Битва с «чёрным бизнесом» на утерянных вещах

Не секрет, что многим из тех, кто хотя бы раз терял что-либо (документы, вещи или животных) и публиковал в интернете объявление об утере с указанием номера телефона, первыми звонят охотники за вознаграждением – они якобы нашли утерянное вами и теперь достаточно лишь отправить им деньги, чтобы получить то, что вы потеряли.

Примерно так, по мнению нейросети «Kandinsky», выглядят телефонные мошенники
Примерно так, по мнению нейросети «Kandinsky», выглядят телефонные мошенники

В ответ на попытку проверить, действительно ли нашли или нет, включается психологическое давление.

– Ваш паспорт у меня, перечисляйте деньги и получите его обратно. Что? Какой ещё номер паспорта? Понятия не имею, он в запакованном целлофановом пакете, вскрывать не буду, а то обвинят, что я на него кредит взял. И вообще он лежит на первом этаже, а я на третьем, мне что, бегать туда-сюда? Я не понял, вам паспорт нужен обратно или я его рву пополам, если денег не будет? Нет, сначала перечисляйте, потом договоримся о возврате, а то вдруг вы с полицией придёте и заберёте паспорт? И давайте скорее, у меня мало времени!!!

Цель психологического давления тут – отключить у жертвы критическое мышление и включить эмоции на максимум. Получив вознаграждение, «охотники» блокируют у себя в телефоне номер «донора» и переходят к работе со следующей жертвой.

Естественно, ни одному администратору онлайн-доски объявлений (не говоря уж об авторах объявлений) такая «охота» категорически не понравится: «чёрному бизнесу» как ставшему системным явлению – пора объявлять бой.

Перво-наперво – предупреждение для всех, кто собирается опубликовать новое объявление и выбрал пункт «Утеряно»: внимание, остерегайтесь мошенников!

Предупреждение для всех, кто выбрал пункт «Утеряно» при публикации нового объявления
Предупреждение для всех, кто выбрал пункт «Утеряно» при публикации нового объявления

Далее отключается открытый показ номеров телефонов, опубликованных авторами объявлений – теперь его можно получить, только нажав на ссылку «Показать телефонный номер», при этом клик записывается в список событий, множество которых уже представляет из себя некое подобие статистики. Для начала неплохо.

А что дальше? Как – хотя бы и посредством анализа статистики – отличить мошенника от порядочного человека, который нашёл что-то? А если это администратор учреждения или мероприятия, у которого на столе валяются десятки утерянных посетителями документов и вещей? А если он отыскал на сайте объявления об утере этих вещей и теперь собирается вернуть их владельцам?

Проблема осложняется ещё и тем, что у мобильных устройств (а мошеннические действия на 99% производятся именно с них) нет постоянного IP-адреса, по которому можно было бы идентифицировать «завсегдатаев» – IP-адреса выделяются мобильным устройствам динамически, при включении/перезагрузке.

По счастью, у этой медали есть и обратная сторона: мошенники не задумываются над такими мелочами и «работают» в рамках одного сеанса, без использования анонимайзеров и не перезагружая свой телефон между звонками. Вот это-то обстоятельство и даёт возможность для анализа поведенческой модели, после чего благодаря статистике кликов сразу же становятся очевидны несколько наиболее характерных особенностей поведения мошенников:

  1. Не используют поиск по сайту – просто открывают очередное объявление в ленте и запрашивают номер телефона автора объявления.
  2. Обзванивают авторов объявлений, которые потеряли что-либо в совершенно разных населённых пунктах – к примеру, в Москве, Сочи и Петрозаводске.
  3. Не переходят в категории утерянных вещей – сразу же начинают с ленты, в которой опубликовано всё вперемешку.

Попутно (на будущее) здесь стоит отметить и другие, не столь очевидные симптомы: выбор наименее грамотно написанных объявлений, с наибольшим количеством орфографических ошибок; выбор наиболее эмоционально составленных объявлений («умоляю, верните, это дорого мне как память!!!»); выбор объявлений об утере наиболее дорогостоящих либо трудновосстановимых предметов и документов – айфонов, загранпаспортов, удостоверений и пр.

Ну что, начинаем сражение? Для пущей надёжности будем производить идентификацию каждого пользователя по связке «IP-адрес + заголовок браузера/устройства». Конечно, один и тот же адрес может быть предоставлен разным людям, даже устройство и браузер у них могут оказаться идентичными, но чтобы каждый из них последовательно пожелал в двух-трёхдневном интервале узнать телефонные номера из объявлений с одного и того же сайта? Маловероятный сценарий, согласитесь.

Не менее сложно представить, чтобы даже у самого администратого администратора одновременно оказались в распоряжении вещи, утерянные в Москве, Сочи и Петрозаводске, по каждой из которых на сайте оказалось бы объявление об утере. Ну разве что наш администратор – бродячий торговец, но даже в этом случае возникает множество вопросов без ответов.

А значит, в нашем распоряжении имеется совокупность признаков, по которым можно отсеивать недобросовестных посетителей. Что значит «отсеивать»? Ну, например, блокировать им на некоторое время (скажем, часа на три) доступ к последующим показам телефонных номеров – что и реализовано на данный момент на «Столе Находки».

Конечно, полностью исключить возможность мошенничества таким образом невозможно. Но об этом речи и не идёт: на данный момент главная задача – максимально затруднить мошенникам массовый доступ к телефонным номерам на сайте и тем самым способствовать переходу «чёрного бизнеса» в категорию невыгодного занятия, чтобы тот прекратил своё существование как системное явление.

11
Начать дискуссию