое снижение видимости в Яндексе. С 52% до 29%. С Я.Вебмастере не было уведомлений, а некоторые запросы остались на своих местах. Учитывая наличие объемных текстов и динамику позиций, сделали вывод, что сайт попал под постраничный Баден-Баден.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

После удаления большей части текстов позиции сайта восстановились.

Закрытие текстов в noindex

Сайт с каталогом попал под фильтр. Закрыли все тексты в noindex. Подтвердили исправление в Вебмастере, но через 30 ситуация не изменилась. Полностью удалили SEO-тексты и фильтр сняли через 35 дней. Общий срок снятия фильтра — чуть больше двух месяцев.

Ранее работающий метод — закрыть текст, поместив его в тег noindex — больше не работает. Выйти из под фильтра помогает только удаление текстов.

Уменьшение объема текста

На сайте услуг каждое уникальное предложение сопровождалось текстом 1800-2200 символов. Были сквозные блоки по условиям перевозки товаров объемом 500-1000 символов.

Тексты были уменьшены на 50-70%. Оставили сквозной блок объемом 400-500 символов, но фильтр не сняли. Только после удалений сквозного блока «условия доставки» сайты вывели из под фильтра в течение нескольких дней.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Кроме полного удаления снять Баден-Баден помогает сильное сокращение текстов, более чем в 5 раз. Сквозные блоки могут препятствовать снятию фильтра при существенном сокращении текстов.

Полное удаление

Два года у сайта не было проблем с санкциями, но в Вебмастере появилось уведомление.

Удалили все тексты с листингов, но уведомление в поддержку об исправлении ошибки не дало результатов. Удалили тексты с карточек товаров и отредактировали информационные тексты — сообщение о фильтре исчезло через 11 дней.

Наряду с сокращением объема, полное удаление текстов со страниц помогло снять фильтр.

Использование seo-текстов теряет свою значимость и дает незначительный бонус в ранжировании. Может привести к наложению санкций. Сказать, что нужно отказываться от размещения текстов, нельзя. Но однозначно, с низкокачественным текстом получить рост позиций не удастся. Все больше повышаются требования к содержанию.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Рейтинг лайфхаков 2019

Илья Русаков, руководитель IMPULSE.GURU

Первое, о чем рассказал Илья, это актуальная для многих клиентов проблема расширения локализации в Регионы.

Расширение локализации

Наиболее известны 3 способа улучшения ранжирования в регионах:

  • Привязка регионов в Яндекс.Справочнике. Самый простой способ, но для этого нужно иметь реальные адреса в регионах, которые есть не у каждого клиента. А использование фиктивных данных весьма рискованно.
  • Поддомены. У этого метода довольно сложная реализация, что существенно увеличивает затраты, — необходимо поддерживать несколько ресурсов. Но есть свои плюсы, можно привязать регион в Яндекс.Вебмастере. Для Яндекса это лучший способ.
  • Гео-папки. Более понятный и простой метод с технической стороны. Лучше подходит для Google. В Яндексе реализация через подпапки сложнее и возникают проблемы с определением релевантных страниц. Релевантной считается страница, принадлежащая к другому региону.

Для решения проблемы с релевантными страницами Илья предлагает следующее:

1. Вставка на региональные страницы блоков с картами, содержащими региональные контакты. Это не обязательно должны быть адреса представительств, можно добавить блоки с адресами клиентов в регионе, это также даст необходимый результат.

2. Указание информации о доставке в Яндекс.Маркете. Этот неочевидный способ помогает повысить позиций в регионах доставки.

Турбо-страницы

Второй лайфхак — использование турбо-страниц.

Был проведен эксперимент с внедрением турбо-страниц. В результате чего трафик на товарные страницы вырос на 100%, а общий рост составил около 15%.

Казалось бы, очевидно, что в таком случае нужно активно применять технологию, однако конверсия таких страниц оказалась значительно меньше. Дело в том, что турбо-страницы весьма ограничены в настройках и не каждый элемент можно настроить под себя. К примеру, форма «купить в 1 клик» содержит много обязательных полей, что существенно усложняет ее заполнение.

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Использование турбо-страниц для сайтов без мобильной версии однозначно улучшает ситуацию. С удобной мобильной версией сайта турбо-страницы стоит использовать лишь при кратном наращивании трафика, в противном случае показатели конверсии могут значительно упасть.

Мы также скептически относимся к внедрению турбо-страниц для магазинов. Адаптивная версия с полноценными функциями покупки не требует дополнения. Турбо-страницы имеет смысл добавить для статейного или новостного раздела. Тогда для главной страницы формируется расширенный сниппет на основе статейных страниц, что повышает его заметность.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Третий совет связан с ассортиментом. Мы однозначно знаем, что он важен для e-commerce и сайтов услуг, а как ассортимент влияет на сайты СМИ?

Что было сделано:

  • Увеличено общее количество новостей.
  • Больше новостей в рамках подраздела.
  • Добавили «показать еще» у всех подразделов.

В результате:

Обзор Оptimization 2019: практические кейсы, советы, тенденции

Как показывает кейс, ассортимент, то есть количество новостей, также важен в тематике СМИ.

*Все иллюстрации взяты из презентаций спикеров. Презентации находятся в свободном доступе на сайте Optimization 2019 .

11 показ
1.1K1.1K открытий
Начать дискуссию