Модели для написания сценариев чат-ботов

Сегодня я расскажу о стандартных моделях в IF (интерактивной литературе) на основе выбора как о методе написания сценариев для чат-ботов. Надеюсь эта информация будет полезна начинающим создателям чат-ботов и маркетологам, задумывающимся о внедрении мессенджер-маркетинга.

В далеком 1979 году зародился такой жанр, как интерактивная литература, interactive fiction (IF), который получил известность благодаря фирме Infocom.

Под интерактивной литературой понимается такая, в которой текст не является фиксированным, а напрямую зависит от действий читателей. С того момента было написано огромное множество хороших и плохих текстовых квестов, интерактивных книг. Но, что важно, наработана методология написания таких произведений.

Умные и усидчивые люди (например, Сэм Эшвелл) проанализировали структуры текстовых квестов, предков нынешних чат-ботов, и выявили повторяющиеся модели дизайна. Использована терминология Сэма.

Пещера времени

Это старейшая и самая очевидная структура выбора пути. Большинство простейших чат-ботов строится по такой схеме. Она довольно универсальна: чат-боты — консультанты, чат-боты — игры, техподдержка. На такой схеме можно построить даже интернет-магазин в мессенджере: чат-бот выясняет потребности клиента и на выходе выдает два-три варианта подходящего именно ему товара.

Перчатка

Схема более длинная, чем широкая. Обычно имеет одну центральную ось, от которой идут ответвления, которые заканчиваются либо остановкой чат-бота, либо возвращением на один или несколько этапов назад.

Такие схемы хорошо подойдут для создания прогревающих воронок, образовательных проектов. Мы отправляем клиенту некий контент, по которому далее задается вопрос, мы понимаем, готов ли клиент к переходу дальше, если нет, «греем» еще.

Ветки и бутылочное горлышко

Структура чат-бота разветвляется, но всегда сходится на ключевых этапах. Эту схему можно назвать более продвинутой версией перчатки. Сейчас она используется не столь часто, потому что чат-боты находятся на этапе зарождения и пользователи пока не особо требовательны, но совсем скоро все изменится :)

Использование в принципе тоже должно быть понятно. Допустим, у нас есть стандартная схема: лид-магнит → трипваер — основной продукт → максимизатор прибыли → тропинка назад. Это основная линия, которую должен пройти наш клиент, но мы создаем иллюзию выбора предлагая ему различные варианты, исходя из его предпочтений. Но итог один...

Квест

Структура сложная, хотя и очень интересная для пользователя. В виду своей сложности использование в маркетинговых целях не то чтобы нецелесообразно, но нужно очень четко понимать, для чего вы собираетесь проделать эту работу.

Очень хорошо подходит для геймификации. Если вам удастся создать по настоящему интересный квест, весьма вероятно его вирусное распространение, ну а там бесплатный охват и прочие плюшки.

Открытая карта

Схема, по которой можно перемешаться в обе стороны. Такую структуру имеют личные кабинеты в мессенджере. Или можно сделать, например, путеводитель по торговому центру, где общее меню — этаж ТЦ, есть разделение по типам отделов, из которых ведутся ссылки на конкретные магазины (на скидки из конкретных (платящих) магазинов).

На этом, пожалуй, все, в следующей статье сделаю подборку наиболее любопытных, на мой взгляд, чат-ботов. Ставьте лайки :)

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Ломаев

Рынок чат-ботов сейчас на этапе подъёма. Этап зарождения закончился. Люди уже перестали спрашивать что такое чат-бот, но ещё плохо представляют все возможности мессенджер-маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копельман

Вы правы Вадим

Может нам коллеги стоит  чаще доносить бизнесу про функционал чат-ботов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

В общем смысле чат-боты нужны для автоматизации бизнес-процессов( в частности продаж), но чтобы автоматизировать процесс в первую очередь он должен быть описан - а с этим в компаниях малого( а часто и среднего) бизнес плохо

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

А я думаю, это как раз наиболее наглядная, понятная схема бота. Бизнес, заказчик, воспринимает бота на уровне пользователя, как конечный продукт, в общем. Заказчика не особо интересует, каким способом, каким функционалом можно получить этот конечный продукт

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копельман

Вам Владимир она понятна потому, вы специалист

А, бизнес все таки хочет видеть и в общих чертах понимать, как работает инструмент, за который он платит серьезные деньги

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Если, к примеру, я покупаю фотоаппарат, то меня интересует конечный результат, качество фотографий

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей

Владимир, в закрытие продажи надо смотреть глубже. Объясню на вашем примере понятия:
"Качество фотографии" - второстепенная Потребность
"Хочу получать фотографии" - ваша главная Боль
Вам важна Потребность, так как вы знаете свою Боль и сами уже решили закрыть Боль Покупкой фотоаппарата. Так как Боль в вашем случае известна и практически закрыта, ведь у вам уже есть намерение покупки, то вы переходите к удовлетворению Потребности.

С продажей чат-бота для бизнеса тоже самое, но на шаг Назад.
У бизнеса есть Боль. НО:
1. Бизнес ее часто не знает, так как не проводит анализ обратной связи от клиентов
2. Боль известна, Но не известно как решить

И функциональные схемы необходимо показывать бизнесу для того чтобы объяснить и обосновать 2 вещи:
1. Боль действительно закрывается вашим решением
2. Боль закрывается "вот этими" конкретными действиями

"Мифическим результатом" на этапе согласования Боль не закрывается, так как Результат может быть виден исключительно в работе решения.

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

На основе каких данных вы делаете свое утверждение о "подьеме"? Можно сслылку на исследование не старее 6 месяцев (сделанное незаинтересованной организацией)?

Я попытался самостоятельно оценить ситуацию на основе сентиментов в сети, и мне представляется, что все на самом деле плохо для чат-ботов. Даже появилось приложение, которое их блокирует. Чат-боты стали чем-то вроде "Скрепки Майкорософт".

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев
Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

Так сделайте запрос в интернете. Я запросил "рынок чат-ботов в россии 2019".

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Спасибо. Я исследовал вопрос в мире в целом. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копельман

Вообще-то смысл схем думаю понятен только спецам

И не может объяснить логику бота
А ведь путь клиента в боте , это самое главное
Я думаю такая структура схем, вряд ли будет понятна бизнесу

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей

Сама по себе схема конечно не объяснит логику "неподготовленному уму". А вот граммотные комментарии создателя схемы очень даже могут. Здесь стоит вопрос вашего общения с клиентом.

На своем опыте скажу, когда приезжаешь к клиенту и вместо обычной скучной презентации раскладывается огромная распечатка функциональной схемы, открывшему рот собственнику вручается фломастер и говорятся слова: " Вот за "это" вы оплатите н-сумму, не малую, так давайте вместе посмотрим какие проблемы и как именно закроет "это". В процессе вы можете своей рукой сделать исправление или пометку". Клиент после такого ваш)))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

Когда клиент визуально понимает схему с ним легче  общаться. Так легче понять что ему нужно. Многие хотят чего-то, а объяснить не могут. А когда он сам принимает участие, тут можно с ним делать всё.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Янковская

9 из 10 переключение с бота на человека. Лишняя трата времени пользователя. Во всех продуктах, которыми пользуюсь втроены чат боты на поддержку, и это всегда тупик для бота, так как пишу когда действительно что-то проблемное.

В продажах сложных технических продуктов чат бот никудышная тупая хрень. 

Хорошо работает со сценарием подтвердить, согласовать и т.п. У сдэк хорошо реализовано. 

Тут на виси один товарищ про тунели продаж заливал. Так вот да, когда сталкиваешься с тупыми сценариями, проваливаешься в тунель тупизны, где мрачно и тоскливо. 

Когда нейронка будет реально понимать сложные запросы, тогда диалог человека и интерфейса будет гуд. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Те боты, про которых Вы упоминаете, голосовые. Они и меня очень раздражают. Есть совсем другого типа боты. Очень дружелюбные, и в них всегда в любой момент есть выбор действий для пользователя. И не надо ждать, когда наговорится голосовой робот

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

Почему Вы решили, что я говорю о голосовых ботах?)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Мой комментарий был Ольге Янковской, у меня сложилось такое мнение)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

К слову сказать - когда говорят о голосовых ботах вызывающих негатив, обычно имеются в виду - спам-звонки с предложением услуг( в нашем регионе этим грешат стоматологии)), НО в связи со стремительным развитием голосовых ассистентов и "умных" колонок -  в голосовых ботах скрыт огромный потенциал. Например в сфере разработки голосовых навыков для Алисы...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Возможно, развитие идёт стремительно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

Так да не совсем - конечно пока за "спиной" чат-бота должен сидеть оператор, чтобы отвечать на  сложные вопросы. Но как показывает практика очень много типовых вопросов, на которые менеджеры дают шаблонный ответ, но даже если на такой ответ менеджер тратит 5 минут, то на 1000 таких ответов он затрачивает 83 часа, а это  10к рублей при зарплате менеджера 20 000.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Практика показывает, что автоматизация даже части пути существенно разгружает менеджеров и позволяет расходовать их энергию не на рутинные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

такую схему достаточно удобно накидать в miro.com, а потом условными переходами запрогать, но есть ли опыт использования конструкторов ботов, где возможно нормально реализовать сложную схемы квеста, например? Было бы интересно увидеьт обзор таких сервисов!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

Посмотрите на Chatforma. Сильный функционал.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

для начала неплохо бы добавить тарифы :D а то там только триал) причем переход из верхнего меню у меня не отработал

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

нашел тарифы- понял почему спрятаны, 15к\месяц за бота для крупняка может и норм, а для поиграться- ппц дорого!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

Да. Тарифы с нового года поменялись, убрали три промежуточных тарифа. Для знакомства вполне хватает триала. А дальше только профессиональный. 15к/месяц - это доступ к конструктору с полным функционалом и обучением. Сколько ботов сможете сделать, это уже на ваше усмотрение. Брать тариф ради одного бота не рентабельно. Лучше заказать изготовление.

Ответить
Развернуть ветку
Дария Махадиева

Посмотрите getchat.me, вполне несложно реализовать любую структру. 

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей

Платформ достаточно много, в комментариях вам уже сообщили.

Реальность в том что сама по себе платформа не решает. Если человек не может накидать любую схему на бумаге ручкой, то в платформе не сделает ничего.

Встречал огромное количество мнений: "чат-боты фигня, че там делать". Мой ответ: "а вы накидайте хоть раз функциональную схему для решения конкретной задачи, потом поговорим".

Отрисовывать схемы не для каждого ума дело!))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

В некоторых умах всё фигня сделать, пока сами не возьмутся. Вот тогда и начинается самое интересное. Что куда прикрутить.

Если логику понимаешь, остаётся дело техники.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

это скорее для общего развития. Иногда посоветовать надо или поиграться, а программировать лень или нет времени) ну и в целом достаточно интересно сделать, например, игровой квест на такой платформе.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Беккер

Понятная интересная и полезная статья. Недавно был первый опыт внедрения бота клиенту-крупному производителю женской одежды. Начали с того, что сделали онлайн-консультанта (ответы на ЧАВО) плюс отдельно сделали рассылки по группам подписчиков (по категориям товаров). Цена вопроса 15.000, сделано пока сыровато но подписчики в ВК уже довольны. Для руководства это показатель того, что можно дальше идти.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Обычно FAQ небольшого размера. 1-2 страницы. Зачем городить FAQ-бот? Клиенты настолько тупые, что не могут прочитать 1-2 страницы?

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей

Клиенты не "тупые", но каждое поколение XYZ имеет свои "нюансы". И ни у одного из поколений нет черты "люблю читать ненужные мне 2 страницы, чтобы найти ответ на 1 вопрос", это черта отдельных личностей. И я не вам имеюю виду, хотя наверняка вам как и мне "не в лом".
Люди хотять скорости и простоты и именно это монут дать боты.

"Тупой бэк и сценарий" у бота это уже другой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Беккер

Потому что для нас это актуальною. Разбивка по регионам, способы оплаты, доставки, быстрый переход в категории на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Артамонов

Как новичку было интересно.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
MibisBots. Создание чат-ботов для бизнеса

Сохранил в закладки. 

Возможно пригодится при создании своих ботов. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Булгаков

Рекомендуем конструктор чат-ботов для сайтов без знаний программирования с которым вы сделаете любую из этих схем :)
https://WeAsk.ru
Статья о чат-боте на vc: https://vc.ru/u/488038-mihail-bulgakov/119239-ozhivlyaem-lending-s-pomoshchyu-chat-bota-weask

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда