Airbnb: бизнес-модель и SWOT-анализ
Airbnb – онлайн-площадка для размещения и поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Бизнес-модель Airbnb – это многосторонняя платформа, соединяющая путешественников с хозяевами со всех уголков планеты. Благодаря коммерциализации доверия между владельцами недвижимости и арендаторами, сдающими жилье на короткий срок, Airbnb стала одной из самых известных компаний в индустрии гостеприимства. Если вы любите путешествовать, то наверняка слышали о компании Airbnb или пользовались ее услугами.
Airbnb – это, в двух словах, торговая площадка, которая позволяет владельцам помещений, сдаваемых в аренду, находить людей, которым нужно место для ночлега. Однако когда компания была основана в 2008 году, это была простая идея двух друзей, которым нужны были деньги, чтобы платить за жилье. Они собрали три надувных матраса и выставили их в аренду. А потом они поняли, что идея может пойти гораздо дальше.
В настоящее время Airbnb – это полностью цифровая платформа, которая работает только через приложение и сайт. В компании нет обслуживающего персонала, нет офисов, куда могут прийти клиенты. И сама Airbnb не владеет никакой недвижимостью. Она лишь позволяет соединить людей, которым есть что предложить, с теми, кто заинтересован в том, что они предлагают.
Для простого сравнения: так же, как Uber предоставляет более 1 миллиона поездок в день, не имея ни одного автомобиля, Airbnb делает почти 80 000 бронирований в день, не имея ни одной собственной комнаты.
Как работает Airbnb?
Согласно сайту Airbnb "соединяет людей с местами, где можно остановиться и чем заняться, по всему миру. Сообщество держится на хозяевах, которые предоставляют своим гостям уникальную возможность путешествовать как местные жители". По сути, это рынок, доступный через приложение или веб-сайт, который соединяет путешественников и собственников помещений.
То есть люди, у которых есть имущество или неиспользуемая недвижимость, могут получить дополнительный доход, сдавая их в аренду. С другой стороны, люди, нуждающиеся в жилье, могут арендовать эти помещения напрямую у владельцев, гарантируя более низкую цену, чем в отелях или на рынке недвижимости, которые размещены в агентствах, а иногда они могут взаимодействовать с владельцами, приближая их к местной культуре.
Как работает сервис:
- Собственники указывают в приложении Airbnb всю информацию о помещении, которое они сдают в аренду, включая запрашиваемую цену;
- Если есть возможность, Airbnb отправляет на место фотографа, чтобы тот сделал качественные снимки жилья;
- Путешественник заходит в приложение и ищет на месте недвижимость с нужными ему характеристиками и ценовым диапазоном;
- Затем путешественник бронирует номер через цифровую платформу, не связываясь с хозяином;
- Путешественник производит оплату Airbnb, включая комиссионные за транзакцию;
- Хозяин помещения должен согласиться с арендной платой;
- Если все в порядке, путешественник остается в арендованном помещении, а Airbnb платит хозяину за аренду, вычитая свою комиссию;
- Наконец, и хозяин, и путешественник могут оценить опыт и написать о нем отзыв.
Стоит напомнить, что Airbnb представлен более чем в 190 странах, у него более 650 000 собственников помещений и около 30 миллионов бронирований в год.
Краткая история Airbnb
Компания Airbnb появилась на свет благодаря тому, что ее основатели нуждались в дополнительных деньгах. Брайан Чески и Джо Геббиа были соседями по дому и испытывали трудности с оплатой аренды. В то время в Сан-Франциско должна была состояться конференция по промышленному дизайну, и все гостиницы были полностью заняты. Поэтому они собрали три надувных матраса и предложили кровати и завтрак дизайнерам, ищущим комнату на время конференции.
Для рекламы матрасов они создали сайт airbedandbreakfast.com. После этого они позвали Натана Блечарчика, бывшего соседа Геббиа по дому и выпускника факультета компьютерных наук, чтобы он создал более полную платформу для совместного использования жилья пользователями. Сайт был готов в 2008 году, когда Денвер собирался принять Демократическую национальную конвенцию.
Нацелившись на этот район, они разместили сотни объявлений. Поверив в идею, основатели захотели собрать деньги для новой компании. В связи с выборами в Америке они создали на заказ коробки с хлопьями Obama-O's и Cap'n Mccain's, и благодаря этому им удалось собрать 30 000 долларов. Как бы то ни было, в то время венчурные капиталисты начали замечать стартап и вкладывать в него деньги.
В марте 2009 года компания сменила название на нынешнее Airbnb. Не прошло много времени, как компания начала расти в геометрической прогрессии, стремясь к прибыли. В 2014 году стартап добавил к платформе Airbnb Experiences, где люди могут проводить экскурсии, посещать достопримечательности, готовить, есть, проводить занятия и заниматься другими видами деятельности.
Кто владеет Airbnb
Три сооснователя Airbnb, владельцы компании, работают и по сей день. Брайан Чески является генеральным директором, Джо Геббиа – исполнительным директором, а третий соучредитель, Натан Блечарчик, занимает должность директора по безопасности (Chief security officer – CSO).
С момента IPO в 2020 году в компанию инвестировали Vanguard Group, FMR LLC, Capital Research Global Investors и Blackrock Inc. Индивидуальные акционеры компании владеют примерно 11,28 % ее акций, в то время как владельцы паевых инвестиционных фондов имеют около 35,69 % акций компании. Хотя индивидуальные держатели владеют меньшим количеством акций компании, чем институциональные, они все равно оказывают значительное влияние на решения компании.
Миссия Airbnb
“Миссия Airbnb – создать мир, в котором каждый может жить в любом месте и мы сосредоточены на создании комплексной платформы для путешествий, которая будет решать все вопросы, связанные с вашей поездкой".
Как Airbnb зарабатывает деньги
Доход Airbnb поступает из трех основных источников:
- Комиссия от собственников помещений. Эта комиссия варьируется от 3 до 5% от суммы, взимаемой за аренду. Хозяева могут размещать свои объявления бесплатно, и с каждого бронирования Airbnb удерживает свою комиссию. Для хозяев, предлагающих опыт (события и мероприятия), комиссия составляет 20%;
- Сборы с арендаторов (за транзакцию). Airbnb взимает от 0% до 20% от суммы бронирования в качестве комиссии за транзакцию. Этот сбор также взимается с каждого бронирования и варьируется в зависимости от курса.
- Комиссия только от собственников гостиниц, помещений. Собственники, размещающие традиционные гостиничные объявления и квартиры с обслуживанием, подключенные к Airbnb через программное обеспечение, платят только за размещение. При этом комиссия с гостей (арендаторов) не взымается. Комиссия для собственников составляет от 14 до 16 % (может быть выше в зависимости от условий объявлений). Чтобы упростить процесс оплаты, комиссия вычитается из суммы, выплачиваемой хозяину, перед выплатой.
Будем рады если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.
В случае использования материалов, необходима ссылка на канал)
Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 40 примеров бизнес-моделей.